Таиланд
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Безвизовые 72 часа должны касаться не только транзитников

В комитете ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности 15 ноября обсудили законопроект о введении 72-часового безвизового режима для иностранных туристов, прибывающих в Россию воздушным путем. Напомним, 25 октября Госдума приняла этот законопроект в первом чтении. Сейчас безвизовый въезд и пребывание в РФ в течение 72 часов разрешены иностранным туристам, приезжающим в Россию на специализированных круизных судах, а также на паромах. В случае принятия закон вступит в силу с 1 июня 2014 года. Одновременно Министерство культуры России подготовило проект постановления правительства, определяющее аэропорты, которые смогут принимать безвизовый поток, а также страны, на которые будет распространяться режим безвизового въезда в Россию. Напомним, это граждане 20 стран – Германии, Китая, США, Великобритании, Швеции, Италии, Франции, Испании, Республики Корея, Японии, Польши, Канады, Нидерландов, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Финляндия, Сингапура, Австралии и Греции. Южную Корею, правда, уже можно исключить из этого списка, так как наши страны ввели безвизовый режим. Одним из условий безвизового пребывания на территории РФ станет наличие у иностранного гражданина авиабилета российского перевозчика с подтвержденным временем отправления в пункт государства назначения не позднее 72 часов с момента въезда в Россию. Принимать безвизовых пассажиров смогут 11 аэропортов России.

ТПП, как и РСТ, заинтересована в утверждении законопроекта о безвизовом транзите, который, как уже показало введение подобного режима для пассажиров паромов и круизов, будет способствовать росту въездного турпотока в страну. Число круизных пассажиров, посещающих Санкт-Петербург, благодаря этой мере постоянно растет. Например, в 2012 году их число превысило 400 тыс., а в этом ожидается не менее 460 тыс. человек. Закон о 72 безвизовых часах для транзитных авиапассажиров может стать новым толчком для развития круизов в России. В частности, по словам генерального директора компании «Свой-ТТ» Сергея Войтовича, международные круизные компании наверняка захотят организовать маршруты со стартом в Санкт-Петербурге.

Однако для того, чтобы закон реально заработал, в ТПП считают необходимым снять некоторые ограничения, которые сейчас содержатся в проекте. В частности, необходимо распространить действие закона не только на транзитных, но и на другие категории туристов. По данным РСТ, из 2,5 млн. граждан дальнего зарубежья, прибывших в аэропорты московского авиаузла в 2012 году, транзитом следовали только 166 тыс., «чистых» туристов среди них не более 14-15 тыс., а если брать пассажиров только российских авиакомпаний, то и того меньше – примерно 4-5 тыс. человек. Принимать закон ради такого «потока» вряд ли целесообразно. По словам Сергея Войтовича, траты на документацию, заседания и обустройство погранпунктов «на 10 лет вперед съедят экономический эффект от нового закона». На то же, по словам главы профильного комитета ТПП РФ, вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, ссылаются авторы писем, поступивших в адрес ТПП в связи с новым законопроектом. Закон, принятый в его нынешнем виде, не позволит эффективно развивать въездной туризм, полагают в Бурятии, Хабаровском крае и на Алтае.

По словам вице-президента РСТ Александра Осауленко, в законопроекте и постановлении хорошо прочитываются ведомственные интересы, в частности, визовых российских центров за рубежом и российских авиакомпаний. Например, в постановлении указывается аэропорт Хабаровска, куда на бортах российских авиакомпаний должны прилетать туристы, а на деле туда пока летают южнокорейские перевозчики. Аэрофлотовская «дочка» лишь заявила о своем возможном появлении. Соответственно, хабаровский аэропорт «пролетает» мимо безвизового режима. Кроме того, введение режима благоприятствования только для транзитных туристов автоматически делает российский продукт неконкурентоспособным, ведь речь в данном случае идет о поездке в один конец, а не о полноценном турпакете. Юрий Барзыкин также убежден, что список аэропортов страны, которые получат разрешение принимать иностранных пассажиров без виз на срок не более 72 часа, можно расширить за счет развивающихся туристско-рекреационных зон в Сибири, на Алтае, а также в Ставропольском и Краснодарском краях.

Сергей Войтович указал и на другие неувязки законопроекта. «Пограничникам будет трудно отличить транзитного пассажира от обычного. Стоя в очереди на погранконтроль, любой пассажир легко забронирует перелет куда-либо, предъявит эту бронь, пограничник проверит ее наличие в системе, а потом ничто не мешает пассажиру ее аннулировать», – пояснил он. Не говоря уже о том, что, как и в случае с визами, найдется немало полукриминальных компаний, которые смогут «нарисовать» туристу любой транзит, чтобы он подпадал под действие безвизового режима.

Туроператоры полагают, что, вводя безвизовый 72-часовой режим для авиатуристов, можно воспользоваться 10-летним опытом нашего соседа – Китая. Если мы хотим, чтобы закон работал именно на туризм, надо включить в него в качестве обязательного условия наличие принимающей стороны. В Китае она встречает группу безвизовых туристов или индивидуалов в аэропорту, и она же «сдает» их по окончании поездки. Тогда будет уверенность, что безвизовый пассажир окажется именно туристом и по прибытии в страну не растворится в неизвестном направлении.

РСТ уже направил письмо со своими замечаниями и предложениями на имя министра культуры РФ Владимира Мединского и председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина. Отраслевой комитет ТПП также планирует собрать все замечания на эту тему и максимально подготовиться ко второму чтению законопроекта, которое должно пройти в конце ноября.

 

Светлана Ставцева, RATA-news