Пегас с 18 октября

Туроператоры опасаются, что осенью их накроет волна судебных исков

Многие туроператоры опасаются, что осенью их накроет волна судебных исков, так как очень многие туристы не соглашаются на замену туров, аннулированных из-за пандемии, ждут открытия интересующих их стран или требуют возврата средств.

Но возвращать не из чего. Три-четыре месяца активной работы в сезон-2021 не дают необходимых оборотных средств, не говоря уже о прибыли. К тому же многие страны до сих пор закрыты, морские круизы не возобновлены. Иного выхода, как дальнейшая отсрочка по обязательствам до 2023 года, полагают эксперты, сейчас нет.

В соответствии с постановлением правительства №1073 туроператоры обязаны исполнить обязательства по перенесенным из-за пандемии турам или вернуть за них деньги до 31 декабря 2021 года. До этой даты остается немногим более четырех месяцев. Очевидно, что за такое время и в нынешней ситуации на рынке турбизнесу справиться с долгами будет трудно.

Российский союз туриндустрии (РСТ) дважды обращался к властям с просьбой внести изменения в постановление №1073 и продлить срок возврата денежных средств по неисполненным обязательствам турбизнеса до 2023 года. Первое письмо было направлено главе правительства Михаилу Мишустину сразу после закрытия авиасообщения с Турцией и Танзанией в апреле нынешнего года. А в начале августа союз обратился с аналогичной просьбой к руководителю Ростуризма Зарине Догузовой. Решения пока нет.

Как рассказали RATA-news туроператоры, они уже предприняли максимум усилий, чтобы вернуть клиентам деньги по несостоявшимся турам. Действительно, по данным Ростуризма, с 2020 года объем задолженности сократился с 44 млрд до 7 млрд рублей. Но возместить оставшуюся сумму будет непросто, особенно компаниям, работавшим с такими востребованными направлениями, как Таиланд, Вьетнам, Италия, Испания, Франция и другими.

А тяжелее всего компаниям, которые специализируются на морских круизах. Вот уже два года этот вид путешествий практически недоступен для россиян.

Сейчас европейские круизные компании пускают на борт туристов согласно регламенту ЕС, и россияне под него не подпадают. Royal Caribbean успела провести всего один круиз с участием туристов из России, но потом отказалась, так как «Спутник V» не признан ВОЗ. Наши сограждане могут пойти в круизы только несколько компаний из luxury-сегмента, но это заоблачные цены, а значит единичные клиенты. Реальной альтернативы для любителей морских путешествий сейчас нет, говорят туроператоры.

По словам участников рынка, международные круизные операторы очень лояльны к туристам. Royal Caribbean, например, сохранила за клиентами отмененных туров стоимость круиза и добавила бонус 25%, который пойдет на оплату будущего путешествия. Клиенты MSC Cruises получили по €100-400 дополнительно к стоимости круиза. Другие компании обещают не повышать цены на будущие круизы, дают хорошие тарифы. Туристам вручают сертификаты на будущие поездки, но чем больше проходит времени, тем меньше туристы хотят обладать такими «бумажками» – они просто устали ждать. К тому же, у многих за эти два года изменилась финансовая или семейная ситуация и само путешествие уже стало неактуально.

Чем ближе конец года, когда, согласно постановлению №1073, операторы должны вернуть деньги за аннулированные туры, тем несговорчивее становятся туристы. А суды – беспощаднее к операторам. Как говорят собеседники RATA-news, уже есть прецеденты, когда суды выносили решение в пользу туриста на основании того, что до срока исполнения обязательств осталось уже очень мало времени. Соответственно нет смысла ждать и тянуть. По мнению некоторых судей, время возврата денег уже наступило, хотя в постановлении обозначено четко – не позднее 31 декабря 2021 года.

И если в самое ближайшее время не будет продлена отсрочка по обязательствам туроператоров, осенью такие иски начнут расти в геометрической прогрессии. По данным собеседников RATA-news, почти 80% любителей круизов не готовы на замену туров, а значит в этом сегменте возможен реальный коллапс.

Светлана Ставцева, RATA-news