Travelport с 18 января

Внутренний туризм России за год вырос всего на 1,6%

По итогам 2010 года российский внутренний туризм вырос по сравнению с показателями 2009 года на 1,6%. Такое заявление со ссылкой на данные ВЦИОМ сделала на пресс-конференции в РИА «Новости» заместитель генерального директора компании «Солвекс-Трэвел» Людмила Сысойкина. Столь скромный результат (в абсолютных цифрах – это примерно 32 млн. человек) она охарактеризовала как «стагнацию на рынке внутреннего туризма, а не стабильность».

«Анализ показателей по регионам свидетельствует, что даже тот незначительный прирост, который имел место, произошел за счет россиян, отказавшихся от дальних поездок и отдыхавших на курортах рядом с домом, а также за счет самостоятельных туристов», – заявила г-жа Сысойкина. По ее мнению, и в 2011 году роста внутреннего туризма не будет, поскольку даже в самых смелых прогнозах речь идет об увеличении максимум на 4-5%.

Одной из причин такого положения дел Людмила Сысойкина считает неконкурентоспособность российского турпродукта по соотношению цена-качество. «Если причина стагнации – падение покупательной способности, то почему растет выезд? Значит, дело именно в качестве самого российского продукта», – заявила она, отметив, что на ценообразование российских туроператоров влияет макроэкономическая ситуация в стране, а именно постоянный рост цен на энергоносители, коммунальные услуги и продукты, а также высокое налоговое бремя, особенно после кадастровой переоценки земель. Транспортная составляющая, в частности, высокие цены на билеты, развитию внутреннего туризма, по ее мнению, также не способствуют.

С этими словами согласился и генеральный директор компании «Алеан» Илья Уманский, отметивший, что политика РЖД не способствует росту пассажиропотока на южные направления России. Так, по его словам, железнодорожные билеты к сезону подорожают на 12%, причем на билеты купе и СВ будет введен повышающий коэффициент. В то же время стоимость авиабилетов, по прогнозам, к лету на южных направлениях вырастет на 15%. Г-н Уманский напомнил, что железные дороги перевозят на порядок больше туристов, нежели авиакомпании, однако темпы роста пассажиропотока на авиатранспорте опережают таковой на железнодорожном – 30-35% против 7-11% в текущем году.

Руководитель туркомпании признал, что туроператорам невыгодно ставить железнодорожные чартеры на южные направления, так как ценовая политика РЖД такова, что стоимость билета в арендованном вагоне выше, чем в железнодорожной кассе. Выход он видит в блочной перевозке, которой занимаются операторы, резервируя места на регулярных рейсах, где цены все же ниже, чем у авиакомпаний.

Представитель компании «Нева» Елена Бородай в свою очередь отметила, что из-за роста цен на гостиничные номера россияне все чаще предпочитают многодневным экскурсионным турам однодневные, не предполагающие ночевки в отелях. По ее данным, номер для одного человека в городах Золотого кольца стоит в среднем 2 тыс. рублей в сутки, в Угличе и Мышкине – 4,5 тыс. Хотя еще в 2009-м цена не превышала 2,1 тыс.

По статистике экскурсионные туры занимают около 30% продаж на рынке внутреннего туризма. В 2010 году экскурсионные туры приобрели, по данным г-жи Бородай, около 7-8 млн. россиян, при этом из-за аномальной летней жары спрос на многодневные туры упал в среднем на 20%.

Курорты Кавказских Минеральных Вод за прошедший год приняли 710 тыс. человек, что всего на 3% больше чем в 2009 году. Более того, после кризиса снизилась глубина продаж – с двух-четырех до одного месяца, хотя, как признала генеральный директор «Раена-КМВ» Светлана Корниенко, среднегодовая загрузка осталась на уровне 100%.

Впрочем, и по ее мнению в 2011 году нет никаких предпосылок для резкого увеличения турпотока, спрос максимум вырастет на 3-7%. Г-жа Корниенко полагает, что цены в самом начале курортного сезона вырастут на 5-17%, но по мере спада загрузки пойдут вниз. Она отметила также, что основной поток на курорты Кавминвод идет из Москвы и Подмосковья, хотя заметно оживление и на таких рынках, как Азербайджан, Таджикистан и Узбекистан.