Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Туристы из Польши и Германии отказываются от поездок в Россию из-за сложностей с оформлением визы

Ассоциация предприятий туриндустрии Калининградской области (АПИТКО) обратилась в МИД РФ, к вице-премьеру РФ Ольге Голодец, а также в Министерство культуры, Ростуризм и Российский союз туриндустрии с просьбой принять меры, которые приостановят снижение въездного турпотока в Россию. Для этого, как сказано в официальном письме организации, необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении турфирмам преференций при визовом оформлении групп иностранных туристов. АПИТКО крайне обеспокоена неконструктивной деятельностью российских визовых центров за рубежом. Как пояснила RATA-news председатель ассоциации Тамара Торопова, российская виза подорожала почти вдвое, неизмеримо сложнее стала процедура ее получения.


Эту тревогу разделяют коллеги российских операторов из Германии и Польши, которые за прошедший год также зафиксировали падение спроса на поездки в Россию. Например, в Польше открыты российские визовые центры для туристов, выбравших нашу страну как основное место отдыха или транзитное направление. Однако их в стране всего пять, что влечет за собой дополнительные расходы на доставку документов. При этом теперь аннулированы преференции при визовом оформлении организованных туристов: туроператор, набирая группу по всей Польше, обязан оформлять визы по месту выдачи им паспорта, то есть, в тех самых пяти сервисно-визовых центрах, разбросанных по всей территории Польши. В итоге пользоваться услугами туроператоров становится невыгодно.


Немецкие турфирмы также жалуются на многочисленные неудобства в процедуре оформления виз в Россию. Например, новую визовую анкету можно заполнить только в электронном виде на английском языке, на немецкий она переведена лишь частично. Клиенты не могут заполнить анкету самостоятельно. В первую очередь это касается старшего поколения, представители которого, кстати, чаще всего и едут в Калининградскую область. В анкете нужно указывать данные, которыми клиенты в момент заполнения анкеты не располагают (референс-номер приглашающей стороны, номер ваучера). Никакие исправления не допускаются, этого не может сделать ни сам заявитель, ни турфирма, ни визовый центр, ни консульство. При малейшей ошибке заново переделывать все надо. Визовой сбор составляет €60 (€35 консульский сбор и €25– услуги визового центра) плюс при оплате еще свою комиссию взимает банк. Турагентствам, через которые основное количество туристов оформляет визы, обращаться в консульство не разрешается.


Таким образом, стоимость визы в Россию возросла почти в два раза. И сейчас многие поездки планируются иностранцами уже без посещения нашей страны, в частности, Санкт– Петербурга и Калининграда: клиенты отказываются проходить столь сложную и дорогостоящую визовую процедуру. Отказываются немцы и показывать свои доходы при оформлении визы в Россию, считая это вторжением в их частную жизнь. В итоге, с момента появления визовых центров поток туристов в Россию из Германии упал на 30%, а к началу сезона этот процент увеличится до 50%. «Первые аннуляции на апрель нынешнего года у нас уже есть, 400 человек отказались от экскурсии в Калининград. И это очень показательно. Турфирмы Германии уже пересматривают программу на 2014 год. Действительно, зачем немцам при таких визовых сложностях ехать в Калининградскую область? Ведь есть безвизовые Польша и Литва с таким же Балтийским морем», – говорит Тамара Торопова.


По статистике, в январе-сентябре 2012 года в Калининградской области побывало 5,4 тыс. иностранных гостей, что в 2,5 раза меньше, чем за 9 месяцев прошлого года. За этот же период турфирмы продали путевок на $700 тыс., что также вдвое меньше, чем за аналогичный период 2011 года.


Представители туриндустрии Калининградской области уверены, что появление визовых центров в угоду отдельным бизнес-структурам, выступающим, по сути, в качестве посредников, противоречит экономическим интересам нашей страны. Российские визовые центры работают с консульствами на условиях аутсорсинга, а это значит, что дополнительные затраты должен оплачивать заказчик, то есть МИД РФ, а не клиенты. В действительности же это бремя легло на иностранного туриста, который, по понятным причинам, нести его не хочет.


Светлана Ставцева, RATA-news