Интурмаркет с 1 октября

Литва радушно принимает конкурентов

Ассоциация национальных туристических офисов в России провела выездное заседание в Литве. В определенном смысле это было беспрецедентным событием. Конечно, Дубай и Южную Корею вряд ли можно считать соперниками Литвы, но, например, Латвия, Польша, Венгрия, Румыния – уж точно страны одного направления. Тем не менее, по инициативе руководителя Информационного центра по туризму Литвы Бируте Ненартавичюте Департамент по туризму этой страны принимал своих конкурентов.

Основной целью поездки был обмен опытом. Дело в том, что туристический офис Литвы в России, пожалуй, единственный из представительств, который работает как информационный центр. Таким образом, он больше ориентирован на прямого потребителя, а взаимодействие с турбизнесом базируется, в основном, на энтузиазме Бируте Ненартавичюте. Кроме того, Информационный центр Литвы в России не может похвастаться рекламным бюджетом, и это тоже было предметом дискуссии на прошедшем заседании.

Гостей внимательно слушали директор Департамента по туризму Литвы Альвитис Лукошявичюс, его заместитель Ниеле Клиокене, директор Агентства по развитию туризма Литвы Йонас Игнатонис, вице-президент Ассоциации по туризму Литвы Кястутис Амброзайтис. Но сначала г-н Лукошявичюс рассказал, что информационные центры Литвы работают в 7 странах, помимо России – в Германии, Великобритании, Испании, Польше, Финляндии. Планируется открытие в Италии, в будущем возможно появление центра в Санкт-Петербурге. Каждый год въезд иностранных туристов в Литву увеличивается на 12-15%. Россия занимает 3 место по въезду, в 2006 году в Литве, по данным Росстата, отдохнули 44,6 тыс. россиян, данных литовской статистики пока нет. В конце 2007 года Литва предполагает войти в Шенгенскую зону, что, несомненно, будет способствовать увеличению въездного турпотока, в том числе из России.

Кстати, закон о туризме с введением финансовых гарантий был принят в Литве в 1998 году. Тогда существовали и банковская, и страховая гарантии, но соответствующими услугами банков пользовались не более 1% турфирм. С 2004 года в Литве обязательна только страховая гарантия. Ее размер для фирм с годовым оборотом до 1 млн. лит (10 млн. рублей) составляет 100 тыс. лит (1 млн. рублей). Компании с годовым оборотом до 4 млн. лит (40 млн. рублей) должны предоставить фингарантию на сумму 200 тыс. лит (2 млн. рублей). Если оборот более 4 млн. лит, фингарантия составляет 5% от годового оборота.

Альвитис Лукошявичюс интересовался количеством туристических представительств разных стран в мире и опытом работы на российском рынке каждого из присутствовавших на встрече членов АНТОР. Примечательно, что гости охотно делились технологией и тонкостями своей работы в России и даже раскрывали собственные маленькие секреты. Опытом сотрудничества с туристическими офисами по продвижению их стран и организации пресс-туров поделилась и пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, которая также принимала участие в поездке.

Потом выяснилось, что «литовский» разговор оказался очень интересен для всех руководителей туристических офисов. «Члены АНТОР немало общаются друг с другом в Москве, мы обсуждаем много вопросов, решаем общие проблемы, но в Литве я вдруг понял, что мы практически никогда не делились опытом своей работы, - сказал президент АНТОР и глава представительства Польской туристической организации в России Анджей Сераковски. – Надеюсь, прошедшая беседа поможет Литве, но, признаюсь, и я узнал много полезного на этой встрече».

Помимо Департамента по туризму гости посетили мэрию Вильнюса, где им представили проект «Вильнюс – столица европейской культуры 2009». С 10 января по 28 ноября 2009 года в литовской столице пройдет более 130 мероприятий, включая празднование 1000-летия Литвы. Большинство из них будут бесплатными для зрителей. Для реализации проекта город привлекает около €25 млн. инвестиций. Как показывает опыт, въездной турпоток в «культурные столицы» в год получения этого статуса увеличивается на 15-50%. И Вильнюс рассчитывает улучшить этот показатель, тем более что 80% приезжающих Литву туристов непременно посещают столицу страны. Обзорная экскурсия по Вильнюсу была организована и для членов АНТОР.

И, конечно, грех было не воспользоваться случаем и не показать гостям знаменитый бальнеологический курорт Друскининкай, который за последние шесть лет превратился в один из самых перспективных и быстрорастущих туристических центров страны. О нем мы расскажем в ближайших номерах RATA-news.