Почему «экологический», а не «природный»?
Продолжаем цикл публикаций, посвященных вопросам экотуризма вообще и этому виду деятельности в Байкальском регионе в частности. (RATA-news от 17,18,19 января 2005). Желающие связаться с автором могут писать ему по адресу: expedition@interbaikal.irkutsk.ru
Кстати, об adventure travel. Среди профессионалов не прекращаются споры о том, что первично и что вторично – экотуризм или приключенческий туризм? Какие виды путешествий относить к первому, а какие – ко второму? И по каким признакам?
На одном из всемирных конгрессов по экотуризму (Чили, 1996 г.) выступление известного американского специалиста Рика Дайеса, главного редактора журнала Adventure travel business, так и называлось: «Экотуризм – это ветвь приключенческого туризма». Позднее г-н Дайес опубликовал в своем журнале статью с таким же названием. То есть он отводит экотуризму подчиненное место по отношению к приключенческому! А как же быть, например, с теми туристами-орнитологами, которые на комфортабельном автобусе приезжают на Байкал, в поселок Листвянка, и с увлечением наблюдают в бинокль за тысячами уток, оставшимся на зимовку в истоке Ангары? Где и в чем здесь риск?
Есть то, что объединяет трекинг, рафтинг, спелеологические туры, конные походы, туры на горных велосипедах и пр. Свои потребности в отдыхе, в знаниях, в движении, в адреналине во всех этих случаях туристы будут удовлетворять на природе, с помощью природы, за счет природы. Впрочем, есть и то, что отличает друг от друга, например, горные походы, предлагаемые одной и той же фирмой. А именно – степень риска. Есть обычный туризм с активными способами передвижения. Но если маршрут (или его значительная часть) проходит в местах, где возможны лавины, сели, резкие перепады температуры, если приходится организовывать переправы, преодолевать сложные перевалы, то это уже приключенческий туризм. Так что Рик Дайесс, похоже, не прав, и как раз adventure travel является «жестким» ответвлением экотуризма, а не наоборот.
Но почему все-таки туризм в условиях естественной природной среды предлагается называть экологическим, а не природным? Да потому, что в ходе организации и проведения экологического тура люди вторгаются в природу и непосредственно влияют на нее, разрушая или восстанавливая ее; они воздействуют на экосистемы биосферы, создавая при этом (или наоборот – решая, осознанно или неосознанно) экологические проблемы. Иными словами, всякая туристическая деятельность на природе прямо или косвенно связана с экологией, поэтому и является экотуризмом. А для того, чтобы определить, относится конкретный тур к экотуризму или нет, необходимо посмотреть, какие, в основном, ресурсы туроператор использует при создании своего турпродукта. Если это природа или ее отдельные элементы, то очевидно, что данный тур является экотуристским. Эти ресурсы туроператор может использовать рационально, на устойчивой основе, а может довести до полной деградации.
А к какому туризму отнести, например, круиз по заливам Аляски, во время которого туристы имеют возможность наблюдать, как размножаются киты? Ведь в этом случае они не контактируют непосредственно с природой, а просто наблюдают за китами в весьма комфортабельных условиях! Тем ни менее, это тоже экотуризм, поскольку главной мотивацией для пассажиров круизного судна является познание природы, хотя и в такой, далеко не «палаточной» форме. Кроме этого, само пребывание (небезопасное для китов, морских львов и т.д.) корабля в таком месте несет в себе элементы экологического конфликта.
Итак, сформулируем определение экотуризма на основе ресурсного подхода. На наш взгляд, экотуризм не является конкретным видом туризма. Экотуризм – это направление в мировой индустрии туризма, к которому относятся те виды, формы и способы отдыха и путешествий, которые осуществляются на природе, для которых главным туристическим ресурсом (и мотивацией) является естественная природная среда или ее отдельные элементы.
Согласно этому определению к экотуризму относятся и альпинизм, и спелеология, и рафтинг, и детские летние лагеря где-нибудь на Байкале, а также семейный пикник на лужайке, и даже комфортабельные круизы, доставляющие туристов в Арктику, в Антарктиду, на далекие тихоокеанские острова и т.д. На таких экотуристских круизах специализируется, например, американское Society Expedition. (Владимир Бережных, Иркутск, специально для RATA-news)
Продолжение следует.
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»