Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Промышленный Петербург: детям – мороженое, взрослым – ювелирка

В Санкт-Петербурге расположено свыше 750 крупных и средних предприятий, это один из крупнейших промышленных и инновационных центров России. Промышленный туризм в городе и Ленинградской области хорошо развит, популярность экскурсий год от года возрастает, и, чтобы не спугнуть этот интерес, операторы и предприятия стараются сохранять доковидный ценник.


«С октября-ноября многие вузы и средние промышленные предприятия открыли двери для абитуриентов из Санкт-Петербурга, Ленобласти и других регионов. Поток стал восстанавливаться. Чаще всего приезжают из Северо-Западного региона, Якутии и Архангельска», – сообщила RATA-news заместитель генерального директора компании «Тари тур СПб» Оксана Лебедева.

Особой популярностью пользуются экскурсии на производства. Например, посещение ювелирного предприятия «Русские самоцветы», Императорского фарфорового завода, кондитерской фабрика им. Самойловой, машиностроительного «Обуховского завода». Под запрос оператор организовал посещение предприятия Nissan, где можно было увидеть работу заводских роботов. Также востребованы фабрика гобеленов «Узор», Адмиралтейские верфи, Yota Lab. «Отмечу и современные городские пространства, в которые превратились восстановленные объекты промышленного наследия. Например, в здании одного из старейших газгольдеров действует «Планетарий № 1», молодежь все чаще посещает рукотворный остров «Новая Голландия» и порт "Севкабель"», – рассказала г-жа Лебедева. По ее словам, партнеры, которые бронировали туры в июле-августе на октябрь-ноябрь, считают, что спрос на профориентационные программы увеличивается, но дальше все будет зависеть от ситуации с антиковидными ограничениями.

Из-за пандемии множество предприятий до сих пор закрыты для туристов. «Однозначно мы не вышли на уровень 2019 года», – считает руководитель группы компаний «Серебряное кольцо» Анна Лупинова. В этом году она наблюдает большой интерес к ГЭС, предприятиям пищевой и пивоваренной промышленности, сельскому хозяйству, фарфорово-фаянсовой, ювелирной промышленности, народно-художественным промыслам. Они востребованы и у школьников, и у взрослых в соотношении 50 на 50.


«Туристам нравится процесс знакомства непосредственно с производством, как, например, на заводе «ФосАгро – Метахим» в Волхове. Хорошо идут дегустации фермерских товаров и продукции пивоваренных заводов. Очень красочно выглядят мастер-классы, а самодельные сувениры туристы с удовольствием забирают с собой», – говорит г-жа Лупинова.

Как отметил гендиректор компании «Петротур» Игорь Мазулов, промтуризм был востребован у школьников, но поскольку количество организованных школьных групп уменьшилось, в этом сегменте за время пандемии осталось примерно 50% от прежних объемов. «Зато у взрослой публики наоборот – спрос на такие экскурсии увеличивается с сентября прошлого года. И если у школьников чаще востребованы «Водоканал Санкт-Петербурга», вертолетный центр «Хели-драйв» и производство мороженого «Петрохолод», то взрослым интереснее посетить фарфоровый и ювелирный заводы, Петродворцовый часовой завод «Ракета», кондитерское производство «Север-Метрополь». А вот экскурсии на пивной и коньячный заводы особо не берут», – уточнил он.

По словам г-на Мазулова, сейчас очень популярна тема Петербурга как ювелирного центра, поэтому в спросе предприятие «Русские самоцветы». И, конечно, всегда востребован бренд города – Императорский фарфоровый завод, там с успехом проходят мастер-классы.

Анастасия Новоселова, исполнительный директор компании «Москва глазами инженера», которая также занимается организацией промышленных экскурсий в Петербурге, говорит, что спрос стабилен, как и до пандемии. Подавляющее большинство туристов – петербуржцы и московские клиенты оператора, оказавшиеся в Северной столице.


Г-жа Новоселова отметила особо популярны экскурсии, в которые включена «недоступная» горожанам часть, создающая вау-эффект – например, выход на крышу одного из корпусов машиностроительного завода «Красный октябрь». В программе «Петербург промышленный» туристы посещают несколько объектов – «Новую Голландию», завод «Красный треугольник», фабрику «Веретено», солодовню пивоваренного завода им. Степана Разина и башню завода «Красный гвоздильщик». «Заранее туры бронируют не более 15-20% клиентов, остальная часть раскупается за месяц до экскурсии», – сказала она.

Есть туроператоры которые предлагают эксклюзивные камерные визиты в частные мастерские. Например, компания ITS организует экскурсию в издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга». По словам генерального директора туроператора Виктории Шамликашвили, такие предложения стабильно востребованы в определенной нише. «У нас есть несколько программ, сделанных исключительно на личных договоренностях с владельцами компаний. Наши гости очень ценят возможность такого знакомства с достопримечательностями города. Хотя, конечно, спектр наших предложений намного шире, он включает и промышленные объекты, те же мосты и многое другое», – уточнила она.

Наталья Панферова, RATA-news