Интурмаркет с 1 октября

Работа – не благодаря, а вопреки

Активное развитие внутреннего туристического рынка России пока происходит, как говорится, не благодаря, а вопреки. О многочисленных проблемах, с которыми приходится сталкиваться фирмам, предлагающим отдых в нашей стране, мы беседуем с директором московской компании «Пилигрим» Людмилой Степаненко.

- Пожалуйста, для начала несколько слов о Вашей фирме.

- В январе этого года мы отметили 10-летний юбилей. Осваивать внутренний рынок начали одними из первых, а потом сделали его своим основным направлением. Специализируемся на Севере и Северо-Западе России, но есть у нас и маршруты на Байкал и Алтай. Работаем как туроператоры, но не отказываемся и от сотрудничества с местными фирмами, так как полагаем, что они лучше знают специфику своего региона.

У нас есть программы пляжного отдыха, но специализируемся мы на экскурсиях по России. И с этим, кстати, связана одна из проблем. Знающих, профессиональных гидов становится, к сожалению, все меньше и меньше. Причем, везде, не только в глубинке. Те скоропалительные курсы, которые декларируют «подготовку экскурсоводов», с задачей своей явно не справляются. Они пытаются научить слушателей сразу всему, но ведь это невозможно. На выходе получается гид-дилетант, знающий обо всем понемножку, а, по сути, ни о чем, и это заметно сказывается на качестве экскурсий. Молодые гиды порой на самые простые вопросы ответить не могут. Мы, конечно, стараемся держать марку, но делать это становится все сложнее.

- Вы много работаете с регионами. Как, на Ваш взгляд, там обстоят дела с развитием инфраструктуры?

- А вот это еще одна проблема. Если в Подмосковье, в Карелии, в Питере и области еще можно найти хорошую гостиницу, то на отдаленных территориях сделать это гораздо сложнее. И хотя наши туры не предполагают длительного проживания на одном месте, без приличной базы размещения не обойтись. Неплохо в этом смысле развиваются Алтай и Байкал. Сейчас там развернуто мощное строительство небольших гостиниц со всеми удобствами. Наконец-то пришло понимание, что нынешний турист стал весьма требовательным к условиям проживания. Но все равно, даже прислушиваясь к нашим пожеланиям, операторы умудряются совершать ошибки. На Алтае, например, на одной турбазе построили очень милые уютные деревянные домики, но удобства почему-то сделали на улице, причем примитивные (это в наше-то время!) и кровати везде зачем-то поставили двуспальные. Как прикажете размещать, если группа состоит не только из семейных пар?

- Наверное, и дороги в регионах плохи, и транспорт не ахти…

- Не везде и не всегда. И дороги есть классные, и автобусы под перевозку туристов предлагаются современные. Хотя, конечно, в некоторых регионах автобусный парк устарел. Вот Псков, например. Интереснейший город, экскурсии там потрясающие, а автобусы тарахтят и чадят. Ну нет там других! И обновлять автобусный парк пока не на что. Мы честно предупреждаем об этом наших туристов. Или взять вопросы питания. Сегодня нигде «пирожками с котятами» туристов, конечно, уже не кормят. Пища предлагается простая, но здоровая и наша, родная. Но и тут есть свои проблемы. Если пищеблок при гостинице принадлежит городу, то можно и алюминиевые ложки встретить, и сломанные вилки… В Суздале питание на человека обходится примерно в 150 руб., но готовят невкусно, и мы, когда экскурсия короткая, стараемся группы там не кормить, даже советуем брать «перекус» с собой. А в Ростове Великом питание стоит не дороже 80 руб., но предлагают такое, что пальчики оближешь. Конечно, когда едет компактная группа индивидуалов, все проблемы решать легче. Но мы-то, в основном, работаем с корпоративными клиентами.

- Не считаете ли Вы, что компании, специализирующиеся на внутреннем туризме, могли бы объединиться для решения глобальных проблем?

- Это обсуждается, но все только на стадии разговоров. К сожалению, разобщенность фирм, работающих на внутреннем рынке, действительно не позволяет решать серьезные задачи. Хотелось бы, чтобы было больше взаимодействия между нами. Взять, к примеру, проблему, которая связана с массовыми выездами туристов на праздничные дни в Псков или Великий Новгород. 42-й поезд, который один идет в этом направлении, не справляется с потоком туристов. Нужен чартерный поезд. Но одни мы его не загрузим, нужны совместные усилия. Будем рады, если кто-то из коллег откликнется на это предложение.

- Туризм пока трудно назвать обласканной сферой экономики. Вы ощущаете это?

- Конечно! Необходимо рекламировать Россию, и не только для иностранцев. Нам очень нужна поддержка. Например, норма прибыли во внутреннем туризме значительно ниже, чем на выездном. Значит, надо делать хотя бы цены на рекламные публикации в СМИ льготными для операторов по России. Это же очевидно: стоит какому-нибудь сюжету об интересном уголке нашей родины, пройти по телевизору, как количество звонков увеличивается на порядок. Даже состоятельные люди, «наевшись» заграницей, стали проявлять интерес к поездкам в российскую глубинку. Специально для них мы делаем нестандартные, индивидуальные туры. В связи с этим, хотелось бы упомянуть еще об одной проблеме, уже этического порядка. Приходилось наблюдать, как высокомерно и неуважительно по отношению к хозяевам ведут себя некоторые господа туристы. Стыдно за них бывает ужасно. Но… Гостеприимство жителей российской провинции, их радушие и широта души, согревают самые холодные сердца. Вчерашние снобы уезжают со слезами благодарности на глазах.