Интурмаркет с 1 октября

Нерадько провел разбор полетов «Русавиа»

Вчера в Минэкономразвития РФ состоялась пресс-конференция, посвященная ситуации на рынке чартерных авиаперевозок, спровоцированная авиакомпанией «Русавиа» (см. RATA-news №№ 195-204). На ней присутствовали заместитель министра экономического развития и торговли Владимир Стржалковский, первый заместитель министра транспорта РФ, руководитель Государственной службы гражданской авиации Александр Нерадько, начальник управления лицензирования Минтранса РФ Станислав Овчаренко, президент РАТА Сергей Шпилько и журналисты более 40 изданий, радиостанций и телевидения.

Во вступительном слове Владимир Стржалковский подчеркнул роль Минтранса в решении «новогодних» проблем турфирм - консолидаторов рейсов. Он отметил, что, обратившись к Александру Нерадько за помощью, почувствовал адекватное восприятие ситуации и полную поддержку. Г-н Стржалковский напомнил, что, решая похожие проблемы в апреле прошлого года, когда возникла напряженная ситуация с чартерными перевозками на Испанию, он взаимопонимания с прежним руководством гражданской авиации не нашел, поэтому тогда пришлось обращаться непосредственно в правительство России. Поблагодарили г-на Нерадько и присутствующие на пресс-конференции руководители фирм-консолидаторов «Ванд интернешнл», «Валтекс», «Русский Холидей».

Александр Нерадько рассказал журналистам, что в предновогодние дни Минтранс, стараясь предупредить возможные неприятности, издал два распоряжения. Одно – о бесперебойной работе аэропортов и служб обеспечения полетов, второе – о резервировании воздушных судов на случай непредвиденной замены. «Мы предусмотрели все, - сказал Александр Нерадько. – Кроме возможности фальсификаций». Как выяснила комиссия по служебному расследованию деятельности «Русавиа», руководство авиакомпании для получения разрешения на полеты представила в Минтранс недостоверные сведения и фальсифицированные документы. В частности, подложными оказались некоторые договора об аренде самолетов в других авиакомпаниях, на одном из документов подделана подпись руководящего лица, а самолет Ил-62, переоборудованный для грузовых перевозок, был оформлен как пассажирский. Г-н Нерадько не исключает, что результаты служебного расследования будут переданы в следственные органы.

Александр Нерадько поблагодарил авиакомпании, которые в этой сложнейшей ситуации не замедлили придти на помощь пассажирам и турфирмам и взяли на себя значительную часть расходов по оплате перелетов и топлива. Это «Аэрофлот», «Пулково», «Альфа авиалинии», «Авиалиния-400», ГТК «Россия», «Полярная авиация», Казанское авиапроизводственное объединение.

Как сообщил присутствующим начальник управления лицензирования Минтранса РФ Станислав Овчаренко, у авиакомпании "Русавиа" отозван сертификат эксплуатанта и лицензии на авиаперевозки. Как известно, еще раньше, 4 января, ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» распространило заявление, что в одностороннем порядке приостанавливает действие договора с «Русавиа» с 25 января по 25 марта с.г. Г-н Овчаренко рассказал, что в Минтрансе заканчивается работа над новым положением о лицензировании авиаперевозок, которое предусматривает более жесткую позицию в плане защиты интересов потребителей. В частности, для получения лицензии необходимо: предоставить гарантии обеспечения безопасности перевозок; иметь в наличии исправные воздушные суда; строго соблюдать стандарты обслуживания; иметь опыт работы на рынке авиаперевозок; подтвердить экономическое состояние авиакомпании – уставной капитал, резерв, депозит или гарантии определенных банков; страховое обеспечение перевозок. Сегодня, 18 января, это положение должно быть утверждено на собрании представителей ведущих авиакомпаний России. Станислав Овчаренко сообщил, что в стране зарегистрировано около 290 авиаперевозчиков, которые, по всей видимости, пройдут новый этап лицензирования.

Сергей Шпилько в своем выступлении отметил, что защита прав потребителей при чартерных перевозках является серьезной проблемой во многих странах. Поэтому для предотвращения «новогодних» ситуаций, необходим механизм контроля, в частности, по финансовым гарантиям консолидаторов рейсов. «Нельзя поднимать чартеры на последние деньги», - считает г-н Шпилько. Он обратил внимание журналистов на джентльменское поведение турфирм, которые постарались еще в течение тура возместить клиентам потери, продлевая начавшийся с опозданием отдых. Другое дело, что у одних нашлись резервные средства для решения возникших проблем, а другие оказались некредитоспособны. Поэтому так важно, чтобы подтверждение по всей цепочке платежей, связанных с обслуживанием рейса, отстоем бортов и возвратом туристов, консолидаторы получали еще до вылета и именно от тех, кому эти платежи предназначены. Анализ рынка чартерных перевозок показывает, что главные проблемы возникают в Москве. В регионах их значительно меньше, так как участники рынка располагают достаточно полной информацией о своих партнерах. В этой связи директор компании «Русский Холидей» Виктор Загребин заметил, что на «дорогих» направлениях необходимо страховать туристов от возможного невылета. Это поднимет стоимость турпакета всего на 2%, зато избавит от форс-мажора, подобного тому, что устроила «Русавиа». А, по мнению директора фирмы «Валтекс» Феликса Дубовицкого, единственным способом уберечься от «некорректного перевозчика» может стать двойной депозит – вклад определенной суммы в страховую компанию или в банк и перевозчиком, и консолидатором.

Владимир Стржалковский сообщил, что между представителями Ассоциации эксплуатантов воздушных судов и РАТА достигнута предварительная договоренность об обмене оперативной информацией по ситуации на туристическом рынке и рынке авиаперевозок. Как считает Станислав Овчаренко, необходима и вполне возможна организация взаимных консультаций для консолидаторов и перевозчиков, предваряющих заключение договоров. Кроме того, обсуждалась и тема соответствующих «черных списков», но по этому поводу общее мнение пока не выработано.

Отвечая на вопросы журналистов, Александр Нерадько сказал, что в прошлом году зафиксирован рост объема пассажирских авиаперевозок на 1%, что очень неплохо на фоне многолетнего падения этого показателя. Что же касается авиапарка, то наличие 7 тысяч бортов достаточно для обеспечения пассажирских перевозок, в том числе чартерных, в необходимом объеме. Как заметил Владимир Стржалковский, проблемы чаще всего возникают не с цепочками чартеров, а с отстойными рейсами, для которых бортов не хватает. Особое мнение высказал г-н Стржалковский по поводу сетований туроператоров о том, что никогда не знаешь, с добросовестным ли перевозчиком заключаешь договор. Он считает, что те контракты, которые подписали консолидаторы рейсов «Русавиа», многие туроператоры оформлять бы не стали. Представителей турбизнеса должно было сразу насторожить то обстоятельство, что договор они оформляют не с перевозчиком, а с посредником – компанией «Рурсавиа-тур».

Что касается компенсаций турфирмам и авиаперевозчикам, потерявшим значительные суммы, то Александр Нерадько сообщил о гарантийных письмах, предоставленных компанией «Русавиа», с обязательством выплатить долги. Однако мало кто из участников событий в это верит.

В целом, пресс-конференция еще раз подтвердила, что взаимодействие турбизнеса и власти возможно, в том числе и в экстремальных ситуациях. И дело здесь не только в законах, которые далеки от совершенства, а в профессионализме и даже просто в человечествах качествах тех, кто участвуют в решении возникающих конфликтов.