Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Сергей Выходцев: «Северный Байкал для меня – это побег в чистоту»

09:51, 18 августа 2010

Мы все хорошо знаем Сергея Выходцева (фото) – по его проектам. Это он в середине 90-х придумал напиток «Инвайт» - который «Просто добавь воды». Популярные каши «Быстров» - тоже он, причем проект оказался настолько успешным, что его купила корпорация Nestle. Сейчас в магазинах продаются желтые баночки «Велле» - био-овсяный продукт, не содержащий молока, полезный, как злаки, и вкусный, как йогурт. Иными словами, Сергей вывел на рынок немало жизнеспособных товаров, завоевавших популярность. Но сейчас он увлечен новой идеей, причем неожиданно далекой от предыдущих проектов. Далекой во всех смыслах слова: Выходцев строит экологический курорт на севере Байкала. Проект называется красиво - «Organic Escape: Побег в чистоту»

- Сергей, как получилось, что в качестве новой точки приложения сил вы выбрали проект, связанный с туризмом?

- Я давно люблю Байкал. Сначала мотался туда как простой турист, а потом понял, что мне этого недостаточно. Надо что-то делать, надо решать проблемы, которые стоят сейчас там очень остро. Байкал - это достояние человечества! Ни у кого на Земле нет права изменить тысячелетний ход его истории. И хватит спекулировать на тему экологии – закрыть или открыть БЦБК, разрабатывать Холоднинский ГОК или законсервировать. Пора перейти от пассивной медитации к активным действиям, создать систему устойчивого развития Байкала. Не говорить – а делать! Моя задача вместе с партнерами и единомышленниками предложить жителям Байкальского края такие инновационные решения, которые дадут им возможность удовлетворять свои потребности без топора, сетей и хищнического забоя нерп. Этим мы и занимается в рамках проекта «Organic Escape: Побег в чистоту». Проект очень сложный - из-за масштабов, из-за территориальной удаленности, из-за колоссальной зависимости от государства, из-за менталитета местного населения. Но тем интереснее им заниматься. Я люблю начинать что-то новое. На Байкале я понимаю, что могу не просто заработать деньги, но и сделать лучше жизнь тех, кто там живет.

- Почему именно Северный Байкал? Расскажите подробнее, что именно вы хотите там создать.

- Многие не знают, но именно на Севере Байкала расположены наиболее живописные территории, здесь природа сохранила свою уникальную первозданность, которой нам сегодня так не хватает. Таких нетронутых уголков на земле осталось совсем немного. Северный Байкал - наименее освоенная территория региона с очень слабой инфраструктурой и практически отсутствующими перспективами улучшения жизни для местного населения. Молодежь бежит отсюда, потому что им попросту негде работать. Мы хотим изменить эту ситуацию и, как я уже сказал, научить этих людей бережно и грамотно использовать те природные богатства, которыми они обладают.

Основы проекта «Organic Escape» были заложены еще в 2002 году. Совместно с правительством Бурятии и известным телеведущим Николаем Николаевичем Дроздовым мы создали некоммерческий фонд «Чистый Байкал». Занялись разработкой механизмов для смены существующей на Северном Байкале экономической модели, основанной на добыче полезных ископаемых, заготовке леса. Фонд провел комплексный анализ потенциала региона. Было решено, что основой устойчивого развития севера Байкала должен стать экологический туризм.

«Organic Escape: Побег в чистоту» – это проект создания экологического курорта мирового уровня. Строительство будет на 27 участках площадью 1500 га, на территории города Северобайкальска и Северо-Байкальского района Бурятии. Срок реализации - 2010-2019 гг. За это время будет построено свыше 30 средних и малых гостиниц уровня 3-5* в общей сложности на 1185 номеров. А инновационность нашего проекта заключается в новой философии российского предпринимательства, базирующейся на трех основаниях: экологически чистые технологии, прозрачные условия сотрудничества с государственными структурами, честные методы ведения бизнеса.

«Organic Escape» выводит социальную ответственность бизнеса на новый для России уровень. Вся коммерческая деятельность на территории Северного Байкала ведется от лица компаний, зарегистрированных в городе и районе, они платят все налоги в местный и республиканский бюджеты. В программу развития курорта заложена масштабная реконструкция инженерной инфраструктуры, коммунальных сетей, внутрикурортных дорог. Программы профессионального обучения гостеприимству и сервису реализуются непосредственно в Северобайкальске и Улан-Удэ. Я верю, что хорошо оплачиваемая работа и ясные долгосрочные перспективы снизят количество желающих покинуть Северный Байкал.

- Кто разрабатывал проект «Organic Escape», консультировались ли вы с туроператорами по Байкалу?

- Мы привлекали лучших мировых и российских специалистов в области реализации курортных проектов подобного уровня. Конкретно: финская AHMA Engineers - инженерная и водная концепции, мастер-план территорий; Hospitality Incomm - гостиничные и комплексные рекреационные проекты, маркетинг и аудит гостиничных проектов; «Агентство территориального развития» – проектные работы, разработка 3D материалов; международная юридическая ассоциация DLA Piper, брендинговое агентство Mildberry. В числе партнеров проекта правительство Бурятии, администрации Северобайкальска и Северо-Байкальского района, Росмолодежь, «ОПОРА России», международный глобальный информационный агент Ernest & Young, Центр предпринимательства США - Россия, Ассоциация профессиональных охотников Аляски. В структуру «Organic Escape» входит один из ведущих туроператоров по Байкалу «Байкальские приключения». На этапе планирования проекта он оказывал консалтинговые услуги, а в дальнейшем будет предлагать туры на Северный Байкал на базе построенного комплекса.

- Каков общий бюджет проекта? Сроки окупаемости? Какую отдачу вы ожидаете - для Байкала, для туризма и для себя лично?

- Общий объем инвестиций составляет порядка 11 млрд. рублей, которые будут привлечены из различных источников. Средства частных инвесторов пойдут на создание гостиничной и туристической инфраструктуры, федерального и регионального бюджетов - на реконструкцию и строительство инженерной инфраструктуры, гранты - на развитие предпринимательской деятельности и профессиональную переориентацию местного населения. Мы рассчитываем, что нам удастся создать одну из самых крупных точек притяжения туристов на Байкале. По прогнозам, к 2018 году рост турпотока на Север Байкала должен достигнуть 148 тысяч человек в год, возрастет доля зарубежных туристов, значительно увеличится количество предприятий туристической отрасли и их активность.

По моим ожиданиям, проект сможет генерить стабильный денежный поток фискальных поступлений на все уровни государственных и муниципальных бюджетов и приносить отдачу частным инвесторам. Фактически это означает комплексное развитие региона: улучшится социальный климат, возрастет уровень и качество жизни местного населения, появятся рабочие места. И, конечно, проект должен выполнять свою высокую миссию: сохранение и приумножение уникальных природных богатств Байкала.

Инвестиции в «Organic Escape», конечно, долгосрочные. Но при грамотном планировании и управлении срок окупаемости проекта составит около 5 лет, это значительно меньше, чем в среднем по строительной индустрии.

А что касается лично меня, то я хотел бы, чтобы, несмотря на все трудности, этот проект «выстрелил». А еще - чтобы предприниматели, поверили в эту идею и в разных частях России появились бы проекты, подобные «Побегу в чистоту». Тогда тысячи россиян, которые сейчас предпочитают Ниццу, Канны или Форте деи Марми, смогут отдыхать у себя на родине и гордиться этим.

- Насколько велик интерес инвесторов к проекту, есть ли желающие вкладываться?

- Интерес к экологическому туризму и проектам в этой области очень велик, причем со стороны и российских инвесторов, и зарубежных. Дело в том, что экотуризм развивается наиболее динамично, его доля на мировом рынке составляет 20%, а ежегодный темп роста - 20-35%. Стоимость дня экотура на человека составляет $450-600, это в два раза выше, чем средняя стоимость обычного туродня.

Мы планируем, что экокурорт будет развиваться последовательно, то есть ввод новых объектов будет сбалансирован с ростом необходимой туристической и инженерной инфраструктуры. Соответственно сейчас мы работаем над несколькими проектами первой очереди строительства. Идет реконструкция водолечебницы Хакусы. Рядом с существующей базой отдыха создается коттеджный спа-отель уровня 3* на 98 номеров. Строится гостиничный комплекс «Тыя» уровня 4* на 125 номеров, рекреационно-развлекательный комплекс, включающий несколько экоотелей разного формата.

- На Байкале очень слабая туристическая инфраструктура, а стоимость услуг не соответствует качеству исполнения. Какой уровень цен предложит клиентам «Organic Escape»? На кого, в основном, рассчитан проект - на россиян или иностранцев?

- Вы правы, инфраструктура на Байкале, особенно в северной части, практически отсутствует. Именно поэтому мы намерены не просто построить гостиницы, но еще и обеспечить людям достойное времяпрепровождение. Особое значение при разработке проекта было уделено развитию предпринимательства, которое должно стать основой создания рекреационной инфраструктуры курорта. Только таким образом мы сможем привлечь гарантированный турпоток.

А рассчитан Organic Escape на гостей разной категории. Гостиницы, загородные резиденции и термальные спа-комплексы строятся от премиум-класса до эконом. И предполагается, что отдыхать поедут и локальные, и российские, и иностранные туристы.

- Почему в первую очередь планируется строить гостиницы 3*? Традиционно в России инвесторы предпочитают вкладывать средства в высококлассные отели, которые быстрее окупаются.

- Мы руководствуемся фактическим спросом, детальным анализом потенциальной целевой аудитории и ее возможностей, а также финансовой эффективностью проекта. Исходя из этих показателей были определены объекты первой очереди строительства.

- В чем, на ваш взгляд, основные проблемы туризма на Байкале? Что нужно сделать, чтобы их решить?

- Проблема в том, что большинство местных жителей на Байкале, и особенно на северном, которые должны составлять кадровый потенциал туриндустрии, до сих пор живут натуральным хозяйством в самом прямом смысле. Они привыкли варварски использовать то богатство, которое дает им природа, ничего не давая взамен. И уж конечно, у них весьма отдаленное представление о сервисе, о технологиях, об экологическом туризме. На Байкале я работаю уже много лет, хорошо изучил местный менталитет, уклад жизни, взгляды и так далее. И знаете, одна вещь меня не перестает удивлять. Эти люди способны проявлять чудеса трудоспособности, доброты и отзывчивости по отношению к таким же, как они. Но на туристов, которые преодолевают тысячи километров, чтобы насладится красотой этого места и, кстати, потратить здесь деньги, местные реагируют, как на врагов. От этого и сервис нулевой, и неустроено все, и туриндустрия со своим огромным потенциалом буксует в развитии.

Год за годом мы старательно разъясняли местным жителям важность развития туризма. Но потом поняли, что эти красивые рассуждения на непонятном им языке ничего не меняют, мы остаемся для них «москалями проклятыми», которые пришли разрушить привычный уклад их жизни и разграбить то, что еще осталось на Байкале. И тогда мы стали покупать им снегоходы и катера и говорить, что их можно использовать для привлечения туристов, и зарабатывать, и жить лучше. Мы стали бесплатно обучать их профессиям, нужным для туриндустрии - егерь, гид-проводник, полевой повар и т.д. Но главное – мы учим их правильно общаться с туристами. Мне кажется, у нас стало получаться, мы стали понимать друг друга. Местные жители поняли, что сотрудничество с нами выгодно, прежде всего, для них самих.

Но такую работу надо проводит в масштабе страны, а не только в рамках одного проекта. Только так можно решить проблемы, препятствующие развитию туризма на Байкале, да и вообще в России.

- А где вы живете, когда приезжаете в Северобайкальск? Как часто вы там бываете?

- Я часто бываю на Байкале, но приезжаю не только потому, что этого требуют дела. Еду отдохнуть, совершить свой личный побег в чистоту. Вы знаете, меня всегда тянет сюда, потому что я страшно устаю от синтетической реальности мегаполиса, в котором провожу большую часть своей жизни. А здесь все настоящее: чувствую вкус воды, дуновение ветра, близость природы и удивительное влияние Байкала. В Северобайкальске у меня дом, здесь и живу, а также приглашаю партнеров, друзей и единомышленников.

- С какими трудностями вы уже столкнулись при реализации проекта? И как вам сейчас кажется - возьметесь ли вы еще когда-нибудь за проекты в сфере туризма?

- Честно говоря, трудностей много. Самая главная, как я уже говорил, это серьезная зависимость от государства. Фактически наш проект – образец государственно-частного партнерства, в котором каждому отведена своя роль. Он может быть успешен только в том случае, если мы сможем правильно вести диалог и работать вместе. Важно взаимодействие с государством на всех уровнях – федеральном, республиканском и муниципальном. Другие трудности тоже есть, но тут мы, по крайней мере, ни от кого не зависим, поэтому они более решаемые.

Возьмусь ли за подобный проект в будущем? Сложно сказать. Сначала надо этот довести до ума. Но я ничего не исключаю…

Обсудить в telegram

вам может быть интересно