Разрыв между лидерами и аутсайдерами авиарынка будет расти
Интервью «Коммерсанту» руководителя аналитической службы агентства «Авиапорт»
Олега Пантелеева.
- Мировые аналитики снизили свои прогнозы темпа развития глобального рынка авиаперевозок на 2008 год. Стоит ли ждать аналогичных тенденций в России?
- Российский авиарынок уже не первый год показывает, что мировые катаклизмы вроде терактов 11 сентября или атипичной пневмонии влияют на него в наименьшей степени. Кризис ликвидности, имеющий значение для индустрии США и Европы, на мой взгляд, также не должен вызывать серьезных опасений у наших авиакомпаний. Дело в том, что на российском рынке активно начинают работать отечественные банки, что, я думаю, позволит избежать в будущем году дефицита предложения по кредитам и лизингу воздушных судов. Относительно спокойные 2006-2007 годы в плане безопасности перевозок не приведут также и к увеличению расходов крупных авиакомпаний на страхование, и даже принятие новых федеральных авиационных правил, ужесточающих финансовую ответственность перевозчика перед пассажирами, не повлечет сколь-нибудь значительного роста цен на авиабилеты. Что же касается роста цен на авиакеросин, то здесь мы, как ни странно, "в одной упряжке" с большинством стран мира, не имеющих собственной нефтедобычи, где проблема стоимости топлива определяющим образом влияет на структуру расходов авиаперевозчиков.
- В течение сентября-декабря 2007 года цена за тонну авиатоплива в российских аэропортах выросла уже на 30%. Как это отразится на показателях авиакомпаний в 2008 году?
- Если нынешний рост цен продолжится, то прогнозировать последствия для авиаотрасли будет очень неблагодарным делом: прошлый кризис 2004 года, когда керосин подорожал в целом на 60%, привел к тому, что годовой рост объемов перевозок еле-еле достиг 4%. Если же нынешняя ситуация стабилизируется хотя бы к февралю, то российская гражданская авиация может снизить темпы роста с 16-19% в уходящем году до 6-10% по итогам следующего. По оценкам самих авиакомпаний, к лету конечная цена билета может вырасти на 15-20%, что, несомненно, приведет к уменьшению спроса на авиаперевозки. Это же станет основой для существенного снижения рентабельности авиакомпаний, эксплуатирующих советскую технику, и, возможно, ухода их с рынка вообще. С увеличением в отечественном авиапарке количества современных топливоэффективных самолетов иностранного производства влияние этого фактора на темпы развития гражданской авиации в России будет снижаться.
- Какие прогнозы позволяют сделать планы авиакомпаний по обновлению флота в 2008 году?
- Если к концу текущего года российский парк авиатехники насчитывает около 210 машин иностранного производства, то к концу 2008 года российские перевозчики будут эксплуатировать порядка 250 современных средне- и дальнемагистральных бортов, не считая бизнес-джетов. Это приведет к тому, что разрыв между лидерами и аутсайдерами рынка будет только увеличиваться. Серьезный рывок в будущем году предстоит сделать "Аэрофлоту", когда компания сможет в полную силу запустить в работу закупленные самолеты семейства А320. Безусловно, при реализации своих намерений по ввозу в Россию очередных Boeing 747 и 777 очень высокий прирост должна показать "Трансаэро". ГТК "Россия" продолжит присоединять к себе государственные авиапредприятия, но оснований для "передела рынка" не просматривается, если только государство не займется мощной поддержкой своих ФГУПов.
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»