Висану Джароенсилп: «Таиланд действительно стал направлением массового спроса»
Таиланд, воспринимавшийся раньше как направление «зимнего солнца», становится круглогодичным. Прошедшим летом он впервые вошел в пятерку самых популярных у российских туристов стран, а в самом Таиланде россияне заняли первое место по числу посещений среди европейцев. О том, почему растет число желающих поехать в Таиланд и что предлагает страна в ответ на растущий спрос, рассуждает директор московского офиса Туристического управления Таиланда (ТАТ) Висану Джароенсилп (фото).
– Спрос на Таиланд в России в этом году высок, как никогда. Статистика это подтверждает?
– 578 тыс. россиян посетили Таиланд за семь месяцев 2011 года, это на 77% больше, чем с января по июль прошлого года. За весь 2010 год – 644 тыс. Впервые в этом году Россия стала первой по количеству туристов среди всех стран Европы, опередив Великобританию. Это поразило всех, и особенно британцев. По российской статистике мы в первом полугодии на четвертом месте, обогнав Испанию, Италию, Финляндию. Можно сказать, что Таиланд действительно стал направлением массового спроса.
– Какой результат ожидается по итогам года?
– На встрече европейских представительств ТАТ мы озвучили цифру в 840 тысяч. На наш взгляд, небольшой в сравнении с российским рост других рынков связан, в том числе, с экономическим кризисом в Европе. Средний рост потока из тех стран, которые раньше лидировали по числу туристов, в последнее время не превышал 5% в год. Против российских 70-80-90%. Всего в этом году Таиланд планирует принять 19,5 млн. туристов, в 2010 приняли 16,5 млн.
– Насколько вам «помог» Египет?
– По нашим, весьма приблизительным подсчетам, всего Египет «подкинул» около 60 тыс. туристов – в феврале мы приняли 125 тыс. туристов против 80 тыс. в 2010 году, в марте – около 120 тыс. против 75 тыс. в марте 2009 года. Мы были не самые главные «выгодоприобретатели», Турция и другие европейские направления получили больше. Но эти два месяца изменили традиционную кривую российского туризма в Таиланд.
– За счет чего растет спрос на Таиланд летом, ведь в это время можно отдохнуть на море и ближе, и дешевле?
– Ситуация меняется каждый год: еще пять лет назад 92% летали с октября по март и лишь 8% – летом, с апреля по сентябрь. В прошлом году соотношение было 70 к 30, в этом будет 65 к 35. Я бы назвал несколько причин. Первая – то, что Москва и Санкт-Петербург не очень сильно снижают потоки после окончания зимы. Продолжают летать «Трансаэро», «Аэрофлот», «Тайские авиалинии», Nord Wind, выполняются отдельные чартерные программы. Вторая – необычайно бурный рост потока из Сибири и Дальнего Востока. Если еще два года назад летний Таиланд был возможен только из Москвы и Санкт-Петербурга, в 2010 году количество городов значительно выросло. Здесь мы должны сказать спасибо туроператорам, в первую очередь, «Пегас Туристик», который летает отовсюду на рейсах авиакомпании Nord Wind, компаниям «Анекс», «Корал» с UTair, Tez Tour с I fly и остальным компаниям. Раскрутка летнего Таиланда – заслуга исключительно туроператоров и авиакомпаний.
– Можно ли говорить, что для россиян, которые живут за Уралом, Таиланд – это новая Турция?
– Пока рано, да и нет у нас такой цели сделать из Таиланда Турцию. Но очевидно, что из Сибири и Дальнего Востока до Таиланда лететь сравнительно близко и удобно. Из Владивостока, Хабаровска – 6 часов, Иркутска – 7, Красноярска – 8. Для жителей Владивостока, Хабаровска отдых в Таиланде два-три раза в год – уже не редкость. Что касается других пляжных направлений Юго-Восточной Азии – Хайнаня, Вьетнама, Малайзии, то часть из них дороже, а другие не предлагают безвизовый въезд. Кроме того, ни Китай, ни Корея не могут сравниться с Таиландом по развитости инфраструктуры. Активнее всего чартеры летают в Таиланд из Хабаровска и Красноярска, который открыл первые программы еще в 1995-1996 году.
– Но тогда их делали совсем другие туроператоры.
– Да, только с приходом крупных игроков из Москвы стали возможны большие чартерные программы и совершенно другие цены. До появления на Дальнем Востоке того же «Пегаса» с Nord Wind один билет из Владивостока в Таиланд стоил 30-31 тысячу рублей, а «Пегас» пришел с пакетами по 18-20 тысяч. Сейчас он летает из Владивостока, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Якутска, Петропавловска-Камчатского и других городов. Эти программы загружаются, а когда есть какие-то проблемы с загрузкой, некоторые рейсы летят на Хайнань, потом в Бангкок или на Пхукет. Естественно, эти стыковки позволяют давать хорошие тарифы на билеты.
– То есть, рост вам обеспечивает Зауралье?
– Растут все сегменты рынка, но разными темпами. На самом деле, из Центральной России едет сегодня около 70% туристов. Но поток из регионов, расположенных за Уралом, растет быстрее. Чем больше людей летают в Таиланд, тем больше появляется информации о нем. ТАТ, туроператоры делают много, но без этого общественного мнения ничего бы не сдвинулось. PR имеет сейчас больше значения, чем прямая реклама. Поэтому свои небольшие средства мы направляем на совместные рекламные кампании с туроператорами (наша доля в них не превышает 40%) «Натали Турс», «Пегас», «Пакс», «Корал», рекламу в интернете, видеоэкраны на Садовом кольце, рекламу на троллейбусах. В Санкт-Петербурге разместим информацию на экранах в бизнес-центрах. Туроператоры, в свою очередь, сами обеспечивают информацией свои агентства, проводят семинары, выездную учебу – объем этих программ увеличился в разы по сравнению с тем, что было еще два года назад. Мы же занимаемся проектами, направленными на конечного потребителя. Это Клуб друзей Таиланда, Тайский фестиваль, совершенствование сайта.
– Два года назад ТАТ объявляла о стратегии развитии экскурсионных программ на север Таиланда. Каковы ее итоги?
– К сожалению, на севере россиян пока не более 2-3%. В Паттайе – 60% российского потока, 16% едут в Пхукет, затем идут Бангкок и Самуй. Конечно, в Паттайе развитая инфраструктура и есть все, что нужно для семейного отдыха. Но переизбыток русскоязычного населения в одном месте вызывает определенный дискомфорт и у самих россиян, и у туристов из других стран.
– Почему так медленно развиваются альтернативные курорты?
– Человек поедет туда, о чем у него больше информации. Причем не только от нас, но и друзей, родственников. Скажем, французы ездят на север, для них он после островов Чианг Май и Чианг Рай – на третьем месте, туда чартеры ставят из Франции. Европейцы активно используют Хуа Хин и Ча-ам – два курорта, которые расположены в разных провинциях близко друг к другу. Оба с хорошей инфраструктурой и более чистым, чем в Паттайе, морем. Недаром Хуа Хин – это старейший курорт Таиланда, где расположена королевская резиденция. Есть курорты провинций Краби, Панг-Нга. Если посмотреть там цены на отели 4*, нельзя сказать, что они выше, чем в Паттайе или на Пхукете. Но добавляется транспортная составляющая за счет дополнительных переездов. Еще одна проблема – языковая. Наши туристы в основной массе кроме родного языка другими не владеют. В Паттайе, Пхукете много русскоговорящих, надписи на русском, на ресепшн гостиниц говорят по-русски. На других курортах это есть, но не везде. Они сориентированы на европейские языки.
– Российские туроператоры готовы расширять географию?
– Да, подвижки есть, уже три года они включают в каталоги новые курорты. В Краби есть международный аэропорт, но пока ни один туроператор рейсов туда не делал, хотя мы им это предлагаем. У «Пегаса» была идея поставить рейс на Суратхани, чтобы летать на Самуй. Оттуда, правда, придется 45 минут добираться на пароме. В целом аэропорты Таиланда готовы к приему и российских чартеров. Туда уже летают чартеры из Китая, Скандинавии, Гонконга.
– Отличаются ли цены на Таиланд в других странах от тех, что предлагают российские туроператоры?
– В России туры стоят дешевле, чем в Европе, но у нас другая система ценообразования. Прибыль – небольшая, комиссия турагентств высокая. В Европе прибыль больше, агентская комиссия меньше. Гостиницы в целом стоят одинаково, полеты из Европы, с учетом большого числа авиадискаунтеров, дешевле. Распределение туристов по отелям различных категорий совпадает. А вот география, как я уже говорил, различается.
– Вы упомянули, что хотите развивать в России медицинский туризм. Но здесь у вас много конкурентов.
– Да, есть более близкие страны, где предлагается лечение – Израиль, Швейцария, Германия. Но Таиланд берет тем, что уровень специалистов, качество аппаратуры – не хуже, а цены другие. Таиланд вроде бы развивающаяся страна, однако система бесплатного и платного медицинского обслуживания, соцгарантий там на достаточно высоком уровне. Это исторически сложилось еще с начала XX века, когда были созданы первые бесплатные больницы. Теперь медицинский туризм Таиланда востребован на рынке, в первую очередь, конечно, стран Юго-Восточной Азии. К ним подтягивается Ближний Восток, откуда люди приезжают летом, когда в Таиланде не так жарко.
В России мы активно продвигаем check-up – диагностику. Туристы приезжают на отдых, но два дня посвящают госпиталю, получают рекомендации – где и как лучше отдыхать. В тех больницах, которые мы рекомендуем, есть русскоязычные специалисты. Следующий этап – полноценное лечение. В первую очередь, это все, что связано с пластической хирургией, омоложением, стоматологией, применением традиционных и альтернативных восточных методик. Но это уже не только вопрос клиники и туроператора. Сюда вовлечены страховые компании, фонды, в рамках которых идет лечение, необходимо сотрудничество с российскими клиниками и ассоциациями, которые могли бы рекомендовать для своих пациентов лечение в Таиланде. То есть, это достаточно большой комплекс вопросов, в котором сегодня задействовано немало организаций, а в перспективе их должно стать еще больше. С тем, чтобы лечение было не только качественным, но и безопасным, гарантированным.
Значительная часть нашего стенда на выставке «Отдых» будет сориентирована на медицинский туризм. 21 сентября в 15.45 в конференц-зале №3 павильона №1 мы проведем конференцию, посвященную перспективам развития медицинского туризма в Таиланде. На выставке состоится презентация кластера медицинского туризма Таиланда – это кооперация восьми государственных и пяти частных ассоциаций, направленная на развитие медицинского туризма для иностранцев. В кластер входит ТАТ, Институт малого и среднего бизнеса, департаменты по продвижению экспортной торговли, промышленности, гостиничная ассоциация Таиланда, ассоциация турагентств Таиланда, ассоциации государственных и частных клиник.
Мы активно продвигаем и другие нишевые направления, такие, например, как свадебные туры, которые позволили бы расширить географию поездок и повысить качество туристов. Спортивный туризм – в первую очередь, гольф. В Таиланде более 200 гольф-полей. Водные виды спорта – дайвинг, яхтинг, кайтинг, серфинг и т.п. Впрочем, можно много говорить о тех или иных направлениях, но если в определенных регионах популярны другие виды туризма, мы должны отзываться на этот спрос. Поэтому во время наших встреч с туроператорами и агентствами мы выясняем, что нужно туристам. Главная наша задача – давать как можно больше информации о том, что предоставляет собой Таиланд. А они пусть выбирают сами.