Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Курортный роман – да или нет?

За свою почти трехсотлетнюю историю отечественная курортология разработала, внедрила и до сих пор применяет такие методики лечения и оздоровления, которые по праву считаются лучшими в мире. При этом даже в «Популярной медицинской энциклопедии», изданной в 1979 году, сказано: «…путевки на курорты предоставляются трудящимся главным образом за счет средств социального страхования бесплатно или на льготных условиях».

Как известно, Фонд социального страхования (ФСС) до последнего времени был одним из тех спасательных кругов, благодаря которым санаториям удалось более или менее благополучно миновать пороги перестройки и сохранить лечебную базу. Стоимость процедур, конечно, выросла, но, по сравнению с любом зарубежным курортом, все равно осталась до смешного мала: лечебные ванны – 50 руб., сеанс гирудотерапии – 100 руб., грязелечение – 100 руб., подводный массаж – 70 руб. и так далее. Самая дорогая процедура – колоногидротерапия – стоит 600 руб. Это цены орловского санатория «Дубрава».

В условиях, когда некогда полноводная денежная река соцстраха неотвратимо превращается в еле заметный ручеек, который вот-вот пересохнет, санкур стал с надеждой смотреть на турбизнес. Сложатся ли отношения так, чтобы это было выгодно обеим сторонам? Завершившийся на прошлой неделе Четвертый международный форум «Путешествие за здоровьем» показал, что надежда на взаимный роман есть, а кое-где он уже активно развивается. Во всяком случае, все российские санатории - участники выставки в гостинице «Ренессанс» с удовлетворением сообщали корреспонденту RATA-news о том, что к ним подходили представители многих турфирм. О заключении конкретных договоров в массе говорить пока рано, но интерес явно прослеживается.

Надо отметить, что турфирмы ведут себя как очень разборчивые женихи. Основное внимание уделяют качеству сервиса и развитию инфраструктуры здравниц. На методики лечения и оздоровления обращают внимание во вторую очередь. Понять их можно, им нужно зарабатывать, а клиент, особенно тот, у которого есть деньги, пошел капризный. Впрочем, санатории понимают и принимают этот факт. Преодолевая материальные и всякие другие трудности, они ремонтируют старые места размещения, оставляя их под детские программы и «социалку», и одновременно строят новые корпуса или этажи повышенной комфортности. И отрадно, что в этом смысле особо выделить кого-нибудь трудно, так как реконструкцией занимаются практически все. Не нужно забывать и о бурном развитии сектора частного размещения. Особенно активно этот процесс идет в Анапе. Короче говоря, сегодня найти для клиента достойное жилье любого уровня можно.

Также все санатории развивают сеть допуслуг, продумывают досуговые мероприятия: прокат (лыжи зимой, велосипеды летом, а также другой спортинвентарь), библиотека, кинопоказы, бильярд, катание на лошадях, прогулки на теплоходах, обслуживание в собственных барах и ресторанах, шашлыки на природе, анимация, разнообразные экскурсионные программы. Словом, все что угодно, причем за небольшие деньги, лишь бы отдыхающий не скучал после принятия процедур.

И все-таки главное на курорте - оздоровление и лечение. И, приступая к «окучиванию» клиента, турбизнес все-таки должен начинать с того, как и чем гостя будут лечить. Каким бы безалаберным ни слыл россиянин, время от времени он тоже задумывается о состоянии своего здоровья. И этим нужно воспользоваться для расширения своего бизнеса. Если упустить момент, страховые компании и крупные предприятия, заключив прямые договора со здравницами, займут место турбизнеса в отношениях с санкуром. Санатории, в свою очередь, должны предоставить продавцам своих услуг подробно и доступно изложенные лечебно-оздоровительные программы. И возможностей, причем уникальных, здесь немерено. Например, удмуртский санаторий «Ува» использует для лечения целого ряда заболеваний хлоридно-натриевый рассол с содержанием сероводорода, брома, йода, бора. Вода по своим лечебным свойствам аналогична мацестинской. Есть в Удмуртии и сульфатно-натриево-кальциевая вода, не имеющая аналогов в России. Санаторий «Чувашия», что под Чебоксарами, использует электрогрязелечение с применением сапропелевой грязи озера Когояр. Сапропель способствует рассасыванию очагов воспаления, снятию мышечных болей.

Как показало общение на форуме «Путешествие за здоровьем», все курорты более или менее активно занимаются маркетингом и саморекламой. Причем, помимо участия в выставках, размещения информации на телевидении, радио, в прессе, издания буклетов, используют и интернет, электронную рассылку. Денег, правда, хватает только на весьма скромные усилия. И в этом смысле очень перспективным видится сложение рекламных бюджетов санкура и турбизнеса, что может стать дополнительным поводом для еще более глубокого взаимопроникновения интересов.

Классический пример наиболее «продвинутого» сотрудничества здравницы с турбизнесом – анапский санаторно-курортный комплекс «ДиЛуч», о котором мы уже не раз писали. В состав комплекса входят поликлинический комплекс, уникальный лечебно-диагностический центр, семь отелей (номера от стандартного двухместного за 800 руб. в день на человека до апартаментов за 3000 руб.) ресторан, бары, бальнеолечебница, галокамера, зимний бассейн с морской водой, сауна, тренажерные залы. В «ДиЛуче» проводят ультразвуковые, функциональные, клинико-биохимические, иммунологические, эндоскопические и другие исследования. Разработаны специальные медицинские программы, которые пользуются огромным спросом: эндоэкологической очистки организма, антистрессовая (стоимость 14-дневного курса без питания и проживания 13320 руб.), косметическая (14-дневный курс без питания и проживания - 10140 руб.).

Строятся в России и совсем новые санатории. В марте следующего года примет первых посетителей лечебно-оздоровительный центр «Марциальные воды». Он расположен в Карелии, в 50 км от Петрозаводска, в том месте, где в 1714 году Петр I открыл первый российский курорт. Здесь находятся четыре минеральных источника. Показания для лечения в центре: болезни костно-мышечной и нервной систем, сердечно-сосудистые заболевания, болезни крови и органов пищеварения, переутомление. Предлагается широкий спектр бальнеологических и физиотерапевтических процедур, методы рефлексотерапии, лечебная физкультура, терренкур. Все корпуса построены из экологически чистой древесины. Двухместный номер с душем, туалетом, телевизором и телефоном стоит $100 в сутки, люкс - $140. Турфирмы, участвовавшие в форуме «Путешествие за здоровьем», проявили к новичку очень большой интерес.

Иными словами, роман между туристическим бизнесом и санаторно-курортной отраслью может и должен состояться. При определенных и взаимных усилиях.

  • Еще материалы этой рубрики