Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Агентства, пострадавшие от Polar Tour, «фактически хотели взять штурмом» офис «Анекса»

06:33, 19 июня 2018

Скандал с компанией Polar Tour обрастает новыми подробностями. 15 июня она объявила о невозможности исполнять обязательства по субагентским договорам и предложила агентствам-партнерам для решения вопроса об оплате/доплате заявок, забронированных на вылеты с датой начала тура с 15 июня и далее, обращаться к туроператорам.

Вчера к офису компании Anex Tour пришло не менее 50 турагентств, пострадавших от Polar Tour. «Для подкрепления своей позиции они вызвали полицию. Фактически хотели взять нас штурмом, доказывая, что мы несем ответственность за неоплаченные и неподтвержденные заявки Polar Tour. Все разрешилось мирно, и с полицией, и турагентствами мы разобрались. С каждым агентством работали индивидуально, выясняя, чем им можно помочь», – рассказала RATA-news заместитель генерального директора Anex Tour Яна Муромова.

При этом, по ее словам, у большинства агентств не было на руках никаких подтверждающих документов об оплате бронирования, в лучшем случае – платежное поручение. «Мы понимаем их проблемы. У некоторых агентств оплачены туры на миллион рублей, ситуация тяжелая. Кто-то в отчаянии даже подделал наш ваучер. Но мы отвечаем только по тем заявкам, которые есть у нас в системе. Это максимум 10-15% от того количества, что нам предъявляют агентства. По остальным у нас нет никакой информации», – добавила собеседница.

С Polar Tour в основном сотрудничали небольшие агентства, как правило, состоящие из одного человека, работающего из дома. Они не могли идти к крупным туроператорам, так как чаще всего не были даже юридическим лицом, поэтому и бронировали туры через посредника. Polar Tour сам был агентством, одно из его юридических лиц входит в реестр агентств, размещенном на сайте «Турпомощи».

При этом многие агентства-партнеры были уверены в туроператорском статусе этого посредника. Одни – по нежеланию вникать в документы, другие – по привычке. В начале 2000-х Polar Tour был довольно заметным туроператором по Турции, агентства с ним активно сотрудничали. А затем, после кризиса 2008 года компания ушла от операторской деятельности, переключившись на субагентскую. Так что туроператора Polar Tour давно нет, хотя бренд до сих пор живет.

Правда, большинству, скорее всего, статус был и неважен – для них главным достоинством Polar Tour были низкие цены. Компания предлагала турагентам цены ниже на 1-2%, чем туроператоры, а комиссию – на 1-2% выше. И что еще важнее, по словам Яны Муромовой, – оплачивать туры можно было самыми разными способами. Нередко деньги перечислялись на персональные банковские карты руководителей или сотрудников Polar, что, конечно, недопустимо во взаимодействии крупного туроператора и агентства.

Как пояснила RATA-news генеральный директор туроператора «Пегас Туристик» Анна Подгорная, у Polar была стандартная комиссия 6-8%. «И если компания при такой небольшой комиссии еще «делилась» ею со своими субагентами, мне непонятно, как ей удавалось выживать», – заметила собеседница.

Директор сети агентств ST Club Олег Виноградов согласен, что на такие доходы не проживешь. «Никто не знает точно, на чем конкретно Polar зарабатывал, но всем было очевидно, что система оплаты туров совершенно черная. Известно, что туроператор далеко не сразу получал деньги от этого посредника. Оплаты шли не на счета компании, а на персональные банковские карты. Нормальные турагентства давно так не работают. В нашей сети было запрещено бронировать туры через Polar», – сказал он.

По словам эксперта, банкротство фирмы-посредника приведет к сокращению числа агентств, которые работают из дома, без образования юрлица и оплаты налогов. «К концу нынешнего сезона большинство «домушников» уйдет с рынка. На мой взгляд, это будет иметь положительно значение для отрасли в целом. Такие агентства неправильно понимают логику развития бизнеса. Они предлагают постоянные скидки, потому что просто не могут дать своим клиентам ничего другого, кроме низкой цены», – сказал он.

По словам г-на Виноградова, грядущие законодательные изменения ускорят процесс очищения розничного рынка. С 1 июля 2018 года вступают в силу поправки в Налоговый кодекс, согласно которым денежные переводы с карты на карту физических лиц могут оказаться под более пристальным контролем регулятора, за них придется отчитываться. Фрилансерам, работающим без договора, а также предпринимателям, которые не оформлены как ИП либо продолжают принимать оплату на карту физического лица, будет невозможно работать, как раньше.

Генеральный директор саратовской компании «Лагуна-Тур» Дмитрий Анпилогов указал на еще одно обстоятельство: с 1 июля 2018 года начинается второй этап реализации федерального закона о переходе организаций и индивидуальных предприятий на применение онлайн-ККТ. Теперь закон распространится и на турагентства. До этого они были освобождены от применения онлайн-касс и могли выдавать покупателям вместо кассовых чеков бланки строгой отчетности. «Онлайн-кассы – серьезный шаг в сторону “обеления” отрасли, ведь на сегодня очень значительная часть агентского бизнеса непрозрачна, и это вредит всем нам», – полагает г-н Анпилогов.

Не исключено, что ужесточение финансовой дисциплины, которое наблюдается в том числе и на туристическом рынке весь последний год, могло ускорить банкротство Polar. А перспектива витка очередных мер могла стать катализатором. В любом случае, как говорят эксперты, все последние месяцы Polar очень активно привлекал агентства, давал хорошие цены, явно «нагонял» объем и денежную массу. Здесь, по их словам, прослеживается сознательный умысел, мошенничество. Хотя основной причиной краха, судя по всему, стала все-таки ущербная схема работы, которая более-менее действовала при высоких операторских комиссиях, а при их резком снижении начала сильно пробуксовывать. «Банкротство Polar Tour предсказуемо, это был лишь вопрос времени. Но оно не последнее», – полагает г-н Анпилогов.

На рынке называют и других посредников между агентствами и операторами, которых может ждать судьба Polar. Их не так много, хватит пальцев одной руки, но объемы у всех приличные. Правда, в отличие от нынешнего банкрота, у этих компаний есть фингарантии и сведения о них внесены реестр туроператоров. Значит, в случае проблем туристы, вероятно, получат компенсация. А турагенты, работавшие с группой компаний Polar, могут рассчитывать исключительно на свои финансовые возможности, поскольку у их «туроператора» нет страхования гражданской ответственности и он не участвовал в формировании фондов «Турпомощи».

Однако, в любом случае, никого вывозить из-за рубежа не придется: если бы Polar не перевел полную стоимость тура оператору, то турист никуда бы не улетел. Всего у крупных туроператоров, по последним данным Ростуризма, примерно одна тысяча частично оплаченных и неоплаченных заявок от юрлиц Polar Tour. По ним туристы могут произвести доплату и поехать отдыхать или же получить обратно предоплаченную часть стоимости тура.

Именно этим сейчас, например, занимаются в «Пегас Туристик». Однако Анна Подгорная пояснила RATA-news, что договор у туроператора был заключен с одним из турагентств группы Polar – «Золотое путешествие». И у них есть лишь информация, необходимая для бронирования, то есть номер паспорта, имена туристов и т.д., а сведений об агентстве, которое бронировало этот тур в Polar, нет. «Эту информацию приходится восстанавливать вручную, что, конечно, отнимает много времени», – заметила г-жа Подгорная.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно