Форс-мажор как повод платить или не платить
В российском законодательстве предусмотрена ситуация, когда выполнение обязательств становится невозможным ввиду обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). Форс-мажорными признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ). Значение обстоятельств непреодолимой силы состоит в том, что стороны полностью освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. Со ссылкой на эту норму некоторые отраслевые организации распространили заявление, что ни авиационные, ни туристические компании не обязаны возмещать туристам стоимость билетов.
Однако, как пояснил RATA-news глава Правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов, обстоятельства неодолимой силы освобождают компании от ответственности за неисполнение обязательств перед клиентами, но не от исполнения этих обязательств. Иными словами, авиакомпания не должны возмещать убытки за то, что турист, например, опоздал на стыковку или на важные деловые переговоры, поскольку произошло это не по вине перевозчика. Но деньги за неуказанные услуги авиакомпания должна вернуть.
Это следует из статьи 235 Федеральных авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, в которой указана возможность вынужденного отказа пассажира от перевозки в случае отмены или задержки рейса. Пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, за исключением случая, когда перевозка пассажира была выполнена частично, и пассажир принял выполненную часть перевозки, - говорится в этой статье. - Если пассажир принял выполненную часть перевозки, пассажиру возвращается сумма за невыполненную часть перевозки.
С возвратом денег за туры, по словам Георгия Мохова, все гораздо сложнее. Если в суде будет доказано, что туристу предлагался перенос сроков поездки с сохранением программы тура или предлагалась адекватная замена - например, вместо экскурсионного тура по Лондону аналогичная программа в Риме, но он отказался, в этом случае его шансы получить компенсацию всей стоимости тура минимальны. Возврат денег будет производиться за вычетом фактических расходов туроператора.
В том случае, если из-за задержки рейса турист потерял одну или две ночи в туре, услуга, указанная в договоре клиента и туроператора, должна быть предоставлена, но со сроком, отложенным пропорционально сроку действия обстоятельств непреодолимой силы, либо путем предоставления альтернативного варианта. Клиента необходимо уведомить о наступлении таких обстоятельств. Если же этого не произошло, турист может требовать от туроператора компенсации убытков, но перспектива судебного иска будет зависеть от многих обстоятельств дела.
И еще важный момент. Туристам, которые не могут вылететь из Европы, необходимо продлить страховой полис, срок действия которого ограничен рамками тура. Туроператоры могут это сделать, обратившись к своим партнерам – страховым компаниям.