Ямал создает бренды арктического туризма
Ямальский туризм в последние годы в целом развивается стабильно и динамично. Ежегодно растет турпоток и спрос на туруслуги. Например, в 2005 году на туристическом рынке Ямала с разной степенью эффективности работало шесть организаций, которые в течение года обслужили 2870 туристов. Сегодня в округе 28 таких компаний, и их клиентами в прошлом году стали уже 25 тыс. туристов.
В регионе создано несколько туристических брендов, ставших визитной карточкой: Полярный круг, Дедушка Севера – Ямал Ири, Сталинская стройка ГУЛАГ, День оленевода, Мамонтенок Люба. Идея создания ямальского Деда Мороза была выдвинута еще в 2007 году. Сегодня «Ямал Ири» – зарегистрированный товарный знак, который разработан на основе мифотворчества коренных малочисленных народов Ямала. По данным окружного департамента по молодежной политике и туризма, за весь период работы Ямал Ири принял участие в 338 мероприятиях, посетил более 70 муниципальных образований в округе и регионов России.
Профильным департаментом за 2009-2010 годы разработано 25 новых маршрутов по территории округа. Это – рыболовные, охотничьи, водные, историко-познавательные, эко-этнографические, экстремальные, событийные и экскурсионные туры, походы выходного дня. Для гостей Ямала разработана «Памятка туриста», подготовлен картографический материал, обеспечивается их безопасность. По этим программам осуществлялся прием туристов из Франции, Германии, Болгарии, Екатеринбурга, Сургута, Перми, Москвы и т.д. Особой популярностью у самих ямальцев пользуются маршруты выходного дня, которые востребованы как среди корпоративных клиентов, так и индивидуальных туристов.
Приоритетным направлением в сфере окружного туризма является межрегиональное и международное сотрудничество. Так, на сегодняшний день Ямал заключил соглашения с Краснодарским краем, Санкт-Петербургом, Вологодской, Тюменской областями и Ханты-Мансийским автономным округом. Кроме этого, Ямал – постоянный и узнаваемый участник туристических форумов.
Вместе с тем, анализ показывает, что в основном в регионе развиваются лишь этнографический, водный, рыболовный и охотничий направления туризма. В меньшей степени спортивно-оздоровительный, горнолыжный и социальный туризм для пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями. Отмечается нехватка профессиональных кадров и информационной поддержки.
Для укрепления позиций Ямала в сфере туризма разработана и принята целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в автономном округе на период 2012-2014 годов» с общим объемом финансирования 51 млн. рублей.
Отличие новой программы от ранее действующих заключается в том, что в нее вошли принципиально новые тактические задачи. В результате их реализации ожидается улучшение качества обслуживания туристов, в том числе за счет повышения квалификации персонала и разнообразия предоставляемых услуг. Будут готовиться кадры из местного населения, расширяться география туристских маршрутов. Программа нацелена на увеличение числа прибывающих на Ямал иностранных и российских туристов, рост количества организаций и предприятий, работающих в сфере внутреннего и въездного туризма, на формирование информационных и рекламных ноу-хау, в том числе с широким использованием интернет-технологий. Важно, что особое внимание будет уделено созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния местного населения, что, в свою очередь, приведет к увеличению объема финансовых поступлений в автономию за счет роста въездного туристского потока.
Александра Пенчук, специально для RATA-news
РОССИЯ
Ольга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»