Калуга

Глэмпинги могут стать прорывом в развитии инфраструктуры экологического туризма

В России растет интерес к отдыху в глэмпингах – комфортабельных «палаточных лагерях», обустроенных по принципу максимального контакта с природой. Сегодня в стране, по экспертным оценкам, уже работают более 20 таких объектов. Президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько считает, что в ближайшие годы в этой нише будет взрывной рост, поскольку продукт интересен и туристам, которые ищут необычные форматы отдыха, и инвесторам из-за небольших вложений и быстрой окупаемости.

«Два года назад глэмпинги были экзотикой для нашей страны, мало кто представлял себе, что это такое, – рассказал вчера на пресс-конференции в ТАСС Сергей Шпилько. – Но такой тип размещения оказался настоящим прорывом в сфере природно-ориентированного туризма».


Пресс-конференция была организована по итогам состоявшегося днем ранее заседания комиссии РСПП по туриндустрии. На нем создание глэмпингов презентовалось как инвестиционное направление, перспективность которого уже подтверждена технико-экономическими расчетами и реализованными в России проектами.

По данным Ассоциации глэмпингов, первоначальный объем инвестиций в создание таких объектов из 10 купольных конструкций плюс инфраструктура на территории существующего загородного гостиничного или курортного комплекса обойдется в 5,1 млн рублей, а в «чистом поле» – 5,5 млн рублей.

Срок возведения купольного глэмпинга – три месяца, окупается проект за два-три сезона. При этом средняя стоимость номера в таком объекте размещения составляет $75-100 за ночь.

Сложность вхождения на рынок по уровню стартовых инвестиций и конкуренции низкая. То есть такие проекты вполне могут быть реализованы туристическими компаниями в рамках диверсификации или изменения профиля основного бизнеса на прием российских и иностранных туристов при наличии собственной современной и быстро окупаемой базе размещения.

По словам Сергея Шпилько, сегодня множество интересных мест в российских регионах труднодоступны – и для посещения, и для строительства объектов. Не все готовы путешествовать в экстремальных условиях с атрибутами походной жизни. Глэмпинг может стать хорошим вариантом для такой аудитории. Более того, многие уже существующие проекты, в том числе в России, предоставляют в таких «палаточных лагерях» сервис уровня отелей четырех и пяти звезд.

«Глэмпинги вполне могут появиться как на Лосином острове в Москве, так и где-нибудь в удаленном регионе, – рассказал г-н Шпилько. – Слово «глэмпинг» возникло как остроумный маркетинговый термин, который был нужен для привлечения внимания. А по сути это кемпинг с удобствами для отдыха на природе. К этому формату вполне можно отнести не только палаточные лагеря, но и разнообразные вигвамы, юрты, трейлеры и фургоны, иглу и даже дома на деревьях».


Генеральный директор компании RussiaDiscovery Вадим Мамонтов отметил, что создание глэмпингов – это мировой тренд. Компания в прошлом году запустила такой проект на Кольском полуострове.

«С точки зрения развития этого формата Россия пока – чистый лист. Два десятка глэмпингов на всю страну – это только начало, и будет сильный рост, – считает г-н Мамонтов. – Преимущества очевидны: это и возможность быстро разместить лагерь без бюрократических препятствий, и низкий порог входа на рынок, и быстрый возврат инвестиций, и разнообразие форматов, вплоть до круглогодичных. Одна из бед туризма – отсутствие мест размещения на лоне дикой природы – может быть решена таким способом. Рост спроса на размещение в дикой природе – это тренд. Люди хотят ехать в Арктику, на Байкал, Камчатку, но многих останавливает страх, что поездка будет сопряжена с лишениями. Из 12 заездов в 2019 году В наш глэмпинг на Кольском полуострове в этом году запланировано 12 заездов, и почти все уже заполнены. По сравнению с прошлым годом мы в полтора раза увеличили количество мест. Планируем в будущем открыть лагеря в центральной части России, на Сахалине, Чукотке, плато Путорана».

По оценкам экспертов, которые привел в своей презентации Вадим Мамонтов, в 2024 году рынок глэмпингов, судя по сегодняшнему среднегодовому приросту в 15%, только в США будет оцениваться в $1 млрд. По данным Google, в глобальной сети уже содержится более 26 млн. упоминаний слова glamping, а в Яндексе в месяц бывает до 4 тыс. таких запросов по слову. На Booking.com есть почти 2 млн локаций глэмпингов во всем мире, а стоимость ночи размещения в них варьируется от $50 до $2-3 тыс. Судя по опросам пользователей сервиса, самые перспективные из них – люксовые кемпинги. Высокая цена – это плата за возможность находиться в удивительном месте в максимальном контакте с природой, часто – с дикой. В России создатели глэмпингов ориентируются на разный сегмент спроса, предлагают и пакетные продукты выходного дня, и отдых в уникальных местах с радиальными активными выходами по окрестностям, предоставляют свои лагеря для мероприятий, свадеб и пр.


По мнению г-на Мамонтова, привлекательным такой бизнес может быть для объектов размещения с большой территорией, у которых есть необходимость в летний сезон наращивать номерной фонд, для владельцев земли, инвесторов и предпринимателей, которые ищут идеи для стартапов, фермерам и владельцам объектов сельского туризма и т.п.

Сергей Шпилько считает, что глэмпинг в сегодняшних реалиях российского турбизнеса – это не отельный бизнес, а турпродукт. По его мнению, эта ниша в первую очередь подходит для малого и микробизнеса, хотя нельзя исключать, что такой необычный продукт может заинтересовать и крупных туроператоров.

Ориентировку для инвесторов, подготовленную Национальной ассоциацией агентств инвестиций и развития при поддержке Ассоциации глэмпингов и РСТ смотрите здесь.


Анна Вальцева, RATA-news