Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№4767

Правление РСТ обозначило приоритетные направления работы на 2019 год

На минувшей неделе в Москве прошло очередное заседание правления Российского союза туриндустрии (РСТ). В повестку дня вошли отчет о работе объединения за 2018 год, утверждение плана работы на 2019 год. Обсуждалась также позиция союза по актуальным вопросам развития туристического рынка – визовые формальности, фискальная нагрузка на бизнес, классификация средств размещения, совершенствование законодательного регулирования в сфере туризма.

Вел заседание президент РСТ Сергей Шпилько. Во встрече приняла также участие глава Ростуризма Зарина Догузова. В частности, она активно участвовала в обсуждении возможности визовых послаблений для въездных туристов.

С отчетным докладом о деятельности союза в 2018 году выступил вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. По его словам, союз в прошлом году активно работал над решением текущих задач турбизнеса. В частности, в связи с чередой банкротств туроператоров летом 2018 года РСТ направил в правительство предложения по изменению законодательства – ввести в функционал Ростуризма и «Турпомощи» элементы мониторинга и контроля рынка. Таким образом, наряду с механизмом компенсации ущерба туристам должен заработать и механизм предотвращения таких событий. Напомним, с сентября 2018 года, согласно изменениям в закон 132 ФЗ, Ростуризм может исключать туроператора из реестра без его официального заявления об остановке деятельности. По словам Юрия Барзыкина, если бы такая возможность была у ведомства уже в июне, когда фактически прекратил деятельность туроператор «Натали-Турс», число пострадавших и масштаб ущерба были бы меньше.

«Невозможно бесконечно увеличивать ответственность туроператоров, нужны и другие меры. Например, страховые компании и «Турпомощь», согласно закону о персональных данных, не могут обмениваться списками туристов, что очень затрудняет процесс», – сказал он. Вице-президент также полагает, что с Минэкономразвития надо обсуждать не только стратегические вопросы, но и операционные. Обмен списками туристов – как раз из числа насущных.

Вице-президент РСТ считает также актуальным ускорить процесс решения «автобусного» вопроса. Здесь как минимум три проблемы. Прежде всего, так называемый возрастной ценз автобусов для детской перевозки. Правительство уже несколько лет, нередко в самый последний момент, откладывает его введение. Однако работать в таких условиях невозможно, как и невозможно бесконечно переносить решение этого вопроса.

Еще одна тема – обновление туристического автобусного парка. Дефицит техники, прежде всего, для детской перевозки, ощущается уже очень остро, при этом у компаний просто нет средств на приобретение новых автобусов. Уровень рентабельности туристических автобусных перевозок так низок, что покупка 2-3 новых машин ситуацию не спасает. Рентабельность, по словам экспертов, «возникает только с 25 автобуса». Серьезно осложняют работу автобусных компаний, а заодно с ними, и турфирм – жесточайшие штрафы со стороны ГИБДД за малейшие нарушения, которые в силу специфики туристических перевозок часто просто неизбежны.

С 1 марта вступил в силу закон об обязательных лицензиях для заказных автобусных перевозок, в том числе туристических. И теперь в течение 120 дней перевозчики должны оформить лицензии. Если это не будет сделано, то при истечении переходного периода должностным лицам грозит штраф до 50 тыс. рублей, индивидуальным предпринимателям – до 100 тыс., а юридическим лицам – до 400 тыс. рублей. При повторном нарушении к ним добавится конфискация транспортного средства. Но, как говорят в турбизнесе, если перед 1 июля большая часть не успеет пройти процедуру, срок введения лицензирования придется переносить. Иначе будет сорван туристический сезон, например, перевозка детей в летние лагеря.

Среди тем, которыми предстоит в этом году заняться РСТ, – субсидирование туроператоров по внутреннему туризму, одним из инициаторов которого, кстати, был в свое время именно РСТ, а также распространение этого механизма на въездной туризм. РСТ также продолжит мониторинг действия курортного сбора, против введения которого активно выступала. «Мы вовремя вмешались, и курортный сбор был принят в урезанном виде. Противодействие этой непопулярной и неэффективной мере надо продолжать», – сказал г-н Барзыкин.

Президент РСТ Сергей Шпилько подробно остановился на предстоящей классификации отелей. По его словам, закон о классификации принят вполне приемлемый, рабочий, однако в нем есть несколько серьезных недостатков, требующих корректировки. Например, из перечня объектов размещения исчезли гостевые дома, есть перекос с излишней централизацией самого процесса классификации, из него практически выключены региональные органы управления, хотя опыт классификации перед ЧМ по футболу прошел быстро и эффективно во многом благодаря именно регионам.

Кроме того, не менее 600 гостиниц, по словам Сергея Шпилько, сейчас «зависло», потому что они прошли классификацию в прошлом году, но не были зарегистрированы. На решение всех этих вопросов нужно время, а закон о классификации вступает в силу уже 1 июля. Сейчас предстоит классифицировать более 1 тыс. отелей, что непросто, так как механизм классификации еще не заработал. «В Минэкономразвития пообещали перенести сроки вступления закона в силу. Если это не получится, то в разгар сезона многие отели окажутся без классификации. Судя по всему, РСТ надо срочно заниматься и автобусами, и гостиницами, иначе отрасль рискует остаться в сезон без тех и других», – заметил г-н Шпилько.

Директор крупнейшего в Европе московского гостиничного комплекса «Измайлово» Алексей Воробьев указал и на другие серьезные проблемы, с которыми сейчас сталкиваются гостиницы. Они тоже требуют внимания РСТ. Прежде всего, имущественный налог. Когда пять лет назад правительство перевело расчет имущественного налога по кадастровой стоимости, то «старый» налог в размере 13 млн рублей для «Измайлово» превратился по новой форме уже в 142 млн. Благодаря московскому правительству и Сергею Шпилько, руководившему тогда московским туризмом, налог удалось снизить до 32 млн. рублей. «И хотя за последние пять лет налог успел подрасти до 62 млн. рублей, проблема сейчас в другом. С 1 января 2020 года заканчивается льготный период, и ставки по имущественному налогу вырастут в разы. Для «Измайлово», в частности, сумма составит уже 240 млн. рублей», – пояснил г-н Воробьев. По его словам, в тяжелой ситуации окажется не только его комплекс, но и вся Москва, поэтому надо срочно что-то делать – кадастровая оценка в стране выполняется по-разному, но главное, что она оторвана от реальной жизни и становится для бизнеса непосильным бременем.

Правление также подробно обсудило варианты послабления визового режима для иностранных туристов. По словам главы Ростуризма Зарины Догузовой, ведомство должно в конце марта представить свои предложения по этому вопросу, вошедшему в число поручений президента РФ. Генеральный директор компании «Свой ТС» Сергей Войтович рассказал, что один из путей решения проблемы – введение электронной визы по аналогии с паспортом болельщика Fan ID, который отлично выполнил свою задачу на Кубке конфедераций и ЧМ-2018, обеспечив фактически безвизовый въезд в Россию миллионам болельщиков из разных стран. Для получения паспорта болельщика гости заполняли анкеты с персональными данными и указывали номер билета от FIFA на посещение матча.

Г-н Войтович предлагает теперь вместо номера билета на матч вводить номер электронной путевки, который предоставляет туристу российский туроператор. «Соединив путевку с электронной визой, можно реально поднять въездной поток в нашу страну», – уверен он.

По словам президента РСТ, он полностью «за» этот проект, в частности, РСТ уже направил соответствующее письмо в адрес Минэкономразвития и Ростуризма. Тем не менее, г-н Шпилько уверен, что предлагать правительству надо не один, а несколько вариантов – любая мера по упрощению визового режима будет работать на пользу въездного потока. Президент РСТ, например, заметил, что предоставить право приема туристов по электронным визам можно не только туроператорам, но и коллективным средствам размещения. Большинство гостиниц, которые реально работают с въездным турпотоком, давно внесены в Единый федеральный реестр в качестве туроператоров по въездному туризму, а значит, тема оформления электронных виз касается и их тоже.

«Полагаю, что и 72-часовой безвизовый транзит, и увеличение сроков действия российской визы, и активизация выдачи многократных виз – все эти варианты смягчения режима надо продвигать вместе с электронными визами», – согласен Юрий Барзыкин.

Члены правления обсудили также необходимость начать переговоры с различными системами бронирования, в частности, Букинг.ком, которые пользуясь пробелами в законодательстве, диктуют рынку свои условия. В частности, как заметил г-н Шпилько, от них необходимо потребовать отмены пункта в договорах с гостинцами о паритете цен, приведения деятельности в соответствие с законодательством РФ, взаимодействия только с классифицированными объектами размещения.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Россияне стали чаще ездить в санатории, совмещая отдых и оздоровление

Оздоровительный туризм в России – единственное направление, которое, несмотря на кризис последних лет, не только не падает в объемах, но и показывает ежегодный рост. «Клиенты все больше интересуются этой темой. В России за последний год оздоровилось порядка 7 млн человек, это на 10,7% больше, чем в 2017 году. Примерно 20% загрузки в российских санаториях дают организованные туристы», – рассказала коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах на конференции «MITT 365 – диверсификация турпродукта» для турагентств и туроператоров.

Последние четыре года количество поступающих оператору запросов на здравницы Кавминвод ежегодно растет более чем на 20%. Очень высоким спросом пользуются санатории Сочи, Анапы и Геленджика, они заполнены практически круглый год. «Крымские объекты пока отстают, им придется догонять курорты Краснодарского края по уровню сервиса и инфраструктуры», – отметила г-жа Булах. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), Россия входит в пятерку ведущих стран по качеству медицинского и оздоровительного туризма.

Эксперт также сообщила, что если раньше на лечение в основном выезжали люди от 45 до 70 лет, то сейчас – 35-55 лет. Речь идет, прежде всего, о коммерческих клиентах, которые платят за себя сами, а не приезжают по путевкам от предприятий или социальным программам. Средняя суточная цена при двухместном размещении в санаториях Кавминвод колеблется в диапазоне 2-4 тыс. рублей с двухразовым питанием и лечением. В краснодарских санаториях расценки сильно ранятся в зависимости от сезона. К примеру, сейчас в Сочи можно забронировать лечебно-оздоровительные объекты от 1,5 тыс. рублей в сутки с питанием и лечебной программой. Летом этот же санаторий будет стоить уже 4 тыс. рублей в сутки.

Оксана Булах считает, что одной из причин роста интереса к санаторно-курортному виду отдыха выступает мода на здоровый образ жизни. «По статистике, сейчас около 60% молодых людей не курят, примерно 40% правильно питаются и почти 20% только иногда отходят от правил здорового питания, – пояснила она. – При этом люди 35-55 лет зачастую едут в санатории не по причине серьезных заболеваний, а чтобы как можно дольше сохранить свою молодость и здоровье».

Немаловажной причиной, увеличивающей поток в санатории, г-жа Булах назвала ситуацию с медицинскими услугами в стране. Бесплатная медицина теряет в качестве, количество бесплатных опций по стандартному полису уменьшается, а платная медицина зачастую ориентирована на то, чтобы клиент постоянно платил как можно больше денег. К тому же работающим людям обычно просто не хватает времени на себя, им проще раз или два в год выделить время на оздоровительную поездку. Привлекает туристов и постоянный рост числа современных качественных здравниц, новых или реконструированных.

В итоге, люди едут в санатории, в первую очередь, для лечения хронических заболеваний, предполагающих регулярные поездки на курорты. На втором месте – забота о своем здоровье и красоте: как правило, такие клиенты ездят на отдых два раза в год, и второй раз выбирают санатории или отели с медицинской лицензией и программами детокс, снижение веса, анти-возраст, спа и т.д. Жители мегаполисов оценили программы анти-стресс, борьба с хронической усталостью и нарушениями сна. Среди последних трендов – восстановление иммунитета, причем не только у детей, но и взрослых. Еще одну группу составили семейные клиенты, ежегодно выезжающие на курорты всей семьей.

Оксана Булах с сожалением отметила, что в России практически исчезло курортоведение: «Насколько я знаю, эту специальность давно исключили из обучающих программ мединститутов, врачей-курортологов фактически не осталось. Клиент сам себе доктор, расспрашивает знакомых, где лечились, изучает информацию в интернете. И покупает путевку напрямую в санатории».

Так что менеджер турагентства стал де-факто консультантом по вопросам правильного выбора курорта. Продвинутые здравницы отвечают на появление нового сегмента платежеспособных клиентов, меняют свой продукт. Современные объекты ориентированы на медицинский check up на месте, так как санаторно-курортные карты из поликлиник грешат формальностью. Это позволяет избежать осложнений, скорректировать лечебный курс под реальное состояние здоровья человека.

Также объекты ориентированы на разные типы питания и размещения, разный объем услуг под запросы клиентов – от полного пакета с максимальным количеством процедур до просто пребывания в гостинице и пользования инфраструктурой. Качество услуг в российских санаториях соответствует всем мировым стандартам, и мешают восприятию этой реальности только устаревшие стереотипы. «Современных качественных здравниц становится все больше. Последние пять лет «пятерки» начинают открывать у себя оздоровительные и медицинские отделения, где-то это спа-центры, другие отели получают лицензию и открывают лечебно-диагностические отделения», – уточнила Оксана Булах.

При этом, по ее словам, бороться с активным переманиваем клиентов отелями невозможно, надо подстраиваться к ситуации. «Если это ваш постоянный клиент, за годы вы создали доверительные отношения, он всегда будет возвращаться к вам. Но случайный турист, вполне возможно, после первого раза станет клиентом санатория», – полагает г-жа Булах.

 

Наталья Панферова, RATA-news

В 2019 году поездку на отдых планирует более трети жителей крупных городов России

Отказ от путешествий стал наиболее часто используемым россиянами способом экономии. Полностью от путешествий отказались 24% совершеннолетних жителей российских городов с населением от 100 тыс. человек. При этом 15% россиян заявляют, что не отказались от отдыха и путешествий полностью, но стали меньше тратить на поездки. Об этом свидетельствуют данные исследовательской компании Ipsos Comcon, собранные в четвертом квартале прошлого года. Для сравнения, на ремонте экономили 21% респондентов, на посещение кафе и ресторанов – 18%, на занятиях спортом и своих увлечениях – 15%, на походах в кино и театры – 14%.

Несмотря на режим экономии, в среднем одна российская семья (домохозяйство) потратила в 2018 году на поездки по России 44,6 тыс. руб., что на 4% больше, чем в 2017 году. Затраты одной семьи на поездки в дальнее зарубежье в среднем составили 97 тыс. руб., что на 15% больше, чем годом ранее.

Респонденты Ipsos Comcon считают путешествия одним из пяти жизненных приоритетов. На ближайший год их планируют 32% жителей крупных городов. Большее значение имеет лишь здоровый образ жизни, о важности которого заявляют 49%. Образование детей называют своей целью 25% респондентов, ремонт квартиры и дачи – 21%, лечение – 20%.

Путешествия – изначально очень позитивная и очень желанная тема, отмечает директор по маркетингу Ipsos Comcon Людмила Новиченкова, но и довольно затратная статья семейного бюджета. «Попытка экономить здесь неизбежно сказывается на ухудшении эмоционального впечатления, – пояснила г-жа Новиченкова. – Поэтому в моделях экономии мы видим, что почти четверти опрошенных пришлось совсем отказаться от своих планов путешествовать в 2018 году, а 15% выбрали вариант меньше потратить».

Туроператоры заметили экономию туристов на путешествиях на выездных направлениях и это привело к структурным изменениям в турпродукте, признает исполнительный директор туроператора «Интурист» Сергей Толчин. По его словам, некоторые туристы, чтобы совсем не отказываться от путешествия, например, снижают расходы, бронируя отели не пять звезд, а четыре, выбирают более простую категорию номера или сокращают длительность отпуска. Предпосылок для существенного роста выездного турпотока топ-менеджер «Интуриста» не видит – в 2019 году себестоимость туров выросла на 15-20% по сравнению с прошлым годом из-за роста стоимости топлива, повышения цен отелями на популярные направления и ослабления рубля.

Кто платит налог с доходов от размещения средств фонда персональной ответственности туроператора

Многие туроператоры не понимают, кто должен платить налог с доходов, полученных от размещения денежных средств фонда их персональной ответственности – они или «Турпомощь»? Как пояснила RATA-news генеральный директор компании «Аудит-Контур», член правовой комиссии Российского союза туриндустрии Елена Иванова, согласно ст. 11.3 федерального закона 132-ФЗ, фонд персональной ответственности «Турпомощи» не образует имущество объединения туроператоров.

При прекращении туроператором деятельности в сфере выездного туризма деньги из фонда персональной ответственности ему возвращаются. Правда, при условии выполнения им всех обязательств перед туристами по заключенным договорам о реализации турпродукта в сфере выездного туризма. Денежные средства, перечисленные туроператором в фонд персональной ответственности, продолжают быть его собственностью. То есть, нет сомнения, что это доходы туроператора, а значит, платить налог должен именно он.

Однако в ответ на запросы «Турпомощи» о налогообложении процентов по депозитам Минфин РФ и управление Федеральной налоговой службы по Москве разъяснили, что плательщиком налога с таких доходов выступает «Турпомощь». С разъяснениями Минфина РФ от 19.05.2017 г. № 03-03-05/30792 и управления Федеральной налоговой службы от 15.02.2019 г. № 024072 можно ознакомиться на сайте ассоциации.

На повторный вопрос ассоциации туроператоров о налогообложении процентов по депозитам в Минфин РФ, сделанный в январе 2019 года, а также на вопрос о доходах, которые должен включать туроператор в налоговую базу в случае прекращения деятельности и возврате ему средств фонда персональной ответственности, ответа от чиновников пока нет.

Получается, что с процентов по депозитам, которые увеличивают фонд персональной ответственности туроператора, единый налог с объектом «доходы» платит «Турпомощь». При этом многие туроператоры применяют упрощенку с объектом «доходы» минус расходы и общий режим налогообложения. Поэтому налог у туроператоров может быть совсем другой.

Следует отметить, что туроператоры, которые применяют упрощенную систему налогообложения, по вопросу уплаты налога с процентов по депозитам могут не беспокоиться. Дело в том, что они учитывают доходы кассовым методом, и исчислять налог будут только в случае получения средств фонда персональной ответственности на свой расчетный счет.

Туроператоры, которые применяют общий режим налогообложения, должны быть более осмотрительными, так как они учитывают доходы по методу начисления. Поэтому рекомендуем не пропустить ответы Минфина РФ на вопросы ассоциации «Турпомощь» или самим обратиться за разъяснениями в Минфин РФ. При этом некоторые туроператоры приняли решение заплатить налог с процентов по депозитам, не дожидаясь разъяснений чиновников.

США подтвердили статус крупнейшего туристического рынка

Согласно данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), США в 2018 году сохранили за собой статус крупнейшего в мире туристического рынка. Вклад туристической отрасли США в ВВП страны составил по итогам года почти $1,6 трлн., или 7,8% ВВП. Ежегодно сфера туризма и путешествий в США растет на 2,2% с учетом инфляции. В этой сфере насчитывается более 15,6 млн рабочих мест.

Причем, как отмечают эксперты WTTC, высокие результаты достигнуты в США, несмотря на снижение активности въездного потока из Китая, который в 2017 году вырос на 23%, а в 2018 упал из-за напряженности и торговых войн между двумя странами. Китайский поток составляет примерно 4% от общего объема и почти 11% от общих трат иностранных туристов в США, которые достигли в $198,8 млрд.

Диана Назмутдинова, специально для RATA-news

Российский турпоток в Малайзию вырос почти на 8%

Количество путешествий российских туристов в Малайзию демонстрирует уверенный рост. В 2018 году он составил 7,7% по сравнению с данными предшествующего года. Всего в прошлом году в Малайзии побывали 72 785 наших соотечественников, которые увеличили среднюю длительность проживания стране до 8,1 ночей, потратив в общей сложности 333,7 млн малазийский ринггитов.

У правительства Малайзии амбициозные задачи – к 2020 году оно намерено увеличить турпоток до 30 млн человек, а доходы от туристической отрасли – до 100 млрд малазийский ринггитов. В 2018 году страну посетили 25,8 млн туристов со всего мира.

Отдых на Филиппинах выбирают россияне с достатком

Порядка 30 тыс. российских путешественников посетили Филиппины в 2018 году, они предпочитали отдыхать на островах Палаван и Корон. Чаще всего это были люди с достатком, которые могут позволить себе качественный отдых.

Как сообщил порталу «Интерфакс-Туризм» замминистра Департамента по туризму Филиппин Роберто Алабадо III, всего в прошлом году страну посетили 7,1 млн иностранных туристов. Лидерами по турпотоку стали Южная Корея, Китай и США. В 2019 году Филиппины планируют принять около 8,3 млн иностранных туристов.

«Мы намерены привлекать все больше путешественников на Филиппины и даже сделали ребрендинг, чтобы продемонстрировать гостям особенности туризма на островах. В частности, изменили логотип, теперь он отражает наше национальное достояние – яркие одежды, море, зеленые горы, мангровые леса и рисовые террасы. Согласно новой стратегии, мы делаем упор на продвижение в социальных сетях, пытаемся сделать людей частью рекламы – такая опция возможна в Facebook», – рассказал Роберто Алабадо III.

По его словам, Филиппины готовы предложить российским туристам комбинированные путешествия с посещением ряда островов – Палаван, Корон, Себу и Бохоль, Минданао.

Для путешествия по Филиппинам, по словам Роберто Алабадо III, можно использовать внутренние авиалинии – Cebu Pacific Air или Philippine Airlines. Цена на билет туда-обратно – 3-5 тыс. рублей. «До Себу можно долететь из России с одной стыковкой авиакомпаниями Singapore Airlines и Emirates», – добавил он. В настоящее время прямого перелета из России на Филиппины нет.

«Севертур»: на Соловки из Архангельска по железной дороге

Компания «Севертур» знает как добраться до Соловецких островов из Архангельска менее чем за сутки – по железной дороге. В летнем сезоне попасть на Соловки можно будет только так, ведь самолеты летать на Соловки из Архангельска не будут.

Туристов, отправившихся из Архангельска на поезде, на станции Кемь встретит теплоход. Во время небольшого двухчасового плавания они смогут насладиться видами Большого Соловецкого острова.

Такой энергетики, как в Соловецкой обители, нельзя ощутить больше нигде. Секирная гора способна поразить даже тех, кто успел покорить другие вершины. Открывающийся с вершины вид гарантирует потерю речи от восхищения.

Есть у Соловецких островов и другая сторона истории – здесь находился лагерь особого назначения для заключенных. Такие экскурсии тоже нужны для профилактики души.

Можно совместить поездку на Соловки с посещением старинного города Каргополя.

 

«Севертур»: 8 (8182) 43-02-11, 43-02-11, 22484@mail.ru, www.севертур.рф

Egles sanatorija в Бирштонасе – уровень Comfort

Санаторий Egles sanatorija в Бирштонасе, расположившийся в живописном парке в излучине реки Неман, открыл свои двери для гостей совсем недавно – в 2013 году. Из окон жилого и лечебного корпусов открывается вид на сказочный природный пейзаж. На крыше одного из зданий оборудована полюбившаяся всем солнечная терраса. В Бирштонасе Egles sanatorija предлагает один уровень обслуживания – Comfort.

Санаторный комплекс состоит из четырех соединенных между собой корпусов. Гости, не выходя на улицу, могут попасть в любое место здравницы – лечебницу, жилые номера, столовую.

Для проживания подготовлены современные одноместные, двухместные и соединенные двухместные номера, апартаменты люкс-класса, а также номера для людей с ограниченными возможностями и для тех, кто страдает аллергией (с противоаллергическим напольным покрытием). Одновременно санаторий способен разместить 730 гостей.

Для восстановления сил и здоровья отдыхающих применяются минеральная вода термальных источников, лечебная черная и белая грязь, которая добывается из собственных скважин и резервуаров санатория. Разработано множество различных процедур – инновационные, физиотерапевтические, кинезитерапевтические и другие.

Egles sanatorija – один из крупнейших в Европе санаториев. Он славится оздоровительными и медицинскими услугами самого высокого качества, широким выбором питания (шведский стол) и удивительным ландшафтом, напоминающим оазис покоя.

Санаторий Egles sanatorija – это незабываемый отдых, оздоровление и отдушина для души.

 

Egles sanatorija: +370 313-60-220, www.sanatorija.lt