Какие компенсации возможны для пассажиров Costa Concordia – в цифрах
В теме компенсаций пассажирам, пострадавшим в результате крушения лайнера Costa Concordia, пока больше вопросов, чем ответов. Российской стороне необходимо привлечь специалистов, чтобы компетентно отстаивать интересы наших туристов. И все же надо получить от компании Costa Cruises предложения, выраженные в конкретных цифрах. К такому выводу пришли участники вчерашнего совещания в Ростуризме, в котором приняли участие туроператоры, страховщики, юристы и представители отраслевых общественных организаций.
Для начала пытались разобраться, могут ли туристы получить какие-либо возмещения от российских страховщиков. Ясно, что все могут претендовать на возвращение стоимости прерванного круиза за счет финансового обеспечения ответственности туроператора – об этом мы уже писали. И вполне возможно, что кто-то из пострадавших не захочет ждать компенсаций, обещанных компанией Costa Cruises, если их выплата затянется, и обратится в турфирму. Но получить деньги за турпакет и от туроператора, и от круизной компании не удастся.
По информации туроператоров, у всех российских пассажиров лайнера были стандартные страховки медицинских и медико-транспортных расходов на сумму от 30 до 50 тыс. евро. Как известно, по этому полису никаких выплат туристам не предполагается, при необходимости средства страховых компаний идут на оказание медицинской помощи и транспортировку.
Но девять предусмотрительных туристов компании «Атлантис Лайн» дополнительно оформили полисы компании ERV (Туристическое страхование), по которым возмещению подлежат расходы на организацию и оплату необходимой медицинской и медико-транспортной помощи, а также траты, связанные с необходимостью прервать уже начатую поездку – по причине непредвиденных обстоятельств, возникших со средством водного транспорта. Подробнее смотрите здесь. Багаж никто из клиентов российских туроператоров не страховал – не пожелали тратить 9 евро с человека за весь круиз. Теперь туристы передают через турфирмы претензии на возмещение стоимости утраченных вещей, оценивая их в суммы от 5 до 30 тысяч евро. Некоторые перечисляют в заявлении только предметы одежды, но есть и такие, кто указывает «два жемчужных колье», профессиональную фотоаппаратуру и другие ценности. Costa пообещала компенсацировать утраченный багаж и в ближайшие дни озвучить предлагаемую сумму.
А вот 12 человек, которые покупали тур непосредственно в Costa Cruises, страховку багажа имеют, поскольку круизная компания настоятельно рекомендует ее оформлять. В результате они могут рассчитывать на такие выплаты:
– чемоданы, одежда, вещи личного пользования – 300 евро за зарегистрированный чемодан (регистрация происходит при посадке на лайнер);
– драгоценности, часы, меха – 400 евро за вещь, но не более 800 евро;
– фотооборудование – до 500 евро;
– спортивное оборудование – до 600 евро;
– медицинское оборудование – до 2600 евро;
– детские принадлежности (коляски и проч.) – до 400 евро.
Правда, эти самостоятельные туристы, не имея поддержки туроператоров, не очень понимают, что им сейчас делать, и пока обратились в Ростуризм. Напомним, 16 января Costa Cruises объявила, что вопрос компенсационных выплат будет обсуждаться с каждым туристом лично. Поскольку эти 12 человек – клиенты собственно круизной компании, им остается ждать конкретных предложений.
Размер возможных компенсаций – тема очень сложная. Costa Cruises в этом вопросе руководствуется Брюссельской конвенцией от 23 апреля 1970 года (Международная конвенция по контракту на путешествие, CCV), в частности, пунктом 11: «Организатор путешествия несет ответственность за любой ущерб, причиненный путешественнику в результате полного или частичного невыполнения своих обязательств, вытекающих из условий контракта и настоящей Конвенции. Любое государство может иметь свою собственную шкалу сумм, выплачиваемых в качестве компенсации за причиненный ущерб, но не ниже уровня, зафиксированного в данной Конвенции».
Суммы по возмещению убытков, понесенных путешественником, в Конвенции зафиксированы во франках. Франки имеются в виду золотые, стоимость их зависит от цен на золото и даже в некоторых случаях определяется судом. Суммы возмещений в «понятных деньгах» обычно пересчитываются на момент принятия решения о компенсациях. Но, порывшись в недрах интернета, мы нашли суммы в евро, которые применяются в Италии согласно действующему там «Кодексу туризма» D.LGS. 79/2011 (Codice del turismo: decreto legislativo 79/2011).
Итак, Брюссельская конвенция устанавливает следующие пределы ответственности:
– 50000 франков за физический ущерб (около € 420 000);
– 2000 франков за материальный ущерб (около € 17 000);
– 5000 франков за любой другой ущерб (около € 42 000).
Разумеется, эти цифры обозначают верхние границы компенсаций. И юристы круизной компании наверняка постараются их максимально понизить – с учетом количества предполагаемых претензий и размера убытков. Поэтому российские юристы считают, что интересы пострадавших лучше отстаивать консолидировано, поскольку «каждого по-отдельности легче уговорить».
Плюс моральный вред, но это, по мнению заместителя руководителя Ростуризма Евгения Писаревского, во внесудебном порядке никто компенсировать не будет. Хотя не исключено, что Costa и здесь может предложить какой-то усредненный вариант, в том числе чтобы минимизировать убытки.
Как сообщила советник отдела правового обеспечения деятельности Ростуризма Наталья Залунина, координирующая юридическое сопровождение пострадавших туристов, катастрофа в Средиземном море попадает в сферу действия итальянского права и под юрисдикцию Генуи. Там находится основной офис Costa Cruises, и судебные заседания, если они состоятся, будут проходить в этом городе.
На совещании в Ростуризме также обсуждались проблемы, которые возникают у туристов, которые планировали отправиться в круизы на лайнере Costa Concordia в ближайшее время. Некоторые из них в момент крушения уже находились за рубежом и, ожидая предложений от Costa Cruises по альтернативным маршрутам, оплачивают сейчас свое проживание и питание. Есть туристы, которые решили отказаться от альтернативного круиза и просто отдохнуть «на земле». А те, кто уже выбрали другой круиз и планируют вскоре отправиться в поездку, сталкиваются в России с затруднениями при перебронировании авиабилетов. Об этом читайте здесь.
Costa Concordia сегодня – снимок из космоса.
Ирина Тюрина, RATA-news
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»