Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Печальные итоги строительства ОЭЗ «Байкальская гавань»

08:38, 20 апреля 2011

Итоги первых пяти лет строительства особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» в Бурятии, в районе села Турка, печальны. Местные жители, уклад жизни которых тесным образом связан с Байкалом, оказались не защищены перед лицом крупного бизнеса, приходящего на байкальский берег. Об этом шел разговор на семинаре «Механизмы межсекторного взаимодействия», прошедшего в Улан-Удэ.

«Эти пять лет привели к экономическому, материальному и моральному ущербу. Виртуальные выгоды обернулись реальными потерями для жителей села Турка», – констатировал один из организаторов встречи, заместитель директора Бурятской региональной общественной организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу» Владимир Белоголовов. По его словам, власти обещали к 2011 году решение проблем с занятостью и дефицитом бюджета окрестных поселений за счет потока налогов на землю и созданную недвижимость. Однако в прошлом году строители заплатили гораздо меньше предполагаемой суммы, и муниципалитету Турки элементарно не хватило средств на очистку сельской дороги от снежных завалов. В этом году, как сообщила депутат местной думы Татьяна Тивикова, Туркинское поселение получило от ОЭЗ в качестве налога на землю с участка, выделенного под строящиеся объекты (набережную, порт, газовую котельную и другие), аж... 22 рубля 78 копеек (всего он составил 45 рублей 56 коп.). Налог на недвижимость с объектов социальной инфраструктуры тоже весьма призрачен – аналогичные объекты в селе Максимиха соседнего Баргузинского района второй год не принимаются администрацией района, так как не востребованы. А если принять на баланс, то это приведет к потерям бюджета на их содержание.

В Турке нет объездной дороги и транспорт, в том числе большегрузный со строительными материалами для ОЭЗ, движется через село. Летом это вызывает запыление огородов, а зимой, когда автотрасса превращается в скользкий желоб, по которому с высокой скоростью мчатся машины, создает смертельную угрозу пешеходам, в том числе детям, идущим в школу. В этом году, например, погиб девятиклассник Туркинской школы, так и не дождавшись обещанного туристического рая.

Кроме того, при строительстве «Байкальской гавани» был изъят земельный участок в устье реки Турка, где силами местных школьников успешно проводился эксперимент лесовосстановления заболоченной вырубки, образовавшейся ещё при строительстве Иркутской ГЭС. По приблизительным оценкам, стоимость волонтерских работ составила 3 млн. рублей. Весь детский труд был уничтожен строителями, засыпавшими парк песком с байкальской дюны, на которой росли краснокнижные виды. Власти пока ничего не ответили относительно компенсации этих потерь, хотя именно они должны следить за тем, как создается инфраструктура для будущих инвесторов зоны.

Жители села Турка, пострадавшие от строителей, возлагают надежды на суд, куда готовят сейчас иск. Кроме того, по инициативе общественных организаций в прошлом году был подготовлен и запущен в действие Общественный договор, призванный перевести в конструктивное русло сотрудничества все стороны, затронутые созданием ОЭЗ. В газете «Местная» обсуждалась инициатива создания Ассоциации всех жителей Байкальских берегов для совместной защиты своих прав на достойное качество жизни. В результате уже в этом году создана коалиция «Подлеморье», объединяющая жителей прибайкальских сел, и проведено совещание на уровне прокуратуры Республики Бурятия о защите прав селян.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно