Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Госдума обсуждает визовые проблемы

В минувшую пятницу в Государственной Думе состоялось заседание Комитета по международным делам, посвященное вопросам выдачи виз российским гражданам зарубежными посольствами. Как сказал во вступительном слове председатель Комитета Дмитрий Рогозин, в последнее время наблюдается тенденция к изменению режима международных отношений в связи с тем, что многие страны собираются вступать в Европейский Союз. Следствием этого является изменение практики оформления виз многими консульствами, что создает проблемы и для граждан России, и для различных организаций, сотрудничающих с посольствами. Именно этим и вызвана необходимость проведения заседания, для участия в котором, помимо депутатов Госдумы, приглашены заместитель министра иностранных дел РФ Иван Сергеев, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Владимир Стржалковский, начальник Департамента консульских служб (ДКС) МИД Владимир Котенев, руководитель Департамента туризма Минэкономразвития Натэла Шенгелия, президент РАТА Сергей Шпилько, вице-президент РАТА Владимир Канторович.

Иван Сергеев в своем выступлении отметил, что в прошлом году по заявкам МИД РФ посольствами иностранных государств было выдано 22935 виз в 86 стран и лишь 25 претендентам отказано в связи с персональными претензиями к ним. Больше всего виз оформлялось в Германию, Францию, Италию, Австрию. Г-н Сергеев констатировал, что процедура оформления документов в посольствах стран Шенгенской зоны различна, что создает определенные сложности и для государственных предприятий, и для турбизнеса. Поэтому МИД пытается отработать единую систему взаимодействия российских организаций с консульскими отделами государств Шенгена.

Эту тему развил Владимир Стржалковский, говоря о том, что сегодня многие консульства меняют практику и удлиняют сроки оформления документов, искусственно ограничивают количество выданных виз. В числе проблемных г-н Стржалковский назвал консульства Италии, Германии, Греции, Бельгии, Австрии. При этом он отметил, что недавно встречался с консулом Греции г-ном Катранисом, который пообещал не увеличивать срок оформления документов до 14 дней, как намечалось консульством, а выдавать визы не более чем через неделю после подачи заявки. Кроме того, в последнее время возникли некоторые проблемы с консульством Финляндии, что, впрочем, может быть связано с пока не отлаженной технологией работы в составе Шенгена. Не все ладно и в работе консульства Швеции, требующего заполнения слишком сложного пакета документов, а также прибалтийских стран, из которых только Литва реально заинтересована в российских туристах.

Сергей Шпилько обозначил две главные причины возникновения проблем в работе зарубежных консульств. Первая – техническая: недостаток кадров и необходимой оргтехники. Доходит до того, что некоторые консульства сознательно обостряют ситуацию с визами для российских граждан, чтобы вызвать скандал и обратить внимание начальства на свои проблемы. Вторая причина – обстановка на визовом рынке, который существует как таковой. Ни для кого не секрет, что некоторые якобы туристические компании предлагают услуги исключительно по визовому обслуживанию, любое обострение ситуации здесь играет им на руку, и этот весьма серьезный бизнес никак не может существовать без поддержки внутри консульства конкретной страны. По мнению Сергея Шпилько, несмотря на то, что оказание услуг по оформлению виз не противоречит российскому законодательству, именно деятельность фирм-«визовиков»» способствует нелегальной миграции.

Кроме того, президент РАТА заметил, что проблему получения виз российскими гражданами надо рассматривать как двухстороннюю. Для того, чтобы нормализовать ситуацию в России, надо менять практику визового обслуживания иностранных граждан российскими консульствами за рубежом. И начать надо со стоимости российских виз, которая порой в несколько раз превышает консульские сборы различных посольств в России. Эта тема вызвала особо острую дискуссию среди участников заседания. Председатель подкомитета по защите российских граждан за рубежом Олег Наумов обратился к Ивану Сергееву с вопросом, бывают ли обратные примеры - когда российская виза для граждан какого-либо государства стоит дешевле, чем виза этой же страны для россиян. Заместитель министра иностранных дел ответил, что таких случаев немного, но они есть, однако ни одного конкретного примера не привел. Зато он сообщил, что сумма визового сбора определяется с учетом фактических затрат по организации работы консульства. Иначе говоря, вопрос это, по-существу, внутрибюджетный, ибо доходы от визового обслуживания учитываются Минфином, Правительством и соответствующим комитетом Госдумы при обосновании расходов по «мидовским» статьям бюджета.

Интересную информацию сообщил присутствующим руководитель ДКС Владимир Котенев. Оказывается, документом, определяющим право посла устанавливать стоимость визы, является Консульский устав, утвержденный… в 1975 году. Кроме того, при необходимости, посол также имеет право снижать стоимость визы в индивидуальном порядке. Что, заметим, не может оказать серьезного влияния на стабилизацию турпотока в Россию. Между тем, как сказал Владимир Стржалковский, есть прямая зависимость между стоимостью виз и количеством въезжающих в страну туристов. Более того, известны случаи, когда западные страны поднимали стоимость визы для россиян после того, как Россия увеличивала консульский сбор для иностранных граждан.

Иван Сергеев выразил возмущение по поводу так называемых «анкет безобразия», которые вынуждены заполнять российские граждане в консульствах некоторых иностранных государств. Он сообщил, что МИД намерен по этому поводу направить в соответствующие посольства предупредительную ноту. И если адекватной реакции не последует, российские консульства за рубежом также начнут предлагать иностранными гражданами анкету с каверзными вопросами. С этим категорически не согласился Сергей Шпилько, который обратился к г-ну Сергееву с убедительной просьбой не вводить ответных санкций, иначе это окончательно подорвет въездной рынок. «В конце концов, ведь это от нас к ним идет нелегальная миграция, а не от них к нам», - сказал президент РАТА. Впрочем, как заметил г-н Сергеев, эти санкции не всегда носят жесткий характер. Например, с бельгийцами удалось договориться «мирным» путем. А вот в ответ на американский демарш с транзитными визами МИДу пришлось, в свою очередь, предложить оформлять их и гражданам США. Тогда Сергей Шпилько предложил попробовать хотя бы для одной из экономически развитых стран, например, Японии, установить в одностороннем порядке безвизовый въезд. На это Иван Сергеев привел отрицательный, на его взгляд, пример с карточками Выборга, которые лет десять действовали на границе с Финляндией и своей роли не сыграли. Хотя, по мнению участников совещания, вряд ли есть смысл сравнивать финнов с японцами.

После весьма активных дебатов, Дмитрий Рогозин предложил сосредоточить работу по контролю над ситуацией с выдачей виз в рамках подкомитета по защите прав российских граждан за рубежом и подготовить план соответствующих мероприятий к осенней сессии Госдумы. Кроме того, в решении заседания Комитета по международным делам записано:

-         поручить подкомитету по защите прав российских граждан за рубежом совместно с МИД РФ и МВД РФ проработать вопрос о внесении поправок в закон о въезде/выезде российских граждан;

-         организовать встречу под эгидой Комитета Госдумы по международным делам и Комитета Госдумы по культуре и туризму с руководством генеральных консульств зарубежных стран для обсуждения путей упрощения выдачи виз российским гражданам;

-         обратиться к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой о включении в повестку дня переговоров между Российской Федерацией и Европейским Союзом вопроса об упрощении процедуры получения виз российским гражданам при въезде на территорию государств ЕС;

-         рекомендовать комитетам Госдумы при ратификации международных договоров учитывать отношение властей данного государства к выдаче виз российским гражданам;

-         рекомендовать подкомитету по защите прав российских граждан за рубежом публиковать список стран с неблагоприятным для российских граждан въездным режимом;

-         рекомендовать МИД РФ и МВД РФ принять меры для упрощения процедуры получения въездных виз иностранным гражданам с целью обеспечения на основе взаимности упрощенной процедуры получения виз гражданами РФ.