Тревелпорт

Государство спасет «Аэрофлот» за 80 млрд рублей

Коронакризис может заставить государство спасать «Аэрофлот». Помимо убытков от основной деятельности, в этом году авиакомпания может недосчитаться десятков миллиардов роялти, которые получает от иностранных авиакомпаний за полеты над Россией по транссибирскому маршруту.

По данным Reuters, в правительстве уже подготовили план выкупа новых акций, которая должна спасти терпящий убытки «Аэрофлот». Объем допэмиссии в деньгах составит 80 млрд рублей, предполагается, что бумаги на 50 млрд выкупит государство, остальные – ВТБ и РФПИ, которые вложат по 15 млрд рублей.

Капитализация «Аэрофлота» на Московской бирже вчера составляла 94 млрд рублей. Если предположить, что сделка пройдет по рыночной стоимости, это значит, что доля государства в авиакомпании должна вырасти с 51% как минимум до 75%.

Пассажиропоток «Аэрофлота» в мае снизился на 93,1%. Годовое падение за 2020 год источник «Коммерсанта» в компании оценивает в 50%. Наибольшее сокращение – на самых прибыльных для авиакомпаний международных регулярных рейсах, большую часть которых выполняет «Аэрофлот».

До сих пор правительство выделило всем российским авиакомпаниям 23,4 млрд субсидий для компенсации убытков из-за коронавируса. На группу «Аэрофлот», включая «Победу», «Россию» и «Аврору», из этих денег пришлось около 8 млрд рублей. Прямые убытки российских авиакомпаний в 2020 году консалтинговая компания Bain оценила в 275–330 млрд рублей.

Убытки «Аэрофлота» за время коронакризиса еще предстоит оценить. В первом квартале 2020 года чистый убыток авиакомпании по МСФО вырос на 42,8%, до 22,48 млрд рублей, выручка снизилась на 10,2%, до 123,9 млрд рублей. Второй квартал, который станет самым провальным, еще не закончен. Но оценить положение компании можно по быстрому росту ее долговой нагрузки, за счет которого «Аэрофлот» покрывал кассовый разрыв. За первый квартал 2020 года чистый долг без учета лизинговых платежей вырос втрое – с 15,8 до 46,4 млрд рублей. Аналитики «БКС Глобал маркетс» считают, что «Аэрофлоту» придется привлечь 60 млрд рублей нового долга, а соотношение долг/EBITDA, которое уже сейчас составляет тревожные 4,4, достигнет 10 – с такими показателями без масштабной господдержки не живут.

Помимо общих для всех авиакомпаний проблем, по финансам «Аэрофлота» напрямую ударит падение мирового авиарынка – значительную часть его чистой прибыли обеспечивают роялти за пролет иностранных самолетов по транссибирскому маршруту, которые «Аэрофлот» получает с советских времен. Размер роялти оценивается в $600–800 млн в год, фактически это прямая чистая прибыль «из воздуха». В отчетности «Аэрофлота» роялти учитываются в статье «доходы по соглашениям с авиакомпаниями», которая в 2019 году принесла 40,8 млрд рублей. В апреле число транзитных перелетов над Россией сократилось на 62% к прошлому году, в мае – на 48%.

«Могу сказать, кто выйдет живым из этого кризиса гарантированно – "Аэрофлот" вместе с "Россией" и "Победой". А вот все остальные – это большой вопрос. Кто выживет, тот получит львиную долю рынка», – говорил в начале апреля в интервью The Bell совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев.