Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Кто ответит за забастовку в аэропорту Ларнаки

8-9 июня 2005 года прошла забастовка персонала аэропорта в Ларнаке, но авиаперевозчики не были своевременно оповещены об этой акции. Поэтому только в аэропорту Ларнаки скопилось более трех тысяч пассажиров, в том числе несколько сотен россиян. Сотрудники аэропорта разрешали выйти из самолетов прилетевшим пассажирам, но разгружать их багаж отказывались. В результате Боинг-737 авиакомпании «Трансаэро» улетел обратно в Москву из Пафоса с багажом оставшихся пассажиров.

В итоге пострадали пассажиры, туроператоры понесли убытки. Рейс «ВИМ-авиа» улетел только в полпятого утра следующего дня, но всех своих туристов компания «Библио-Глобус» расселила в гостиницы в Айя-Напе, Ларнаке и других городах. У другого оператора - «Каем-тур» - 16 человек застряли в Пафосе: шестерых из них они доставили в Ларнаку и вывезли уже на следующий день на «ВИМ-авиа», а остальных туристов расселили в гостиницах за свой счет. Сложившуюся ситуацию нам прокомментирует юрист юридической консультации «Визит» Ирина Чеканова.

- Размер ответственности турфирм перед туристами будет зависеть оттого, включена ли авиаперевозка в турпродукт или выделена отдельным пунктом в договоре, заключенным с туристом, как поручение туриста о заключении договора перевозки.

Турфирма не несёт ответственность перед туристом ни за задержку рейса, ни за просрочку доставки багажа в том случае, если в договоре между турфирмой и туристом авиаперевозка выделена в отдельное поручение туриста на заключение договора перевозки. В указанных отношениях турфирма является посредником, а сторонами в договоре перевозки будут авиакомпания (перевозчик) и турист (пассажир), соответственно права и обязанности, ответственность будут возникать непосредственно у сторон договора.

В случае если авиаперевозка включена в турпродукт, турфирма должна будет возместить туристам, у которых задержали багаж, моральный вред. Что касается других убытков туристов, то турфирма также их обязана возместить. Подобной ответственности возможно избежать, доказав, что турфирма не является стороной в договоре перевозки, что установлено ст. 786 ГК РФ: договор перевозки заключается между пассажиром и перевозчиком.

В ст. 120 Воздушного кодекса РФ предусмотрена ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа – перевозчиком уплачивает в этом случае установленный штраф, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Этим правом также может воспользоваться турфирма. После возмещения убытков туристам турфирмы, которые были вынуждены, разместить в гостиницах за свой счет туристов, могут подать в регрессном порядке иск о возмещение денежных средств либо к перевозчику, либо в отношении аэропорта. Однако, учитывая множество процессуальных особенностей по делам, вытекающим из договора перевозки, сделать это будет затруднительно.