Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Год непростой, но не катастрофический

Где минувшим летом предпочитали отдыхать липчане - за границей или на российских курортах? Это выяснял журналист «Липецкой газеты».

«Главный итог летнего сезона – люди, по-прежнему, готовы тратить деньги на полноценный отдых. Да, мы заработали примерно на 25% меньше, чем в прошлом году, хотя из-за роста курса иностранных валют стоимость туров в рублях выросла на 5-7%. Но мы были готовы к худшему варианту - падению рынка до 40%. По большому счету, клиентов меньше не стало, но многие из них предпочли выбрать более экономичные варианты туров», - рассказывает директор липецкого турагентства «Магазин путешествий» Светлана Бычкова.

По мнению г-жи Бычковой, в этом году абсолютным лидером спроса стала Россия. «Вместе с корпоративными клиентами мы оформили с января по август 2009 года 414 туров по России, тогда как за аналогичный период прошлого года всего 331. На втором месте прошлогодний лидер – Турция, 173 тура (377 в 2008 году). Замыкает тройку Египет - 153 (199). Четвертое место удерживают курорты Испании - 69 (128). Греция, Чехия, Украина с большим отрывом следуют за ними. На некоторых направлениях, например, по Доминикане, наблюдается значительный рост. Любопытно, что практически не уменьшился спрос на круизы, но при этом клиенты предпочитают океанским лайнерам прогулки по российским рекам, что гораздо дешевле. Люди стремятся оптимизировать затраты на отдых», - говорит Светлана Бычкова.

Эту тенденцию подтверждают ее коллеги. «Наиболее серьезно кризис отразился на покупательской способности представителей среднего класса. Люди с высокими доходами, как и раньше, не экономят на турах, а на небольшую зарплату и в хорошие времена сложно было позволить первоклассный отдых. Количество квот по многим направлениям заметно сократилось, туроператоры не хотят рисковать. В этом сезоне значительно выросли продажи российских туров, и не только черноморских курортов, но и экскурсионных поездок по Золотому кольцу, Санкт-Петербургу. Очень активно продается Абхазия. Интересуются туристы и новыми направлениями — Марокко, Юго-Восточная Азия. А вот курорты Франции, Италии уступают в популярности Турции, Египту, Болгарии из-за относительно высокой стоимости. В целом ситуация на рынке стабильная, резких колебаний не предвидится», - считает директор «Капитал-тур Липецк» Ксения Панина.

В ситуации, когда дорог каждый клиент, турагентствам приходится прилагать немало усилий, чтобы обеспечить стабильное развитие бизнеса. «Очень перспективное направление сегодня - одно- или двухдневные туры внутри области. Мы разработали несколько экскурсионных маршрутов, которые предусматривают посещение Липецка, Ельца, Данкова, Чаплыгина, Задонска, Лебедяни. Каждый из них включает в себя разноплановую культурную программу, знакомство с историческими и архитектурными памятниками, осмотр местных достопримечательностей, посещение православных святынь», - продолжает Светлана Бычкова.

Такие маршруты выходного дня пользуются большим спросом у липчан, и есть все основания рассчитывать, что ими заинтересуются и жители соседних областей. На сайте Управления физической культуры, спорта и туризма Липецкой области размещена подробная информация об экскурсионных программах с различными вариантами размещения и, соответственно, ценами. Туристы из соседних регионов могут теперь выбрать наиболее подходящий для себя вариант. Есть разработки для школьников на время каникул, обзорные экскурсии с посещением липецкой экспозиции Эрмитажа и многое другое.

Свои антикризисные рецепты есть и у Ксении Паниной: «Если в хорошее время мы могли себе позволить содержать большой штат сотрудников, то сейчас остались самые лучшие. С фразой «мы этого не делаем» — попрощались. Авиа, железнодорожные билеты, индивидуальные или горящие туры? Пожалуйста! Что еще вы бы хотели? Трансфер от вокзала до аэропорта? Туристические сим-карты? Путеводители? Мы не можем позволить себе упустить клиента».

В будущее представители липецкого турбизнеса смотрят со сдержанным оптимизмом. «Думаю, самые трудные времена уже позади. Люди начинают понемногу бронировать новогодние туры. Конечно, глубина продаж стала меньше, но клиенты смогли грамотно перераспределить свои средства, оставив определенную часть на отдых. Часть туроператоров пошла навстречу агентствам, предложив определенные льготы —больший размер комиссии, частичную отсрочку платежей. Все заинтересованы в стабильной работе системы. Низкая точка кризиса пройдена, дальше будет только лучше», — такова точка зрения директора Светланы Бычковой.

«Вряд ли стоит рассчитывать на серьезный рост продаж турпродуктов к Новому году - кризис научил людей считать деньги, все меньше желающих переплачивать 30-50% за возможность провести новогоднюю ночь в экзотическом месте. Но, судя по сентябрю, выжидавшие в начале лета клиенты, наконец-то, созрели. Хотя количество предложений на рынке сократилось, при желании можно найти приемлемые цены. Уже сейчас ясно: год был непростой, но не катастрофический», - уверена Ксения Панина.