Автомобильный пункт пропуска Монды - Ханх на границе России и Монголии будет международным.
Об этом на встрече в Улан-Баторе договорились делегации Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница) и МИД Монголии. Российская делегация передала монгольской стороне проект межведомственного соглашения о взаимодействии и обмене информацией в сфере обустройства пунктов пропуска. После проведения внутригосударственных процедур стороны осуществят обмен нотами.
Как уже сообщала RATA-news, вопрос об изменении статуса международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) Монды-Ханх с двустороннего на многосторонний обсуждается давно, уже более 10 лет. Сегодня пересекать здесь границу могут только граждане Монголии и России. Граждане третьих стран пользоваться переходом не могут, и это, в частности, серьезно тормозит развитие въездных турпотоков в Россию и Монголию.
Автомобильный переход Монды – Ханх, расположенный на 200-километровой трассе, соединяющей озера Байкал и Хубсугул, основан в конце 50-х годов. В ноябре этого года имущество пункта пропуска было передано в ведение Росграницы на правах оперативного управления. Согласно планам агентства, пропускная способность МАПП «Монды - Ханх» составит 200 транспортных средств в сутки (140 грузовых, 50 легковых и 10 автобусов). По данным Росграницы, в настоящее время фактическая пропускная способность ДАПП Монды - 10 транспортных средств и 60-70 физических лиц в сутки. По данным STI, пункт пропуска обслуживает в год не более 800 российских туристов. Монгольские власти возвели для пограничного и таможенного контроля в Ханхе современное здание (фото), в то время как с российской стороны проезжающие обслуживаются в помещениях, построенных еще в советское время. Как сообщает Росграница, проектная документация на строительство автомобильного пункта пропуска Монды – Ханх разработана.
Открытие международного перехода широко обсуждается в иркутском туристическом сообществе в связи с идеей проекта «Байкало-Монгольская Азия», объединяющего ресурсы Байкала и Хубсугула. Туроператоры Бурятии рассматривают его в рамках проекта «Великий чайный путь», консолидирующего предложения Китая, Монголии и России. При этом существует региональная разница в понимании перспектив получения международного статуса. Все опрошенные STI иркутские эксперты видят в смене статуса перехода только позитивные стороны. «Хубсугул привлекает туристов из США, Европы и Кореи своей первозданной красотой не меньше, чем Байкал, - говорит директор Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Игорь Коваленко. – Возможность посмотреть на монгольское озеро позволит расширить программу для иностранных туристов, а также придаст импульс развитию инфраструктуры Бурятии и Иркутской области».
Реакция бурятской стороны на происходящее не столь однозначна. В Агентстве по туризму Республики Бурятия STI сообщили, что на республиканском уровне создан координационный совет, который подключится к процессу развития перехода. В то же время, представители ряда местных туроператорских компаний высказывают точку зрения, противоположную оценкам иркутских коллег. «Международный автопереход в Монды будет выгоден только иркутянам, - заявила STI директор одной из бурятских турфирм на условиях анонимности. – Бурятский турбизнес приложил много усилий для продвижения республики, новый переход может оставить нас без туристов».
Опасения туроператоров основаны на том, что переход в Монды находится от Улан-Удэ дальше, чем от Иркутска, и не имеет прямого транспортного сообщения со столицей. Более удобным для развития туризма в республике считается переход в Кяхте, уже имеющий международный статус. Дорога от Кяхты до Улан-Удэ проходит по нескольким районам Бурятии, каждый из которых может предложить колоритный турпродукт, в то время как наиболее любопытные места Монголии находятся по пути в Хубсугульский аймак, куда, по информации STI, монгольское правительство решило строить дорогу. К слову, схема транзита через Кяхту более освоена. Если из Улан-Удэ в Улан-Батор ходят рейсовые автобусы, то из Иркутска в Мурен туристы добираются только на частных автомобилях.
Так или иначе, международный статус перехода должен положительно сказаться на развитии инфраструктуры обоих регионов, если предприниматели на разных берегах Байкала приступят к совместному созданию транзитных продуктов. При этом потенциал туристических возможностей может оказаться неисчерпаемым. (STI)
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»