Пегас с 18 октября

Короткие образовательные программы за рубеж просели больше, чем долгосрочные

Российские операторы, предлагающие программы обучения за рубежом, как и их коллеги в других сегментах рынка, переживают не лучшие времена – количество желающих выехать за границу уменьшается. По словам опрошенных RATA-news игроков, рынок несколько последних лет стабильно развивался с годовым приростом 20-30%, но сейчас объемы продаж откатились на позиции периода 2009-2010 годов. И хотя предварительные запросы на образовательные туры от агентств и клиентов приходят, сложно прогнозировать, выльются ли они в реальные покупки.

Тем не менее в отдельных компаниях и на отдельных направлениях образовательного туризма ситуация складывается по-разному. Например, для компании «Инсайт Лингва» 2014 год прошел не так уж и плохо: снижение продаж составило всего 10-20%, Как рассказала RATA-news генеральный директор компании Елена Соломонова, по ряду направлений наблюдалась довольно высокая глубина продаж, в частности, летние языковые курсы в Великобритании разбирали заранее. «Стабильным оставался и спрос на академическое образование, то есть обучение от года до нескольких лет в британских школах, колледжах, университетах. Здесь показатели держались практически на уровне 2013 года, с небольшим снижением», – пояснила г-жа Соломонова.

Самое существенное уменьшение спроса показали забронированные на лето групповые программы в США – массовый отказ от них последовал в марте-апреле, на фоне возрастающего санкционного конфликта: «При этом родители отказывались отправлять детей в Америку не столько из-за высокого курса доллара, сколько из опасений, что детям будет некомфортно находиться в этой стране, к ним возможно предвзятое отношение». Европейские государства, включая популярную у российских школьников Мальту, просели примерно на 20%. Помимо этого, в компании почувствовали изменение спроса в пользу Германии, Чехии, Финляндии, где иностранным студентам не приходится платить за обучение.

Чуть большее падение интереса к образованию за рубежом отметил заместитель директора компании Students International Игорь Мишуров: «С октября-ноября продажи наших туров пошли на спад, снижение показателей относительно 2013 составило в среднем 15-20%. А после каникул народ вообще затаился, продаж фактически нет». Заместитель генерального директора компании «Меридиан Экспресс» Василий Ворушилов также указал на значительный спад. «Летом выезды еще были, некоторые клиенты по инерции бронировали обучающие программы на январские каникулярные недели. Продажи по году упали более чем на 50%: обычно в ноябре-декабре мы продавали десятки туров на следующий сезон, теперь же – единицы. Но уже забронированные поездки, как правило, не отменяют», – уточнил он.

Как сообщила директор компании ITEC Нина Колташева, падение спроса в минувшем году не коснулось сферы высшего академического образования. Здесь рост составил примерно 15%. Более того, растет и число контрактов на будущий сентябрь. Повышенным спросом пользуются Канада, Австралия, Новая Зеландия, то есть страны открытой эмиграции, где студенты после окончания обучения могут получить опыт работы и подавать на гражданство. «Краткосрочные программы, к примеру, языковые курсы продолжительностью 2-4 недели, пострадали больше долгосрочных, потому что именно их мог себе позволить средний класс. Более обеспеченные клиенты, даже несмотря на растущий курс валют, почти не сокращают траты на многолетнюю программу обучения для себя или своих детей», – добавила г-жа Колташева. Она уверена, что в наступившем году серьезное падение спроса в сегменте среднего класса продолжится. Помимо этого, обучающие программы практически свернули корпоративные клиенты.

 

Наталья Панферова, RATA-news