Тревелпорт

Там, где учат бить баклуши

Нет, вероятно, в России дороги красивее Ярославской (официально – федеральная трасса М-8 «Холмогоры»). Что ни отрезок пути, то радость страннику: Троице-Сергиева лавра, Переславль-Залесский, Петровск, Ростов Великий, многочисленные древние храмы и монастыри. И только на последнем отрезке пути, от Ростова до Ярославля, до недавнего времени туристу было не на чем глаз остановить. Но теперь ситуация коренным образом изменилась.

История села Семибратово уходит в такие глубины истории, что и самому дотошному историку вряд ли докопаться. В летописях XV века упоминается место, где некогда на ростовской земле жили «семь братьев сбродичей» – отсюда и название. Потом село принадлежало многим знатнейшим фамилиям – князьям Гвоздевым, Примковым, Темкиным, Щепиным, Орловым и, в конце концов, перешло к князьям Куракиным. Князь Степан Борисович Куракин и превратил Семибратово в одну из колыбелей российской демократии: куракинские крепостные имели не только обязанности, но и права, например, выбирать себе бургомистра.

А еще славилось Семибратово лихими ямщиками («федеральная» трасса как-никак), жирными каплунами и мастерами-деревообработчиками. Благодаря им и их потомкам и родился первый и единственный в России Музей баклуши. Давнее русское выражение «бить баклуши» означает, кстати, вовсе не безделье, а легкое и приятное времяпрепровождение. Бить баклуши на работе значило делать заготовки для выделки различных долбленых деревянных изделий – ложек и другой утвари. Работа, между прочим, не труднее и не легче других стадий обработки дерева. Впрочем, сегодня в Музее баклуши любой сможет понять, насколько легко наколоть топориком болванок, просушить и обтесать их.

Ложка многими поколений россиян всегда воспринималась как нечто непременное, постоянное и должное, и только в последние десятилетия начали осознавать ее как своеобразнейший феномен отечественной культуры: ставятся памятники мастерам-ложкарям, изготавливаются ложки, в которые свободно помещается взрослый мужчина. Задаются вопросы, которые еще совсем недавно никому бы и в голову не пришли. Почему нельзя есть чужой ложкой? Потому, что тот, кто пользуется чужой ложкой, будет лезть в чужие дела и расхлебывать чужие проблемы. А еще: почему крестьянскую ложку называли «межеумок»? Для кого предназначались огромные ложки – «бутырки»? Как по ложке определить будущего жениха и почему без баской, то есть красивой ложки не начинали свадьбу?

Ответы на эти и множество других вопросов отыщутся в только что открытом музее, уже включенном в туристические маршруты Золотого кольца. Музей намерен активно расширяться. По летописям известно, что обиталищем семи братьев был огромный «Сбродичев терем», получивший такое имя из-за многолюдности и разных характеров его хозяев. Уже сейчас в Музее баклуши готовятся новые экспозиции и площадки, где будут представлены уникальные коллекции предметов народного быта и мастер-классы для демонстрации секретов древних ремесел.

Так что активнее бейте баклуши, господа!

 

Юрий Тимофеев, специально для RATA-news