Пегас с 18 октября

Тайны псковской чуди

Исторические и культурные достопримечательности Псковского региона давно и заслуженно пользуются вниманием российской и зарубежной публики. Поток туристов в Псков, Печоры, Изборск, Пушкинские горы всегда достаточно полноводен. Казалось бы, и беспокоиться нечего, туристическая засуха этим достойным местам очевидно не грозит.

Однако псковский туроператор «Континент» и региональный ТИЦ при поддержке Комитета по культуре и Театрально-концертной дирекции Псковской области решили, что гостям псковской земли необходимы новые впечатления. И они, объединившись и присмотревшись, нашли такие места, которые, с одной стороны, давно и хорошо известны, а с другой – таят столько нераскрытой прелести, что просто диву даешься. Показать свои находки партнеры решили сначала журналистам, пригласив их в пресс-тур. Этот рассказ о том, что мы увидели и узнали.

В Печорском районе проживают русские, украинцы, белорусы и представители много еще каких национальностей. Но один народ выделяется даже на фоне этого пестрого культурного многоголосья. Сето или сету – очень малочисленны, относятся, как предполагают ученые мужи, к финно-угорской этнической группе. Все тайны этого удивительного племени еще до конца не раскрыты. Есть версия, что они – потомки эстов. Но есть ученые, сделавшие иной вывод – и сету, и эсты произошли от жившего здесь в незапамятные времена племени чудь. Основная часть сету – тысяч 10, может 12, – живет в Эстонии, в Псковской области к ним себя причисляют не больше 300 человек. Печорский район в разные исторические периоды относился то к Эстонии, то к России, но для сету эти земли навсегда останутся родной Сетумаа, то есть «землей сету».

Сету весьма жизнестойкие, они умудрились сквозь все исторические перипетии пронести незамутненным свой оригинальный образ. Сету говорят на таком оригинальном диалекте эстонского языка, что их и эстонцы-то не понимают, исповедуют вроде бы православие, но с таким мощным наслоением дохристианской культуры, что русские соседи частенько называют их полуверцами. Короче, народ непонятный, особливый. Вот к ним в гости «Континент» и ТИЦ нас и повезли – на ежегодный (первый прошел в 2008 году) фестиваль «Сетумаа. Семейные встречи». Впрочем, первых сету я заметила еще в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре среди многочисленных паломников, собравшихся на крестный ход в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Название фестиваля мне понравилось, потому что от него веет чем-то домашним, сугубо личным. Как потом выяснилось, оно отражает самую суть праздника – ведь ежегодно в самом конце августа в деревне Сигово (ударение на первой букве «о») собираются именно семьи, живущие по разные стороны государственной границы.

Деревня Сигово маленькая, но в ней нашлось место и музею сету, кстати, единственному в России, и широкой поляне, где люди и собираются. Приезжают сюда сету отовсюду, и из Петербурга, и из Эстонии, до границы-то рукой подать. Право слово увидеть этот праздник стоит.

Старт фестивалю дает шествие всех участников, разодетых в красочные старинные наряды. Огромная «салатная тарелка» на груди – это брошка-фибула, она означает, что женщина замужем. Передается это драгоценное серебряное украшение по наследству от матери дочери.

Потом начался концерт. На сцену по очереди поднимались фольклорные коллективы, радовавшие зрителей песнями из богатейшего народнопоэтического творческого наследия. И его сету тоже умудрились сохранить! Они поют и песни-сказки, и обрядовые, и так называемые суетные, повседневные. Последние выражают сиюминутное настроение поющего, но имеют порой и непристойное содержание. Настроение ведь бывает разное…

Сету ежегодно выбирают себе короля. Он у них вообще-то есть – божество по имени Пеко, но он вечно спит в своей пещере, поэтому приходится искать ему более расторопного преемника. Процесс выбора, замечу, организован по-настоящему демократично. Кандидаты встают на специально сколоченные деревянные помосты и провозглашают оттуда свою «предвыборную программу». Перед кем больше толпа соберется, тот и король или королева. В этот раз была именно королева.

Обязательные элементы фестиваля – ярмарка народных ремесел и угощение гостей традиционными сетускими блюдами. Пить сету любят компот из тыквы и самогон под названием ханзя, варят пиво по собственному рецепту, хозяйки готовят рыбу с овощами, творог и сладкий сыр. Еду расставляют на столах под большим шатром. Ешь-пей – не хочу! Платить не надо.

Самая душевная на мой взгляд часть фестиваля – кирмаш, то есть просто гулянье. Началось оно как-то незаметно… Сначала парень с гармошкой стал наигрывать незатейливую мелодию, потом к нему присоединилась девушка с еще одной гармошкой, последним подошел скрипач. Под музыку этого стихийного трио стали собираться танцоры. В круг мог встать любой, даже не считающий себя настоящим сету. Повторить незатейливые движения было несложно, поэтому число кружащихся пар все время росло.

По соседству свою группку образовали певцы. Может и суетные песни пели, но разве поймешь, язык сету знают только они сами.

Приезжать в Сигово можно не только на семейные встречи сету. Тайны потомков ушедшей чуди хранит здешний музей народности сету, имеющий статус государственного. Расположился он в подлинной усадьбе семьи Кюлаотс.

Экспозиция щедро наполнена этнографическим материалом. Перед любознательными посетителями раскроют некоторые секреты народа сету, расскажут об удивительных традициях и необычных верованиях, познакомят с богом Пеко, угостят горячими пирогами, научат делать сладкий творог и плести пояса-обереги. Даже если не верить в чертовщину, поясок все равно пригодится. Его можно подарить, например, дочери, которая заменит им ремень в джинсах. Получится очень стильно, согласитесь.

В Сигово есть еще и частный музей сету. Предметы подзабытого быта по крупицам собирала бывшая учительница музыки из Петербурга Татьяна Огарева. В коллекции хранятся уникальные аудиозаписи старинных песен и куклы, лица которых поразительно похожи на лица местных жителей, уехавших из деревни или все еще живущих в ней.

Нужно только иметь в виду, псковская чудь открывает свои тайны только людям неравнодушным.

Продолжение следует.

 

Любовь Булгакова, RATA-news

Фото автора