Travelport с 18 января

Круизным компаниям предстоит побороть российский менталитет

Ежегодно примерно 5 тыс. российских граждан отправляются в морские круизы, еще 10 тыс. могут себе позволить такой вид отдыха и 50 тыс. находятся на стадии принятия решения. Самые распространенные круизы - по Средиземному морю, следом идет Северная и Западная Европа, и замыкают этот ряд морские путешествия по островам. Такие данные привели в разговоре с корреспондентом RATA-news президент компании «Ланта-тур» Людмила Пучкова и генеральный менеджер фирмы «Бриз лайн» Максим Радионовский. Эти имена давно известны в российском круизном бизнесе. Но в нынешнем году, как известно, в этом секторе рынка появились сразу два новичка – «Натали турс» и «ПАК-груп». Чем так привлекательны круизы для турфирм, если пока морские путешествия никак нельзя назвать массовым видом отдыха россиян?

По оценкам "Натали", продажи европейских круизов на российском рынке составляют сегодня не более 3%, но темпы роста этого вида отдыха оцениваются в 20-25% ежегодно. Иными словами, перспективность бизнеса очевидна, что и обращает на себя внимание все большего числа операторов. С другой стороны, Людмила Пучкова, например, считает, что переоценивать его не следует: «Массовыми круизы могут стать только после того, как отечественные лайнеры начнут плавать по Черному морю, а портами выхода станут Сочи, Новороссийск и другие южные города. Вот тогда количество повторных обращений может составить 100%». К мнению Людмилы есть смысл прислушаться: «Ланта» занимается морскими путешествиями с 1995 года. За это время фирма стала генеральным представителем ведущих мировых круизных компаний Royal Caribbean International&Celebrity Cruises, Silversea Cruises, Disney Cruise Line и успешно продает круизы по Средиземноморью, Норвежским фьордам, Карибам, рекам Европы.

«Бриз лайн» имеет 6-летний опыт работы на круизном рынке и предлагает путешествия по Средиземноморью, Карибам, трансатлантические, вокруг Европы, по островам, к берегам Японии, Китая и Австралии, к ледникам Аляски и даже в Антарктиду. В России «Бриз лайн» представляет интересы таких морских грандов как Princess, Crystal, Redisson Seven Seas, Thon.

Прогулки на морских суперлайнерах привлекательны, в первую очередь, тем, что могут удовлетворять страсть человека к путешествиям, одновременно освобождая его от не самых приятных сопутствующих забот. Один круиз дает возможность посмотреть до десяти стран, как говорится, без отрыва от комфорта. Прилетев в порт отправления на регулярном рейсе (чартер, по мнению г-на Радионовского, нежелателен, так как любители круизов предпочитают комфорт на всем протяжении маршрута) и, обосновавшись в каюте, человек может забыть о своих чемоданах. Скучать на современных лайнерах – фактически плавучих отелях 5* - не придется никому. Есть шумные дискотеки и тихие библиотеки, многотысячные театры и небольшие поля для игры в гольф, ледовые катки и по несколько бассейнов с пресной и морской водой, огромные рестораны и небольшие бары, спортивные и косметические залы, SPA, талассотерапия и целые улицы с магазинами…

Так что же останавливает те 50 тыс. человек, которые еще не приняли решение? Многочисленные мифы, окружающие морские путешествия, и, прежде всего - стереотип недоступности. Хотя один день проживания на корабле по стоимости практически не отличается от хорошей европейской гостиницы 4-5*: каюта эконом-класса стоит от $50 до $100, «стандарт» – от $100 до $300, люкс – от $300 и до бесконечности. И в эту цену, кроме некоторых дополнительных услуг, входит все - трехразовое питание, трансферы, экскурсии, развлечения на корабле. Кстати, в этом сезоне в связи с войной в Ираке и снижением турпотоков крупные американские круизные компании еще и в 2-3 раза сбросили цены.

Еще одна причина нерешительности клиентов – боязнь языкового барьера. Но и это сегодня перестает быть проблемой, поскольку русскоязычные господа стали нередкими гостями на иностранных кораблях. Публика в круизах интернациональная, поэтому все указатели представлены в виде пиктограмм. В команду стали брать и русских, и украинцев, и братьев-славян из восточной Европы. Отечественные компании отправляют в рейс русскоговорящих сопровождающих, экскурсии тоже проводятся на русском языке. «Бриз лайн», например, в клиентский комплект документов вкладывает меню ресторанов на русском языке. «Натали турс» выпустила специальную брошюру, в которой можно найти ответы на все, даже самые неожиданные вопросы туристов.

«Натали», напомним, в этом сезоне впервые вышла с круизными предложениями. В партнерстве с международной компанией Costa Cruises фирма организует продвижение и продажу в России морских туров по странам Средиземноморья, Северной Европы и Карибского бассейна.

При всех сложностях продажи продукта большинство операторов сходятся во мнении, что круизы – это бренд, это перспективно и выгодно. Как говорит Максим Радионовский, в круиз не отправляются поодиночке, только семьей или компанией. Одно бронирование дает пять-десять клиентов, с каждой продажи можно заработать $300-350. Много и повторных обращений. По мнению Маргариты Бабаян, генерального директора фирмы «Америка-трэвел», предлагающей продукт почти 20 крупнейших круизных компаний по всему миру, треть побывавших в круизах возвращаются туда вновь. А г-н Радионовский уверен, что таковых вообще процентов 80. Конечно, для достижения таких результатов крайне важно, чтобы менеджеры операторских и агентских компаний владели всей информацией относительно маршрута, свободно ею оперировали и в доступной форме доносили до клиента. Поэтому все круизные фирмы, включая «новичков», проводят специальные обучающие семинары для своих партнеров и в Москве, и в регионах.

Татьяна Петкевич, руководитель скандинавского департамента компании «ПАК-груп», не сомневается, что круизы скоро станут для россиян массовым видом отдыха. Хотя знакомство с норвежскими фьордами с борта небольшого российского научно-исследовательского судна – первый круизный опыт фирмы. Мешает же развитию этого вида отдыха, повторим, полное отсутствие в нашей стране современных лайнеров.

По экспертным оценкам, круизы продают немногим больше 10 российских компаний, включая агентов. При этом, считает Максим Радионовский, практически никто еще не занимался целенаправленным продвижением этого вида отдыха. «Пока несколько фирм, объединив финансы, не создадут пул и не начнут активную рекламную кампанию, говорить о массовом спросе на круизный продукт нам не придется, - убежден г-н Радионовский. - А средств на продвижение понадобится немало, так как предстоит в корне изменить представление «сухопутных» россиян о морских прогулках по разным странам. Бороться же с менталитетом невероятно сложно».