Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Обязанность или право? Как некомпетентная пресса напугала турбизнес

06:23, 19 апреля 2021

Распоряжение правительства № 977-р от 15 апреля 2021 г., опубликованное вечером в минувший четверг, многие СМИ трактовали как указание туроператорам чуть ли не в срочном порядке выплатить средства за туры, несостоявшиеся в 2020 году из-за пандемии, из средств фондов персональной ответственности. Информация вызвала шквал обращений туристов к туроператорам и, мягко говоря, недоумение у турбизнеса.

«Российская газета», например, явно не разобравшись в теме, вышла с заголовком «Мишустин распорядился возвратить туристам деньги за аннулированные туры», упомянув договора, заключенные до 31 марта 2020 года включительно.

Как рассказал RATA-news глава «Турпомощи» Александр Осауленко, туроператоры дальних регионов с самого раннего утра следующего дня начали ему звонить, чтобы понять, что происходит, позже подключились и все остальные регионы.

Напомним, постановлением правительства № 1073 от 20 июля 2020 года туроператорам была предоставлена отсрочка обязательств до 31 декабря 2021 года по турам, проданным по 31 марта 2020 года включительно. И это решение никто не отменял. А упомянутое распоряжение – не более чем технический документ, продлевающий на 2021 год не обязанность, а право туроператора компенсировать стоимость туров из средств фонда персональной ответственности. Такое право было дано распоряжением правительства от 04.04.2020 № 898-р. До пандемии распечатать фонд персональной ответственности компания могла только в связи с банкротством или цивилизованным, без долгов, закрытием бизнеса.

Согласно принятым нормативам в редакции 2021 года, туроператоры, принявшие решение воспользоваться фондом персональной ответственности для возврата туристам денежных средств по договорам, заключённым по 31 марта 2020 года, могут в течение 1 месяца (в прежней редакции срок уведомления был 2 недели), начиная с 15 апреля 2021 года, уведомить ассоциацию «Турпомощь» и в течение 6 месяцев сформировать реестр соответствующих требований. По окончании формирования реестра ассоциация «Турпомощь» производит выплаты из фонда – в течение 60 дней с момента получения от туроператора всех необходимых документов.

Однако год назад подавляющее большинство туроператоров не воспользовались этой возможностью и вряд ли воспользуются сейчас. Проблема – в механизме использования средств ФПО.

Прежде, чем распечатать фонд, туроператор обязан сделать очередной квартальный взнос – 0,25% от общей цены турпродукта за предыдущий год. Еще одно условие распечатки ФПО – финансовые гарантии должны быть даже у того туроператора, который ранее уже был от них освобожден, поскольку свой фонд полностью сформировал.

С формальной точки зрения это логично – количество денег в фонде уменьшится, значит, он уже не наполнен и, в соответствии с отраслевым законом, необходимы фингарантии. Но найти сейчас страховщика, который подпишет договор с туроператором, практически нереально, тем более в столь ограниченные сроки: подавляющее большинство страховых компаний под любыми предлогами уклоняются от заключения договора о страховании ответственности турфирмы. А если кто-то страховщика все-таки найдет, то должен будет и ему заплатить, и сделать взнос в ФПО, поскольку он намерен взять оттуда деньги.

Вместе с тем, в связи с действующими, в том числе новыми ограничениями на отправку туристов за рубеж, финансовое положение турбизнеса в сфере выездного туризма остается тяжелейшим. Фактически, международный туризм оказался сектором экономики, где предпринимательская деятельность так и не возобновилась. Буквально несколько открытых направлений – Дубай, Мальдивы, Куба – проблему перезапуска рынка не решают.

Понятно, что в отсутствие новых доходов и возможности вернуть, тем более оперативно, средства, перечисленные зарубежным партнерам (и авиакомпаниям), становится все сложнее. В этих условиях, по словам руководителя комитета РСТ по правовым вопросам Георгия Мохова, распоряжение правительства № 977-р не устанавливает императивную обязанность туроператора произвести выплаты из фонда персональной ответственности, но предоставляет такую возможность.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно