Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Крупнейшие туристические компании России в 2007 году

08:07, 18 марта 2008

Бизнес 50 лидеров туристического рынка России в прошлом году рос значительно быстрее, чем в 2006 - их валовая выручка превысила $5,2 млрд., увеличившись на 73%. Об этом свидетельствуют данные шестого ежегодного рейтинга «Крупнейшие туроператоры России», который «Коммерсантъ» подготовил совместно с информационным агентством «Туринфо». Основным игрокам удалось сохранить свои позиции в пятерке. Новичком в ней стало туристическое подразделение группы S7 (авиакомпания «Сибирь»), которое в прошлом году усилило свои позиции, купив 90% оператора «Турэнергосервис».

Суммарная валовая выручка за прошлый год, заявленная 50 крупнейшими российскими туркомпаниями, выросла почти втрое - с $3,046 млрд. до $5,278 млрд. Годом раньше темпы роста этого показателя составили всего 26%, а в 2007-м он достиг 73,3%. Гораздо быстрее росла и средняя выручка компаний - 44,6% против 34,7% в 2006-м.

Столь серьезный рост выручки крупнейших компаний происходил на фоне вступления в силу механизма финансового обеспечения деятельности туроператоров. С 1 июня вступили в силу поправки к закону «Об основах туристской деятельности в РФ», которые обязали туроператоров по международному и внутреннему туризму получить банковские гарантии или полисы страхования ответственности на сумму 5 млн. и 0,5 млн. руб. соответственно. Наличие финансового обеспечения стало обязательным условием включения компании в Федеральный реестр туроператоров, вести который начало Федеральное агентство по туризму. Прохождение поправок, вводивших механизм финобеспечения, через Госдуму осенью 2006 года сопровождалось скандалом. Представители Российского союза туриндустрии пытались торпедировать законопроект, заявляя, что предложенные Ростуризмом суммы гарантий слишком велики для средних и небольших туроператоров, которые вынуждены будут уйти из бизнеса, если поправки вступят в силу.

Лидеры туристического бизнеса по итогам прошлого года действительно значительно увеличили свои показатели. У компаний, вошедших в первую пятерку, темпы прироста выручки к 2006 году не опускались ниже 44%. Так, у TEZ Tour они составили 44,2%, у «Натали Турс» - 63,8%, а у группы компаний «Интурист», занявшей первое место, - 55,2%.

«Интурист» также стал первой компанией, чья выручка превысила отметку $500 млн. В прошлом году компания реструктурировала свой бизнес, выделив четыре основных направления деятельности: НТК «Интурист» (туроператорское подразделение), ОАО «Интурист Отель Групп», ОАО «Интурист Магазин путешествий» (розничные продажи туров) и ОАО «Интурист Транспортные услуги». На рост выручки повлияло и то, что во втором полугодии 2007 года «Интурист» довел до 100% свои доли в туроператорах «Скайвей» и «Ривьера», где на начало 2007 года владел 51%. Сейчас все туроператорские активы «Интуриста» объединены в НТК «Интурист». В этом году компания, очевидно, продолжит показывать рост за счет новых приобретений - в декабре 2007 года стало известно, что «Интурист» достиг принципиальной договоренности о покупке 100% туроператора внутреннего туризма «Бюро путешествий “Ориент”». Участники рынка оценивают «Ориент» в $5-10 млн.

В десятке лидеров произошли заметные изменения. Сохранить позиции удалось лишь трем компаниям: «Интурист» удержал первую строчку, компании TEZ Tour и «Нева» — третье и пятое места. Туроператор «Натали Турс» поднялся с четвертого на второе место. Кроме того, в десятку — на четвертую позицию — впервые вошло туристическое подразделение группы S7 (авиакомпания «Сибирь»), в прошлом году купившее 90% туроператора «Турэнергосервис», по экспертным оценкам, за $3,5–4 млн. В рейтинге за 2006 год эта компания заняла 14-ю строчку с выручкой $59,39 млн. и 126,6 тыс. обслуженных туристов. S7 также стала лидером по продажам авиабилетов.

Еще один новичок - компания «Интаэр», занявшая десятую строку. Она участвовала в рейтинге за 2005 год и заняла тогда 18-е место с оборотом в $32,5 и 58,3 тыс. обслуженных туристов. Остальные компании - «Капитал Тур», группа OTI и Pac Group опустились в таблице на одну позицию, а «Инна Тур», у которой рост оборота составил 13,7%, не смогла подняться выше шестой позиции. В прошлом году компания занимала второе место.

Прошлый год стал рекордным по количеству сделок, в ходе которых зарубежные туроператоры приобретали активы в России. В июле прошлого года 80% компании UTE Megapolus Group, занявшей в рейтинге 19-ю строку, приобрел швейцарский турхолдинг Kuoni. Эксперты оценили сделку в $6-7 млн. В ноябре свои позиции в России усилил швейцарский Hotelplan, объявивший о покупке мажоритарной доли в операторе «Асент Трэвел». Всю компанию, чей оборот превышает €30 млн., эксперты оценили в €4–6 млн. Полугодом раньше Hotelplan открыл в России офис своей дочерней компании Interhome, специализирующейся на сдаче в аренду апартаментов в Западной Европе и Северной Америке. Московский офис был создан на базе работающего с 2002 года ООО «Ворлд Хоум Трэвел», выступавшего агентом Interhome. Российская фирма была как юридическое лицо ликвидирована, а ее топ-менеджмент получил 20% в московском офисе Interhome. В 2007 году Interhome рассчитывала обслужить 7 тыс. россиян, заработав $1,8 млн. Наконец, в октябре мажоритарным владельцем петербургской группы «Калипсо» (специализируется на индивидуальном туризме) стал финский туроператор Aurinkomatkat-Suntours, входящий в Finnair Group. За контроль над группой, чей оборот равняется примерно $20-25 млн., финны заплатили около $1 млн.

В этом году иностранные игроки, скорее всего, продолжат наращивать свое присутствие на российском туррынке. Так, в ближайшее время об увеличении своей доли с 34% до 51% в СП TUI Mostravel Russia объявит крупнейший европейский туроператор TUI Travel («дочка» немецкого концерна TUI AG). TUI Mostravel Russia входит в число крупнейших операторов на турецком и египетском направлениях, его бизнес сопоставим по оборотам с участвующей в рейтинге группой OTI.

Поглощений можно ожидать и среди российских туроператоров. В начале этого года «Натали Турс» объявила о покупке примерно за $1 млн. 51% компании «Пантеон», специализирующейся на турах в Грецию (оборот в 2006 году - около $25 млн., 32-е место в рейтинге). Оставшиеся 49% «Натали» планирует докупить по итогам предстоящего летнего сезона.

При подготовке рейтинга были разосланы анкеты 1,5 тыс. туроператорским фирмам. Для региональной выборки из 89 регионов России было отобрано 20 таких, где работает 50 и более туркомпаний. В результате анкеты получили турфирмы из более чем 100 городов. За шесть лет существования рейтинга количество фирм, готовых публиковать информацию о себе, почти не меняется: в этот раз данные предоставили 70 компаний против 63 в прошлом году. Туроператоры рейтинговались в зависимости от объема валовой выручки в 2007 году.

Крупнейшие туристические компании России в 2007 году

Обсудить в telegram

вам может быть интересно