Тревелпорт

В России появилась первая учебная гостиница

В этом году в Москве на базе гостиницы «Турист» открылась единственная в России гостиница-школа. На создание этого государственного унитарного предприятия бюджетом города было выделено $2,5 млн. Как работает гостиница и в чем ее особенность в беседе с нашим корреспондентом рассказывает доктор экономических наук, профессор, директор ГУП «Учебно-тренинговая гостиница» Андрей Чернышев.

- Андрей Валентинович, вопрос о необходимости создания такого предприятия любой профессионал гостиничного бизнеса наверняка сочтет риторическим…

- …И будет прав. «Учебно-тренинговая гостиница» была создана распоряжением правительства Москвы, и причины такого решения очевидны. В Москве более 50 высших и средних учебных заведений, которые занимаются подготовкой кадров для гостинично-туристского комплекса, и студентам где-то нужно проходить практику. Действующие отели идут на это неохотно: практикантами надо заниматься, уделять им время, да и гости, которые платят за определенный уровень сервиса, не хотели бы, чтобы их обслуживали студенты. Проходя практику в нашей гостинице, учащиеся, в первую очередь, начинают четко представлять, что их ждет после окончании вуза, а значит, смогут решить, правильный ли выбор они сделали. Кроме того, молодые люди получают практические навыки, закрепляют теоретический материал, который они усвоили в учебном заведении.

- Как организована работа «школы-гостиницы»?

- Во-первых, мы функционируем как обычное гостиничное предприятие, зарабатываем деньги и тратим их на развитие. Одновременно организуется учебный процесс: у нас проходят практику, а фактически работают студенты высших и средних учебных заведений, например, из Международного института гостиничного менеджмента и туризма (МИГМТ), из Института экономики сервиса (МГУС), Экономического бизнес-колледжа и других. Кроме того, мы занимаемся профессиональной переподготовкой и повышением квалификации работников гостинично-туристского комплекса. Совсем недавно у нас проходили стажировку работники гостиничного предприятия Министерства обороны. На сегодня мы сотрудничаем с 12 московскими учебными заведениями, также у нас практикуются студенты из регионов. С середины августа до начала декабря через нашу «школу» прошли более 300 учащихся. Практику студенты проходят бесплатно, но уже с нового года мы будем вводить платное обучение, согласовывая это с вузами.

- Расскажите подробнее, как проходит учебный процесс в гостинице и как оценивается уровень подготовки студента?

- Обучение базируется как на западных образовательных программах, так и на российских, утвержденных Министерством образования. Сегодня границы между странами стираются, люди привыкают к определенным стандартам обслуживания, и мы стараемся это учитывать. Одновременно в гостинице работают 40-60 студентов, с ними занимаются около 15-20 наших сотрудников. Учащиеся постигают гостиничное производство изнутри: работают в ресторане, в службе портье, изучают, как поддерживается тепло в гостинице и даже как вывозится бытовой мусор. Они проходят по всем должностям, которые есть в гостинице, включая службу безопасности, административно-управленческий персонал, бухгалтерию и т.д., вплоть до главного инженера и директора. Например, при заселении гостя, практиканты смотрят, как заполняется анкета клиентом, как эти данные переносятся в компьютер. Работая с горничными, они учатся, с чего следует начинать уборку номера, как происходит смена белья и т.д. Затем они сами убирают номера, а их работу контролирует горничная. Это необходимо для того, чтобы будущие менеджеры ясно представляли себе, как надо контролировать процесс уборки, что нужно требовать от подчиненных.

- Нет ли нареканий от ваших клиентов по поводу сервиса?

Во-первых, не надо думать, что наших гостей полностью обслуживают студенты. Их обслуживает персонал гостиницы, а ученики действуют строго под присмотром профессионалов. Во-вторых, наш 5-й корпус гостиницы «Турист» был полностью