Интурмаркет с 1 октября

Деловой туризм в Москве: фронт работ еще велик

Москва, пока в большей степени город делового туризма: здесь ежегодно проходит более 800 масштабных мероприятий – конференций, форумов и конгрессов. Число крупнейших выставочных площадок России, наряду с «Крокус-Экспо», «Экспоцентром» и другими пополнил ВДНХ, у которого вскоре откроется второе дыхание благодаря строительству там отелей. В этом году в столице открылась и новая интересная площадка, конгресс-парк при гостинице «Украина» общей площадью 2400 кв. м. Перспективными точками роста можно назвать планы по возведению новых крупных выставочных объектов в Мякинино, Новой Москве, на территории ВДНХ и «Москвы-Сити».

О тенденциях делового туризма в столице шла речь на встрече с журналистами, в которой приняли участие глава Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергей Шпилько, председатель Ассоциации Бизнес Тревел Вадим Зеленский, член совета Ассоциации агентств делового туризма Глеб Барон, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman&Wakefield Марина Смирнова, представители компании EY Анжелика Норманн и Дмитрий Тетюшев.

Как отметил Вадим Зеленский, фронт работ еще велик. Предстоит компенсировать спад турпотока из США и европейских стран, отказавшихся от проведения в Москве деловых мероприятий по политическим причинам. Хотя, с учетом роста курса доллара и евро, ехать в столицу им сейчас выгодно. Подпортил картину и общий информационный фон: предстоит бороться с имиджем столицы как «небезопасного города в воюющей стране». Так что, уточнил г-н Зеленский, «мы делаем ставку на более толерантные направления, привычные к неожиданностям: Бразилия, Китай и т.д». Пока, к сожалению, общее падение рынка делового туризма продолжается.

Глеб Барон согласился с коллегами, что Москва последние 3-4 года резко изменила туристический имидж в лучшую сторону. Очень важным в этом смысле стало появление хороших предложений во всех ценовых категориях гостиниц, а не только в сегменте люкс, как раньше. Но при этом он обратил внимание собравшихся на массовую отмену новогодних корпоративов в сфере MICE. Пострадал и конгресс-туризм, тоже в основном за счет иностранцев. Теперь подобные мероприятия ужимаются и по финансам, и по количеству участников.

Ситуацию на гостиничном рынке обрисовала старший менеджер EY Анжелика Норманн. В Москве за 2014 год введены в строй 8 отелей, в общей сложности на 1971 номер. В столицу уже пришли практически все главные гостиничные бренды, с открытием Four Seasons их стало 26. На конец третьего квартала в городе насчитывается 329 средств размещения, всего на 47 тыс. номеров. Заявлены к открытию еще порядка 132, так что в идеале к 2020 году в Москве будет 76 тыс. качественных номеров. Однако в районе одного только парижского аэропорта Шарль де Голль их больше. «Так что мы еще очень далеки от насыщения рынка», – считает г-жа Норманн.

42 столичных гостиницы управляются операторами. Это крайне мало для многомиллионного мегаполиса. Среднегодовая загрузка во всех сегментах пока держится на уровне от 62% (5*) до 72% (3*). Но отельеры хором предсказывают, что 2015 год будет очень непростым.

При этом объекты по-прежнему строятся. Открытие Four Seasons прокомментировала Марина Смирнова: «Уровень этой гостиницы задаст новую планку рынку в целом, и сегменту люкс в частности. Выход объекта на рынок был очень аккуратным, а заявленные тарифы удивляют демократичностью. Например, корпоранты могут сейчас забронировать комнаты на следующий год по цене 10-12 тысяч рублей за сутки. Понятно, что период промо-расценок не продлится долго, его цель – чтобы гостиницу узнали и распробовали».

Г-жа Смирнова согласна, что гостиниц нужно больше, особенно востребованного туристами эконом-класса: «Конечно, не все заявленные проекты реализуются, похожую ситуацию мы видели в кризис 2008-2009 годов. И, разумеется, планы на 2015-й будут пересмотрены. Но в целом у столичного рынка неплохие перспективы. Отчасти потому, что проседают другие сегменты коммерческой недвижимости: складская, офисная и т. д.

Еще один плюс кризиса – более тщательный анализ будущих проектов. Первая волна такого «естественного отбора» накрыла Москву в 2008, на рынке остались самые жизнеспособные. Например, комплекс Accor на Бахрушина, который должен был открыться намного раньше. Кризис позволил девелоперу совершить прорыв и вывести на рынок интереснейший комплексный продукт, очень удачный с точки зрения концепции».

Дополнил информацию о столичном гостиничном рынке и Сергей Шпилько. По его словам, все больше средств размещения дотягиваются до международного уровня по самым разным параметрам. Многие из них прошли классификацию АБТ, некоторые получили сертификаты China Friendly. «Появилась и халяльная аккредитация средств размещения, такую тенденцию могу только приветствовать», – сказал глава Москомтуризма.

На периферии города открылись крупные объекты, способные размещать внушительные по размерам группы. Такие, как «Галерея Вояж» возле станции метро «Коломенская». Подобных номеров эконом-класса за 2014 год введено около 2000, это очень хороший показатель.

Так что и деловым туристам, и индивидуалам есть где остановиться и чем заняться в Москве. Да и расценки сейчас более чем приемлемы. Дело за грамотной стратегией продвижения столицы, не без помощи туроператоров.

 

Кристина Голубева, RATA-news