Пегас с 18 октября

Армения, день второй: мне бы в небо

Продолжаем рассказ корреспондента RATA-news о поездке в Армению.

Загрузившись в вагончик «Крыльев Татева», мы практически поднялись в небо.

Это самая длинная в мире пассажирская канатная дорога, соединяющая деревни Халидзор и Татев. «Небесная магистраль» проходит над рекой Воротан, ее протяженность 5752 метра, наибольшая высота над ущельем – 320 м, а максимальная скорость движения кабинки с 25 пассажирами составляет 37 км в час. Путь занимает 12 минут. Канатная дорога работает даже при шквальном ветре силой до 70 метров в секунду, так что обеспечивает доступ к популярному монастырю круглый год. Построила «Крылья Татева» известная швейцарско-австрийская группа Doppelmayr. Ее создание стало частью трехлетней программы «Возрождение Татева».

Сейчас это самый впечатляющий и комфортабельный путь к Татевскому монастырю. Хотя не единственный. Твердыню в бытность пытался штурмовать сам Тамерлан. Но, поскольку канатной дороги в те годы не было, воинам великого полководца приходилось преодолевать 35 км по горным тропам пешком или на лошадях.

Монастырь Татев, памятник IX века, – бесспорно, одна из жемчужин армянской архитектуры. Вроде бы такое благостное, святое место, а выглядит, как неприступная крепость на грозных скалах. В основание которой, между прочим, заложены частички мощей Петра и Павла.

Благодаря естественной фортификации, именно здесь собирались военные советы. Так что, можно сказать, в монастыре зарождалась армянская государственность.

Назвали его в честь ученика одного из 12 апостолов Фадея. Имя ученика было Евстафий (по-армянски как раз «Татев»). Он проповедовал христианство, позже стал епископом и мученически погиб за новую веру, после чего был причислен к лику святых.

Как рассказал встретивший нас отец Михаил, в X веке, когда здесь появилась первая церковь, в монастыре насчитывалось всего несколько монахов. Еще через три столетия Татев превратился в резиденцию епископов Сюника. Тут жили студенты и преподаватели монастырской школы, художники-миниатюристы, переписчики скриптория. С 1390 по 1435 год действовал Татевский универститет. Он стал крупнейшим научно-образовательным центром средневековой Армении, возглавляемым известными педагогами и общественными деятелями Григором Татеваци и Ованом Воротнеци. Учили в нем только мальчиков.

Одна из достопримечательностей монастыря – столб Гавазан («живой посох») во дворе, сложенный из увенчанных хачкаром камней. Приютились на столбе и небольшие солнечные часы.

Благодаря шарнирам в конструкции Гавазан иногда двигается. Версий, зачем его таким сделали, несколько. Согласно одной, качающийся столб предупреждает монахов даже о слабых землетрясениях. По второй, он шатается, когда земля дрожит при приближении вооруженного отряда врагов. По третьей – реагирует на приближение граждан повышенной святости. В общем, любой турист может выбрать понравившуюся легенду.

На обратном пути, после второй поездки по канатной дороге, группу потчевали аппетитными блюдами сюникской кухни в знаменитом ресторане Татеватун, из окон которого открывается вид на пейзаж умопомрачительной красоты.

Дальше мы отправились через горы прямиком на озеро Севан. По пути полюбовались развалинами караван-сарая Селима; он был важным торговым пунктом Великого шелкового пути. Ну а преодолев Севанский перевал (2500 м над уровнем моря в высшей точке), ненадолго заглянули в монастырь Айраванк, «охраняющий» скалистый мыс у озера. Дата его основания точно не известна, по разным источникам примерно XIII-XIV век.

Не знаю, как коллеги, а я давно мечтала своими глазами увидеть Севан – второе по объему запасов пресной воды высокогорное озеро в мире, уступающее только Титикаке в Андах. «Высокогорное» – не преувеличение: Севан угнездился на высоте 1900 м над уровнем моря. Глубина достигает 83 м, а в среднем составляет 30-35 м. В него впадает 28 рек, вытекает одна – Раздан. Между прочим, это единственный крупный гарантированный источник пресной воды во всей Армении.

На озере группу ждал, пожалуй, самый большой подарок от организаторов тура: прогулка по Севану на «Киликии», точной копии торгового судна XII-XIII веков.

Корабль этот прославился не только в своей стране, но и по всей Европе. Удостоился отдельной статьи в армянской Википедии, о нем даже снимали фильмы.

Группа энтузиастов под руководством президента «Клуба морских исследований» и по совместительству капитана корабля Карена Балаяна (фото) построила его, ориентируясь на восстановленные по средневековым рукописям и миниатюрам чертежи.

На это дело ушло целых 11 лет. Почти все детали аналогичны тем, из которых делали парусники средних веков. Даже десять тысяч медных заклепок, использованных при работе, прикрыты деревянными заглушками, чтобы не нагревались на солнце и не обжигали матросов. Команда старалась избегать современной техники, даже электродрель использовали только в самых крайних случаях.

«Киликия» почти целиком из дерева, поэтому после походов ее нужно тщательно смазывать маслом. Одежда, еда и даже навигационные приборы – какие были у средневековых киликийских купцов. Карен Балаян рассказал, как моряки выкручивались с хранением провианта в длительных походах, поскольку холодильник в те годы еще не изобрели. Рацион опирался на четыре основных составляющих: сухофрукты с необходимыми витаминами и микроэлементами (вспомним о цинге, напасти моряков), практически не портящийся лаваш, пополняемые в портах запасы пресной воды и свежих продуктов и, наконец, собственноручно выловленная рыба. Хотя сегодня в виде исключения гостеприимные хозяева побаловали нас раками.

Команда решила пройти морем по маршрутам, связывавшим Киликийскую Армению с внешним миром. Что с успехом и осуществила: энтузиасты побывали в 63 портах 25 стран, доплыли даже до Санкт-Петербурга. Корабль выдержал длительное плавание, дважды останавливался на зимовку – на острове Святого Лазаря в Венеции и в Южной Англии. А сейчас, после бережной реставрации, занимается, в основном, тем, что катает по Севану туристов.

Любопытно, что основали «Клуб морских исследований» и создали команду вовсе не прожженные «морские волки». Даже наоборот: капитан, например, по образованию инженер-электронщик. Но со временем любители стали настоящими профессионалами. А как иначе, если ты влюблен в свое хобби? Новоиспеченные «моряки» много учились, занимались исследовательской работой, присоединялись к экипажам яхтсменов, чтобы набраться опыта.

Сейчас в составе команды «Киликии» пять человек. Надо сказать, управляться впятером с таким судном – работенка адская. Так что в некоторые моменты водной прогулки требовалась помощь и «работников пера».

Вечером нас доставили в Marriott Tsagkhadzor, где и разместили на ночлег. Хотя, конечно, в отеле такого уровня приятно было бы пожить подольше.

Продолжение следует…

 

Кристина Голубева, RATA-news