Пегас с 18 октября

Непотопляемые морские круизы

Как показал опрос участников туристического рынка, проведенный пресс-службой Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии, на фоне общего падения объемов продаж морские круизы демонстрируют повышение спроса.

Представителей компаний, специализирующихся на приеме круизных пассажиров и продаже круизов, попросили, в частности, ответить на такие вопросы:

- Сколько круизных судов/туристов мы увидим в Санкт-Петербурге в нынешнем сезоне?

- Изменились ли программы для круизов по Санкт-Петербургу в связи с кризисом?

- Как изменились цены? - За счет чего удается их корректировать?

- С какими проблемами в настоящее время сталкиваются круизные компании?

- Каковы перспективы на сезон 2010 года?

Приводим мнения участников рынка.

Президент управляющей компании «Морской фасад» Шавкат Кары-Ниязов:

- В этом году мы ожидаем роста круизного рынка Санкт-Петербурга примерно 12%. Основания для этого дают такие цифры. В прошлом году в город было совершено 311 судозаходов круизных лайнеров, а в этом в утвержденном расписании значится 345 судозаходов. Из них более 30% (112) судов примет специализированный морской пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад». Заходы будут совершать 28 судов категорий «премиум» и «стандарт», которые привезут порядка 230 тысяч туристов. Большинство лайнеров совершат по нескольку судозаходов в течение месяца.

Напомню, что морской пассажирский терминал введен в эксплуатацию осенью прошлого года. В этом сезоне будут действовать два причала, в 2010 году – пять, а в 2011 – уже семь. Общая длина причальной стенки составит 2108 м. Пропускная способность терминала в полном развитии составит около 12 тысяч туристов в день (свыше 1,5 млн. пассажиров в год).

А готова ли городская инфраструктура принять такое количество круизных туристов? Я имею в виду музеи, транспорт и т.д. Будет очень сложно вывести всех туристов с Васильевского острова на автобусах, даже учитывая возможности запланированного третьего моста. То есть уже сегодня необходимо думать о привлечении к решению этой проблемы речного флота, причем его доля в трансферах должна составить 50%.

Еще одна проблема, проявившаяся уже в этом сезоне, касается процедуры заполнения миграционных карт при прохождении паспортного контроля пассажирами круизных судов на пунктах пропуска через границу. Если учесть, что теперь пограничники проверяют не только паспорта, но и правильность заполнения миграционной карты и часто просят ее переписать, то ожидание на паспортном контроле может достигать нескольких часов, а это срыв программ и штрафные санкции для принимающих компаний. Я вообще не вижу смысла в заполнении миграционных карт для круизных туристов, так как вся информация, кроме «цели визита» содержится в паспорте, который все равно проверяется. А разве кто-нибудь из прибывших гостей напишет в качестве цели что-то помимо «туризма»?

Есть два пути решения этой проблемы. Первый – заполнять миграционные карточки до выхода с судна, но это сопряжено с дополнительными организационными действиями круизных компаний. Второй – отменить соответствующий пункт федерального закона «О миграционном учете», но на это потребуется время. Тем не менее, мы готовим соответствующие инициативы и надеемся к следующей навигации проблему решить.

По данным Европейского круизного совета, основная часть круизных туристов (73%) – американцы, 21% - европейцы. Сойдя на берег, 77% посещают музеи, места развлечений и отдыха; 66% развлекаются самостоятельно (без группы); 46% идут по магазинам; 37% - в кафе и рестораны; 35% - на предложенные экскурсии.

По данным Центра развития туризма (Хельсинки), порядок трат одного круизного туриста за время пребывания в городе - от 300 евро и выше.

Генеральный директор ЗАО "Инфлот Ворлдвайд Санкт-Петербург" Игорь Глухов:

- В этом сезоне в Санкт-Петербург совершат заходы круизные суда порядка 60 компаний, среди которых Crystal Cruises, SilverSea Cruises, Regent Seven Seas Cruises, SeaDream Yacht Club, Azamara Cruises, Oceania Cruises, Norwegian Cruise Line (NCL), MSC Cruises, Royal Caribbean International, Pullmantur, Hurtigruten.

Конечно, кризис повлиял на рынок морских круизов, хотя и в меньшей степени, чем на другие сегменты. Например, мы замечаем, что далеко не все туристы сходят с кораблей на берег, они меньше заказывают экскурсий в Санкт-Петербурге, меньше покупают сувениров. Поменялся и контингент туристов. Из наших предложений большей популярностью пользуются экономичные круизы, и глубина продаж – небольшая. С другой стороны, дорогие круизы из Санкт-Петербурга в Норвегию проданы до августа.

Из проблем назову: пробки в городе, слабая транспортная инфраструктура, нововведения с миграционными карточками и т.д. Можно иметь прекрасный порт, великолепную инфраструктуру, но какой в этом смысл, если из-за громоздких процедур пассажиры не могут сойти на берег. Если эту проблему не решить, международные круизы в Санкт-Петербурге будут невозможны.

На 2009 год смотрим с оптимизмом. Идет хорошее бронирование, надеемся на небольшой рост в 5-10%, особенно в части крупнотоннажных круизных судов. В принципе, Санкт-Петербург настолько уникальный турпродукт, что в перспективе даже полные мощности «Морского фасада» не смогут принять всех желающих. Особенно если мы увидим возвращение паромов. Если об этом думать заранее, то неплохо было бы сохранить в обойме причалы морского торгового порта, используемые пока для швартовки морских круизных судов.

Генеральный директор «Балтик Тревел Компани» Людмила Кудрявцева:

Круизный рынок, в отличие от других сегментов туризма, демонстрирует относительную стабильность. Но, несмотря на увеличение числа судозаходов по сравнению с 2008 годом, количество гостей, сходящих на берег, сократилось на 15-20%, так что объем оказываемых услуг принимающих компаний снизился.

Наши программы не изменились, однако гости отдают предпочтение не турам целого дня, а полудневным - они дешевле. Это может быть простая обзорная экскурсия по городу без посещения, например, наиболее дорогих музеев.

Цены для круизных пассажиров снизились пропорционально снижению цен на билеты в некоторые музеи и на транспорт (20-30%). Корректировка пока происходит лишь за счет курсовой разницы.

Огромные проблемы круизному рынку создает, во-первых, введение миграционных карт. Процесс выхода гостей с корабля растягивается до четырех часов!!! Сводятся на нет все усилия операторов по соблюдению программы, своевременного посещения музеев и т.д. Мы несем огромные финансовые убытки, которые не к кому предъявить регрессом.

Другая проблема - платный въезд автобусов в порт, к месту швартовки судов - от 900 до 2367 рублей за транспортную единицу. Безобразие!

Директор компании «Арктур Тревел» Елена Мальченок:

- В нашей компании есть небольшой рост по круизам. Стоимость программ осталась на уровне прошлого года благодаря, в частности, музеям, которые сделали турпродукт стабильно привлекательным. Хочу отметить роль РСТ, которому удалось добиться «ценового» взаимопонимания со многими поставщиками услуг, в том числе с музеями.

В нынешнем сезоне мы отмечаем тенденцию сдвижения спроса в сторону самых недорогих экскурсий - вроде обзорной по городу. Вообще многие туристы стали сдержанно покупать экскурсии, да и на берег сходят меньше, чем в предыдущие годы. По всему заметно, что клиент экономит деньги.

Ко всем вышеперечисленным проблемам добавлю крайне затрудненное передвижение туристических автобусов по городу, пробки, перекрытие дорожного движения в центральной части города во время массовых мероприятий.

О перспективах пока говорить трудно. Недавно, например, стало известно о решении британской компании Tui Thon аннулировать свои маршруты в Балтийском регионе на 2010 год. Но хочется верить, что все будет хорошо и ничто не помешают нашим партнерам поставить Санкт-Петербург в свои круизные маршруты на будущий год.

Комментарий вице-президента Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева:

- Как мы и ожидали, круизный туризм демонстрирует наибольшую устойчивость к кризису, и нам удалось скоординировать усилия туриндустрии города, чтобы, насколько это возможно, противостоять удару.Еще в середине зимы мы начали серьезные переговоры с федеральными музеями о возможности снижения цен в валютном эквиваленте. Был реализован целый ряд других мер, в том числе рекламно-информационного характера. Совместно с администрацией Санкт-Петербурга мы ведем активную работу по вопросам транспортной логистики (перемещение туристов в городе, пробки, объездные маршруты, удобные парковки для туристических автобусов и т.п.).

Западные круизные компании оценили стремление Санкт-Петербурга идти навстречу и всеми силами стараются сохранить город в своих маршрутах. Они тоже существенно корректировали цены, потеряв значительное количество американских туристов, но при этом сумели переориентироваться на европейский рынок, разрабатывая специальные предложения, акции и бонусы. Эта тактика пусть частично, но сработала, и европейские туристы получили возможность совершить путешествие, которое прежде не могли себе позволить.

Но расслабляться рано. Основными проблемами остаются нововведения федеральных органов, несовершенное миграционное законодательство. Казалось бы - только что отменили визы для паромных туристов (по аналогии с круизными), как тут же ввели миграционные карточки. Это сегодня основная проблема, и РСТ будет серьезно заниматься ее решением.

Вторая проблема - парковки. Круизные туристы ездят на автобусах по утвержденной программе, точки их интереса известны. Но некоторые организации делают парковки платными, выходят с инициативами в ГИБДД о запрещении посадки и высадки пассажиров в непосредственной близости от объектов показа, установлении запрещающих знаков и т. п. Такие прецеденты в середине летнего сезона создают большие неудобства для турфирм и вызывают недовольства и жалобы туристов.

Мы рассчитываем на развитие сектора круизного туризма, как и вообще водного, в морской столице России и будем заниматься этим очень серьезно, усиливая рекламу турпродукта. В том числе с использованием новых технологии - например, в рамках соглашения с Yahoo Travel о приоритетном размещении информации о Санкт-Петербурге и регионах Северо-Запада на популярном портале. (Татьяна Деменева, СЗРО РСТ, специально для RATA-news)