Тревелпорт

«Надеюсь, самые крупными нашими убытками будет лишь оплата проживания туристов»

Беспрецедентная ситуация сложилась на туристическом рынке. Никогда прежде в разных странах не оказывалось одновременно столько людей, не имеющих возможности вернуться домой. Авиационный коллапс вверг в состояние многодневного стресса и туристов, и туроператоров, для многих это оказалось настоящим испытанием. И все же, по мнению RATA-news, в большинстве случаев стороны ведут себя адекватно. Мы опросили туроператоров, выясняя, есть ли у них застрявшие за границей туристы, как они справляются с этой проблемой и как отражается стихийное бедствие на продажах.

Екатерина Айзерман, заместитель генерального директора «Совекс-трэвел»: «Рекламный тур 15 человек продолжает сидеть на Мальте, за наш счет. И, судя по всему, отдыхать им еще до конца недели: Air Malta раньше пятницы рейс в Москву не обещает.

Татьяна Ванд, генеральный директор компании «Ванд Интернешнл»: «В Париже 30 человек, в Израиле 10 человек, в остальных странах по 3-5. Кто-то выбирается самостоятельно, но большинство сидят по гостиницам и ждут. Еще во Вьетнаме 20 человек. Ситуация очень странная: борт «Вьетнамских авиалиний» прилетел из Москвы, мы туристов привезли в аэропорт, потом нам объявили, что московский рейс отложен, а самолет, по некоторым сведениям, вылетел в Европу. Российские консульства на местах не всегда адекватно реагируют на наши звонки, не помогают, чувствуется, что бегают от нас».

Елена Воеводина, генеральный директор компании «Роза ветров»: «Во Франции застрял рекламный тур – 15 человек. Должны вылететь во вторник, но не из Парижа, а из Ниццы. Мы оплатили переезд туда, ночевку и перелет. Нет вылетов из Римини, 30 человек ждут в гостиницах, тоже должны вылететь во вторник. Около 60 человек должны улететь завтра во Францию из Москвы, но – утренний рейс отменен, а что с 16-часовым Air France пока неизвестно. Бронирования есть, продается Италия, Франция, автобусные туры. Убытки пока оценить трудно».

Ольга Волкова, директор департамента выездного туризма BSI Group:

«Главная проблема – вывоз людей из Великобритании, здесь нам очень бы пригодилась помощь. Из Франции мы уже несколько автобусов поставили и часть людей вывезли, но нужно еще около 70 человек отправить домой. Сегодня, надеюсь, вылетят наши туристы из Амстердама. Есть детская группа во Франции, которая отказывается ехать на автобусе».

Василий Ворушилов, директор компании «Меридиан Экспресс»: «В Лондоне около 200 туристов, в том числе около 40 детей 10-12 лет. Они приехали 9 и 10 апреля по нашим экскурсионным программам, вылетать должны были 16 и 17 апреля. Мы забронировали дополнительные ночи в отелях для большинства туристов, у многих практически кончились деньги. В понедельник нам сообщили, что представительство «Аэрофлота» начинает размещать пассажиров в отелях Лондона за свой счет.

Пока поселили только одну детскую группу - 21 человек. Часть туристов готовы отправиться наземным транспортом, но консульство России ничего не предпринимает для решения визового вопроса: у всех в паспортах британская виза, с которой нельзя въехать в шенгенскую зону. Ситуация затягивается, напряжение нарастает. Решением вопроса могла бы быть срочное оформление шенгенских виз или введение другой упрощенной схемы транзитного въезда в страны Шенгена с использованием временных справок, выданных консульской службой.

Елена Гуркова, коммерческий директор компании «Валтекс-тревел»: «В Лиссабоне 59 человек, все размещены в отелях за свой счет, нет ни жалоб, ни претензий. Зато у нас претензии к «Португальским авиалиниям». Никакой информации, об отменах сообщают за 2 часа до времени вылета, когда люди уже в аэропорту. Все перевозчики размещают на сайтах оперативные сведения о статусах рейсов, даже просят пассажиров не приезжать в аэропорт напрасно, только «Португальские авиалинии» молчат».

Мария Жаромская, «Карлсон туризм»: «Пять человек сидят в Риме. Одну ночь предоставила Alitalia, они перестали летать раньше, чем «Аэрофлот», который успел вывезти наших туристов, в аэропорту была чуть ли не драка у стойки. Живут в гостинице, вылететь должны во вторник. Мест в римских отелях нет, ни в каких, даже самых дешевых. Отельеры готовы помочь, но не могут. Третьи сутки сидят в Москве и наши итальянские партнеры».

Наталья Житнухина, генеральный директор компании «Интерюнион»: «В Португалии 15 человек, во Франции 6. Все ждут в отелях. С вылетами из Москвы сложная ситуация – никто из туристов от поездок не отказывается, мы пытаемся найти им перелеты, сдвигаем сроки».

Людмила Карпеченко, руководитель департамента зарубежного туризма компании «Аврора Интур»: «Туристов застряло много. Из Венгрии и Чехии с помощью принимающей стороны мы вывозим на автобусах, кто-то самостоятельно приобретает ж/д билеты, кто-то за свой счет сидит в гостинице и ждет вылета. Однако спрос остается, есть реальные бронирования. Но и аннуляции туров тоже есть, как и переносы дат на более поздние сроки. Про убытки сказать что-то конкретное пока не могу. Авиаперевозчики готовы вернуть нам деньги, с гостиницами идет индивидуальная работа – кто-то готов вернуть, кто-то говорит о частичном возврате, кто-то переносит даты.

Игорь Козлов, генеральный директор компании «Асент Трэвел»: «В Финляндии сидят 12 туристов, пока живут там. Мы договорились с партнерами о паритетной оплате их дополнительного проживания. В Китае около 20 человек, несколько человек во Франции. В Римини и Барселону самолеты летают туда и обратно. Бронирования идут на обычном уровне. Из ранее купивших несколько человек отказались лететь в Германию, тур был перенесен с 17 на 22 апреля, но большинство не поехали, потому что им надо было на выставку, которая закончится к дате вылета. Надеюсь, что самыми крупными нашими убытками будет лишь оплата дополнительных дней проживания туристов. Нам всем «повезло», что все это случилось в межсезонье.

Елена Кулыгина, руководитель европейского отдела компании «Карлсон туризм»: «Примерно 20 человек в Париже, продлеваем им номера, помогаем уезжать тем, кто торопится. Есть такой вариант – доехать до Швейцарии, а оттуда наши партнеры ставят автобус до Калининграда. Однако большинство клиентов остались в Париже. У нас много аннуляций на вылет, сегодня около 30 человек отказались ехать на майские праздники, и отказы продолжают поступать. Но бронирования на вторую половину мая продолжаются пока хорошо. Очень некорректно, даже жестко повели себя отельеры Германии – категорически отказываются аннулировать брони без штрафов».

Светлана Поддубная, директор отдела продаж компании «ТурПарад»: «В Италии зависли 5 человек и в Москве ждут вылета 5 человек. Расселяем за наш счет в надежде потом договориться с гостиницами о 50-процентной компенсации. Отели идут навстречу, понимая ситуацию. Клиенты тоже не настаивают и часто платят сами. Беспокойные звонки от тех, кто купил туры на вторую половину мая, мы успокаиваем людей, как можем».

Людмила Рат, исполнительный директор компании «Анитарис»: «С каждым из наших туристов мы находимся на оперативной связи, в основном, они ждут «погоды» в отелях, за свой счет. Бронирования продолжаются, но есть и переносы дат, и аннуляции. До майских праздников еще есть время, клиенты до последнего надеются, что облако рассеется».

Галина Редькина, генеральный директор, «Центральное агентство путешествий»: «Не улетела вчера в Италию группа из 7 человек, остаются несколько индивидуалов в США. Есть аннуляции на майские праздники – сегодня пришлось вернуть деньги за три тура. Самое неприятное, никто не знает, когда все это закончится, нет возможности нормально работать».

Андрей Рунов, заместитель генерального директора компании «Русь-тур»: «В Пекине сейчас находятся 24 наших туриста, должны были вернуться в Москву 17 апреля. 16 человек рекламный тур и туристов. Все находятся в Китае по групповой визе, которая действовала до 17 апреля. Примерно через 3 часа после отмены рейса Hainan Airlines в аэропорт приехали представители посольства России и сообщили, что предпримут все меры для вылета россиян на родину. Туристов за наш счет мы разместили в отеле до прояснения ситуации, предоставили им транспорт на все время и ужин. В понедельник авиакомпания сообщила, что предоставила места для наших туристов на 22 апреля, но только если будут ли летать самолеты. С визами консульство не помогло, возили людей из посольства до миграционной службы и обратно, все время меняли информацию. Туристы уже записывают общение с сотрудниками посольством на видеокамеры. Сейчас визовым вопросом занимается наш принимающий партнер. Кстати, нам сообщили, что посольство Украины в Пекине обеспечило своих граждан жильем, транспортом и организовали вылет за свой счет.

20 апреля у нас должна вылетать из Пекина еще одна группа 14 человек, но пока неизвестно, состоится ли вылет. Если эти туристы тоже не смогут вылететь, им будет предоставлено размещение и оказана помощь. Туристам, которые не смогли вылететь 17 апреля из Москвы, мы предложили либо поменять даты тура, либо получить всю стоимость тура. Китайские отели и партнеры все аннулировали без штрафов.

Владислав Салатов, генеральный директор компании «ДВМ-тур»: «В Брно было 140 человек, в Карловых Варах – 40. Кто-то поездом собирается выезжать, кто-то ждет вылета. Хорошо бы «Аэрофлот» поставил дополнительный рейс. Около 100 человек в Праге, оттуда, в основном, уезжают поездом. Вчера в 17.58 из Москвы в Брно вылетел первый после «блокады» самолет в Чехию - авиакомпании «Атлант-Союза». Привез 140 туристов, которые должны были прилететь 18 апреля, и забрал столько же человек.

Бронирования туров есть, рынок не остановился, хотя взволнованных звонков много. Есть и переносы дат, и аннуляции. Про убытки не скажу, но мы постараемся их минимизировать».

Елена Чекулаева, менеджер по Чехии компании «Ванд Интернешнл»: «У нас в Чехии около 20 человек, со всеми проблему решаем – кто-то купил билет на ж/д, кто-то ждет в отеле. Тем, кто жил в дорогих отелях, предлагаем более дешевое размещение. За счет туристов, конечно.

***

У петербургских туроператоров картина примерно такая же. Туристы застряли в Лондоне, Амстердаме, Праге, Париже, Дюссельдорфе, Сеуле, в Израиле, Финляндии, на Кипре, в Китае и Сингапуре. Питерцы жалуются на китайских перевозчиков: «Пекин – полное безобразие! Отказываются пересаживать туристов на другие компании, летающие в Сибирь». Сетуют, что в Париже билеты на наземные виды транспорта не найти: везде овербукинг.

Принимающие компании занимаются проблемами иностранных туристов, которые начинают нервничать: «Сейчас группа из 45 итальянцев сидит в Москве. Их рейс в Милан поставили на среду, но зреет паника, ждать больше не хотят». И вот еще: «В Питере находятся большие группы немецких туристов. Если завтра не откроется небо, будут большие проблемы по продлению виз».

Многие отмечают активные аннуляции и переносы туров. По экспертным оценкам, аннулируются до 30% ранее проданных туров. (Любовь Булгакова, Татьяна Деменева, RATA-news)