Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

РАТА-новости от 20.05.2005

«ВИМ-авиа» в июле получит еще четыре «Боинга»

Это те самые четыре самолета, которые авиакомпания рассчитывала получить еще до начала майских праздников. Именно из-за их отсутствия, как сказал вчера на пресс-конференции коммерческий директор «ВИМ-авиа» Михаил Грибков, произошли задержки чартерных рейсов 30 апреля и 1 мая из Москвы, Анталии и Екатеринбурга. По поводу этих инцидентов руководство компании уже представило в ФАВТ объяснение. Кроме того, в авиакомпании создана специальная претензионная комиссия, которая рассмотрит возможные жалобы агентств и пассажиров этих рейсов. По словам Михаила Грибкова, «ВИМ-авиа» дорожит своими клиентами и готова отвечать по их искам.

После получения новой порции «Боингов 757 200» их число у «ВИМ-авиа» достигнет 16, что, естественно, еще более повысит ее конкурентоспособность. Правда, как сказал первый заместитель генерального директора авиакомпании Владислав Каргин, вероятность того, что «Боинги» прибудут именно в июле-августе, - 50 на 50. Многое будет зависеть от того, насколько быстро пройдет процедура оформления сделки. Но, в любом случае, самолеты будут.

Организационные и кадровые проблемы, которые стояли перед авиакомпанией сразу после ее образования, похоже, преодолены. «ВИМ-авиа» активно осваивает регионы, средняя загрузка ее рейсов составляет почти 90%. За четыре месяца этого года по объему перевозок из «Домодедово» «ВИМ» уже обошел «Трансаэро». Спрос на услуги перевозчика на туристическом рынке, по словам руководства компании, вдвое превышает ее возможности, и сейчас «ВИМ-авиа» упорядочивает свои отношения с туроператорами.

Ситуация вполне предсказуемая: авиакомпании с такими показателями, а главное, с таким парком иномарок вполне по силам перекроить «под себя» чартерный рынок, на который она и нацелилась. (Светлана Ставцева, RATA-news).

«Красэйр» купил «Омскавиа»

Контрольный пакет акций ОАО «Авиакомпания «Омскавиа» сменил владельца. Собственником 71% акций стали частные акционеры компании «КрасЭйр», инициировавшей в прошлом году создание авиационного альянса. Сделка, обошедшаяся максимум в $10 млн., упростит управление авиакомпанией в рамках этого альянса. Продавец пакета, омский бизнесмен, владелец туркомпании «Летур» Леван Турманидзе, по неофициальным данным, намерен заняться гостиничным бизнесом в Грузии.

Инициатива по созданию авиаальянса, поддержанная госчиновниками, принадлежит менеджменту и частным акционерам «Красноярских авиалиний», занимающих четвертое место в России по объемам перевозок. 51% ее акций – в госсобственности. В течение прошлого года в альянс вошли «Домодедовские авиалинии», «Сибавиатранс», «Омскавиа» и «Самара». Деятельность в рамках альянса должна сократить издержки каждого перевозчика на 25%.

Теперь «КрасЭйр», судя по всему, решил усилить свои позиции в альянсе. Генеральный директор авиакомпании Борис Абрамович сообщил, что приобретение «Омскавиа» упростит процедуру управления альянсом и создаст предпосылки к созданию объединенной авиакомпании. «У «Омскавиа», – уточнил он, – неплохой парк, основу которого составляют шесть среднемагистральных Ту-154М в хорошем техническом состоянии, и своя ниша в бизнесе, вписывающаяся в маршрутную сеть альянса». Но есть и еще одна точка зрения. Как считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак маршруты «Омскавиа» теснят «Сибирь» и «Уральские авиалинии». «К тому же, – добавляет он, – рентабельность Ту-154М в связи с ростом цен на керосин сейчас невысока».

В «Омскавиа» официально информацию о смене собственника пока не подтвердили, однако проинформировали, что о сделке будет объявлено на совете директоров авиакомпании в конце мая. (Коммерсантъ)

«Базовый элемент» покупает аэропорт

«Базовый элемент» может стать крупным аэропортовым оператором. Эта компания, уже контролирующая аэропорты в Краснодаре и Геленджике, не исключает покупки аэропорта Сочи.

Интерес к аэропортовому бизнесу инвесторы стали проявлять примерно в 2000 году. Этому способствовали и положительный пример группы «Ист Лайн», управляющей московским «Домодедово», и рост доходов аэропортов от неавиационной деятельности. В прошлом году операционная рентабельность «Домодедово» составила 42%, что сравнимо с рентабельностью нефтяного сектора. Поэтому все более или менее крупные финансово-промышленные группы устремились в аэропортовый бизнес. Так, в 2002 году группа «Ренова» Виктора Вексельберга стала акционером екатеринбургского «Кольцово», в 2003 году правительство Москвы получило контрольный пакет «Внуково», а Национальный резервный банк и «Альфа-групп» соревновались за право управления «Шереметьево».

В прошлом году структуры, аффилированные с компанией «Базовый элемент», сконцентрировали в своих руках около 80% акций «Авиалиний Кубани», в состав которых, помимо авиакомпании, входят аэропорты Краснодара и Геленджика. «Базэл» уже начал подготовку строительства между Геленджиком и Новороссийском нового международного аэропорта с пропускной способностью до 800 тыс. пассажиров в год. Эта компания может стать владельцем и сочинского аэропорта, входящего в десятку ведущих аэропортов страны. В прошлом году его пассажиропоток составил 1,2 млн человек.

Минэкономразвития уже направило в правительство документы по приватизации аэропорта Сочи (Адлер). По словам директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования министерства Игоря Гречухина, проект указа президента об исключении ФГУП «Аэропорт Сочи» из списка стратегических предприятий был согласован с Минтрансом. «Отсутствие единого оператора и нахождение аэропорта в госсобственности не позволяет привлекать частные инвестиции в дальнейшее развитие аэропортовой инфраструктуры Сочи», – цитирует чиновников агентство «Интерфакс».

По данным агентства, сочинским аэропортом помимо «Базэла» интересовалась также группа «Ист Лайн». Но в ее пресс-службе заявили, что они не собираются покупать новые аэропорты. «Сейчас им есть чем заняться. Нужно строить новые взлетно-посадочные полосы и увеличивать пропускную способность «Домодедово»», – говорит гендиректор консалтинговой группы Infomost Борис Рыбак.

В планах Минэкономразвития и Минтранса передать в августе недостроенное здание нового терминала аэропорта в ФГУП «Аэропорт Сочи», а затем в ноябре-декабре акционировать ФГУП, проведя инвентаризацию имущества комплекса. Если правительство одобрит эти планы двух министерств, то аукцион по продаже акций АО, созданного на базе ФГУП, может состояться уже весной следующего года.
Борис Рыбак, исходя из объемов перевозки и приблизительных данных о финансовом состоянии аэропорта Сочи, оценивает актив примерно в $10 млн. Но эксперт вместе с тем отмечает, что аэропортовый бизнес в России пока недооценен: компания, работающая в этом секторе, стоит 60% от своего годового оборота. Но с приходом в отрасль серьезных инвесторов, аэропортовый бизнес будет дорожать, достигая мировых показателей – 150% от годового оборота. (Бизнес)

«Атлант-Союз» сменил директора

В авиакомпании «Атлант-Союз», 51% акций которой принадлежит правительству Москвы, произошла смена менеджмента. Как говорится в официальном сообщении компании, решением совета директоров и акционеров ее новым генеральным директором назначен 57-летний Владимир Давыдов, возглавлявший до сих пор авиакомпанию «Волга-Днепр».

Этот вопрос рассматривался еще в марте, в начале апреля с г-ном Давыдовым был заключен трехлетний контракт, а 30 апреля он был представлен мэру Москвы Юрию Лужкову. Причины отставки прежнего директора Станислава Лейченко, крупного акционера «Атлант-Союза», не сообщаются. Известно лишь, что он занял должность президента акционерного общества, которого до сих пор в организационной структуре компании не существовало. Скорее всего, инициатором ротации стала группа компаний «Каскол», ставшая в этом году миноритарным акционером перевозчика и владеющая около 40% акций «Волги-Днепра».

Своими первоочередными задачами г-н Давыдов назвал создание менеджерской команды и развитие «Атлант-Союза» в качестве базовой авиакомпании аэропорта Внуково. (Коммерсантъ)

Интервью по вашей просьбе

Напоминаем, что руководитель любой турфирмы из любого региона России может на страницах RATA-news рассказать о своей компании, высказать мнение о состоянии отрасли, развитии турпотоков, качестве спроса и т.д. Для этого надо лишь прислать заявку с темой «Интервью» на адрес editor@ratanews.ru и получить в ответ перечень вопросов. Единственное условие участия в проекте – членство в Российском союзе туриндустрии.

О Сахалине туристы знают до обидного мало

Сегодня на вопросы RATA-news отвечает генеральный директор южно-сахалинской компании «Санрайз» Татьяна Воробьева.

- Что Вы скажете о ситуации с приемом в регионе иностранных и российских туристов?

- Иностранных туристов у нас, конечно, больше, чем российских. Объясняется это территориальной близостью Японии, Кореи, Китая и оживлением деловых контактов с этими странами. Очень часто въезжающие с туристической целью иностранцы дополнительно просят организовать им официальные или бизнес-встречи, визиты на предприятия. Российским туристам Сахалин, к сожалению, известен очень мало - просто потому, я считаю, что нет качественной рекламы туристических ресурсов нашего региона. Кроме того, остров труднодоступен даже состоятельным туристам из-за высокой стоимости перелета из центральных районов России. Да и сам въезд носит ярко выраженный сезонный характер – лето и осень. Невостребованным остается такое уникальное явление сахалинской природы, как обилие снега при мягкой, совсем не морозной зиме. Но к нам не едут – нет оборудованных горнолыжных спусков, до обидного мало баз отдыха, отвечающих современным требованиям.

- Что нового вы предлагали в прошедшем зимнем сезоне?

- Новинкой зимнего сезона в нашей компании были спортивные туры по Сахалину на подледный лов корюшки и крабов. Популярность зимнего подледного лова на Сахалине стремительно растет, к нам многие специально приезжают только для этого. Для корпоративных клиентов зимой мы стали предлагать отдых на загородных базах с баней и катанием на снегоходах и лыжах. Баз, правда, пока немного, но они постепенно строятся.

 На выездном направлении новыми стали горнолыжные туры в Японию на курорт Нисэко (Хоккайдо). Туда едут и новички, и профессионалы. Этот курорт привлекает еще и своими природными горячими источниками. Недаром последние два года Нисэко переживает бум популярности у туристов из Австралии.

- С какими проблемами вы столкнулись в прошлом году?

- Главное, что мешает нам нормально работать, это нехватка мест в гостиницах. Второе – дороговизна гостиничных и транспортных услуг, питания. И третья серьезная причина отставания в развитии нашего бизнеса – хроническое отсутствие качественной рекламы возможностей отдыха на Сахалине как для российских, так и для иностранных туристов.

- Как вы оцениваете имеющуюся в регионе базу размещения? Какие дома отдыха и пансионаты считаются самыми популярными?

- Давайте начнем с цифр. Всего на Сахалине 66 предприятий размещения, 47 из них – гостиницы. Все вместе они вмещают более 2000 гостей (около 1500 номеров). Среди них две гостиницы 4*, одиннадцать – 3*, четыре - 2*, одна – 1*. Остальные – без категории. Все названные гостиницы рассчитаны, прежде всего, на прием деловых людей. А вот специализированных баз для размещения туристов в Сахалинской области не хватает. Правда, в последнее время наметилась позитивная тенденция. В ближайшие два года только в Южно-Сахалинске предполагается открыть пять гостиничных предприятий. Что касается домов отдыха и пансионатов, то здесь картина еще грустнее, чем с гостиницами.

Наиболее популярными в области и на Дальнем Востоке считаются сахалинские санатории «Синегорские минеральные воды» и «Сахалин» в поселке Санаторное. Они славятся своими сульфидными иловыми грязями и углекислой гидрокарбонатно-натриевой минеральной водой. Известны также «Горячие ключи» (поселок Даги) на базе термальных хлоридных натриевых вод и «Аралия» (Южно-Сахалинск). Есть еще ведомственные пансионаты и базы отдыха, но мы знаем о них мало, так как информацией о себе они не делятся.

- Что нового появится у вас в этом летнем сезоне?

- Во-первых, к празднованию 60-летия Победы мы подготовили тур «По следам Второй Мировой». Он знакомит с военными событиями, памятниками последней войны на Сахалине, маршрут проходит по местам боев и по 50-й параллели – бывшей русско-японской границе. Еще планируем расширить географию популярных сахалинских спортивно-рыболовных туров. Будем предлагать поездки по всему Сахалину – на тайменя, симу, кижуч, кунджу, кету, горбушу, чебак, голец, ленок и хариус, а также, на сбор трубача и морского ежа. Появятся в нашем ассортименте и спортивно-охотничьи туры. В августе, сентябре и октябре мы, например, приглашаем на пятидневную охоту на медведя.

Для ценителей уникальных уголков природы – экологические туры на вертолете в труднодоступные районы. Например, тур на гору Спамберг (1022 м), где царит своеобразный микроклимат. Здесь 18 горных озер, уникальная растительность, обилие бабочек и шикарная рыбалка на мальму. Есть еще туры на самые южные сахалинские природные термальные источники – Горячие ключи в Углегорском районе. В нашей коллекции также программа на остров Монерон, который славится уникальной морской фауной и наземной флорой, занесенной в Красную книгу. Здесь же птичьи базары, лежбища сивучей и тюленей, живописные водопады. Кроме того, тур на самую южную точку острова Сахалин мыс Крильон, тур на мыс Бурунный с его живописнейшими скалами вулканического происхождения, морскими пейзажами, водопадами и гротами и традиционные туры на Курильские острова. Так что нам есть, чем порадовать туристов.

- А какова ситуация с выездом?

- География выездных туров, предлагаемых сахалинскими компаниями, - десятки стран всех континентов. Количество выезжающих туристов постоянно увеличивается. Наиболее популярны поездки в Китай и Таиланд. Людей привлекают и климатические условия, и очень приемлемые цены. Растет спрос на учебные туры в Англию, США, Австралию.

 Наша компания специализируется на выезде в Японию и Таиланд. Особенно любима нами Япония. На этом направлении мы можем предложить любые индивидуальные или групповые туры, в том числе и эксклюзивные: горнолыжные (Нисэко), выходного дня (Вакканай), экскурсионные (ЭКСПО-2005 в Аити), «Токио и его исторические пригороды» (Токио, Никко, Камакура), «Три японские столицы» (Нара, Киото, Токио), «Японские традиционные фестивали» (Саппоро, Вакканай, Мацуяма и другие), «111 ступенек к счастью» (остров Сикоку), отдых на горячих источниках (Ноборибэцу, Нисэко и прочее) и многое другое.

- Где лично Вы предпочитаете отдыхать?

- В России у меня есть два любимых места. Для души – Сахалин, для ума – Санкт-Петербург. А из зарубежных стран мне ближе всего Япония, с ее уникальной культурой, традициями и, конечно же, удивительными людьми, которые являются «воплощением внимательности изящной и деликатности безукоризненной».

На снимке: генеральный директор южно-сахалинской компании «Санрайз» Татьяна Воробьева.

Workshop и мастер-классы в Рязани

23 мая в Рязани компания RATA-expo при поддержке Российского союза туриндустрии и управления по туризму администрации Рязанской области проводит workshop, в котором участвуют компании «Альцес», «Ванд интернешнл», «Вьяхес Артуро», «Данко», «ИнтАэр», «Интерс», ITS, Coral Travel, ТГК «Измайлово», «Криптон», «Лабиринт», «Ланта-тур вояж», «Мария», «Скайвей», «Солвекс», «Турбазар», «Турбюро «Москва», «Франстурс+», «Элитур клуб», «Южел и Ко», а также Сочинское курортное объединение и московское представительство Польской туристической организации.

Посетителей также ждут четыре мастер-класса: «Интерс» – особенности продаж автобусных туров и визовые формальности, «ИнтАэр» – Греция и остров Крит, «Солвекс» – Россия и Болгария, «Южел и Ко» – особенности продаж Италии с дегустацией настоящего итальянского вина и деликатесов.

Встреча пройдет в здании областной филармонии по адресу: ул. Ленина, 26. Начало регистрации в 9.30. Начало мастер-классов в 10.00.

Дополнительная информация по телефону (095) 975-5727, e-mail: info@rata-expo.ru.

Дети - лучшие друзья «ВКО» и Aldemar

В гостиницах греческой отельной цепочки Aldemar к детям относятся с особой заботой. Специально для них создан целый мир развлечений, дарящий веселье и радость. Оборудованы также номера, в которых семьи с детьми чувствуют себя максимально комфортно. Наиболее идеальные условия для них созданы в гостиницах Cretan Village 4* на Крите, Paradise Royal Mare 5* на Родосе и Olympian Village 5* в западном Пелопонесе.

Веселая ребятня во время отдыха в отелях Aldemar с наслаждением купается в специальных бассейнах. В некоторых из них есть даже гигантские водные горки. В детских мини-клубах любой ребенок будет чувствовать себя комфортно, ведь персонал говорит на его родном языке. Дети резвятся на игровых площадках «Пиратский корабль», кушают в мини-ресторанах со специальным детским меню, где одновременно демонстрируются видеопрограммы с любимыми мультиками. Профессиональные аниматоры занимаются с детьми с 10 часов утра до 6 часов вечера. Их тщательно продуманные программы, образовательные и развлекательные игры и занятия развивают в детях творческие способности.

«ВКО тревел»: (095) 967-81-75, www.vkotravel.com

Круиз, пикник, рыбалка по-английски

«Турбюро Москва» открывает летние продажи программ по Великобритании. С 28 мая по 21 октября на регулярных рейсах «Трансаэро» Москва – Лондон - Москва компания имеет жесткие блоки мест. Стоимость тура 8 дней/7 ночей – от 590 евро.

Помимо экскурсионных программ туристы предлагается отдых на курортах Южной Англии, на островах Гернси и Джерси, рыбалку и пикники на озерах Шотландии, круиз на яхтах по Темзе и многое другое. Есть варианты размещения не только в отелях, но и в загородных замках.

«Турбюро Москва»: (095) 510-5-510 (мн.кан.), 510-5-511, www.tbmos.ru

«Трое из ларца» раскинут скатерть-самобранку

Деревянный теремок ресторана русской кухни «Трое из ларца» стоит на территории гостиничного комплекса «Измайлово» рядом со знаменитым вернисажем. Гостей здесь потчуют блюдами классической русской кухни. На первое – борщ, щи или уха царская, на второе – бефстроганов, жаркое или пельмени с рыбой либо мясом. Кушанья готовятся и подаются в горшочках и на специальных сковородках. Повара ресторана предлагают также большой выбор блюд и любителям барбекю.

В двух залах ресторана одновременно могут разместиться до 100 человек. Еще примерно 40 туристов с комфортом рассядутся на летних террасах. Стоимость обеда для туристических групп – от $16 на человека. В эту же цену входит выступление фольклорного ансамбля «Мал золотник». Артисты встретят гостей прямо у порога, посадят за стол, а потом проводят обратно в автобус. В репертуаре коллектива русские и казацкие народные песни, старинные игры и обряды.

Ресторан «Трое из ларца» предлагает сотрудничество турфирмам, принимающим в Москве российских и иностранных туристов. Тем, кто уже работает с рестораном, рекомендуем заранее согласовывать ежедневное меню, чтобы сделать его как можно разнообразнее. Особенно это касается тех групп, которые питаются в течение нескольких дней подряд.

Ресторан русской кухни «Трое из ларца»: (095) 730-77-27.

Экскурсия в Гатчину для ветеранов

Петербургские ветераны Великой Отечественной войны на комфортабельном автобусе «Неоплан» совершили поездку в Гатчину. Она продолжила серию экскурсий для ветеранов, намеченных на весь юбилейный год. Это вклад Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии и турфирмы «Давранов Тревел» в празднование 60-летней годовщины Великой Победы.

В этой поездке приняли участие 45 ветеранов, жители Центрального района Санкт-Петербурга. Экскурсию проводил один из лучших экскурсоводов Санкт-Петербурга Тимофей Животовский. Ветераны остались очень довольны посещением Гатчинского дворца и прогулкой в парке.

Даже, несмотря на то, что в этот памятный год участники войны не обделены вниманием, предложения по организации бесплатных экскурсий остаются все еще большой редкостью. А ведь ветераны хотят и могут ездить на экскурсии. В этой связи, СЗРО РСТ в очередной раз призывает всех участников турбизнеса Санкт-Петербурга поддержать данную инициативу, принятую на последнем заседании Комиссии СЗРО РСТ по въездному туризму и одобренную крупнейшими питерскими туркомпаниями. Нужно найти возможность внести свою лепту в празднование 60-летия Великой Победы, и тем самым, отдать дань уважения людям, отстоявших для нас мир. (Пресс-служба СЗРО РСТ)

Отелей 4* станет больше

В Риеке, одном из самых красивых городов Хорватии, на берегу моря скоро откроется 4* отель. Владелец крупнейшей хорватской сети отелей Jadranski luksuzni hoteli, выкупил здесь небольшой, но популярный спортивно-туристический комплекс площадью 2094 кв. м – Costabellа. Новый хозяин обязался реконструировать к сезону 20 номеров с великолепным интерьером, 2 апартамента, ресторан и кафе-бар на террасе. Costabellа находится неподалеку от престижного отеля Grand Hotel Bonavia Park Plaza, также принадлежащего сети Jadranski luksuzni hoteli, который располагается в центре города и не имеет своих пляжей.

После реконструкции Costabella получит 4*. Первых гостей комплекс должен принять уже в июне этого года. А со следующего сезона начнут функционировать теннисные площадки, фитнес-центр и небольшой центр красоты.

«Ле Пти Фюте»: знакомство с Люксембургом

В издательстве вышло в свет второе издание путеводителя по «культурному чуду Европы» – Люксембургу. Великое герцогство – это прекрасно обустроенная страна, где туризм представляет собой отдельную отрасль народного хозяйства. В Европе нет другой области с таким количеством размеченных троп для прогулок, нарядных отелей и живописных пейзажей. Люксембург не случайно называют зеленым сердцем Европы. Это маленькое государство, сохранившее свою самобытность. Поклонникам природы и почитателям искусства, гурманам, любителям шоппинга и ночной жизни – Люксембург всем предлагает приятное времяпрепровождение по разумным ценам вдали от шума больших городов в самом центре Европы.

Объем путеводителя – 96 страниц. Цена в столичном книжном магазине «Москва» – 176 руб. (Travel.Ru)

У питерского отеля новый управляющий

Новым генеральным управляющим отеля «Корития Невский Палас» назначен Герольд Хельд. Г-н Хельд родился в Германии в 1959 году. Закончил колледж отельного управления и кейтеринга в Хайдельберге (Германия) по специальности «Управление бизнесом». Затем продолжил образование в Корнельском Университете в США и Университете прикладных наук в Швейцарии, где получил степень магистра по управлению бизнесом в области туризма.

Герольд Хельд прошел длинный путь от простого бухгалтера в отеле Gravenburuch Kempinski во Франкфурте до генерального управляющего отеля ArabellaSheraton Congress Hotel во Франкфурте. Это один из крупнейших конгресс-отелей в данном регионе Германии, он входит в список ведущих отелей страны по уровню ежегодного дохода.

Приз за Соловки

Церемонию награждения победителей конкурса «Соловки в зеркале прессы» Соловецкий музей-заповедник приурочил к своему профессиональному празднику – Международному дню музеев.

Конкурс «Соловки в зеркале прессы» был учрежден в 2001 году. Его организаторы декларировали следующие цели: распространение информации о культурном, природном и историческом наследии Соловков, привлечение общественного внимания к вопросам сохранения наследия островов, развитие взаимодействия и сотрудничества Соловецкого музея-заповедника со средствами массовой информации. Итоги конкурса подводятся на основании мониторинга печатных изданий, электронных и телерадиовещательных СМИ.

Исследование опубликованных в 2004 году материалов показало, что общее количества публикаций о Соловках по сравнению с 2003 годом выросло на 10,4%, а по сравнению с 2000-м, годом начала проведения музеем активной медиаполитики – в 7 раз.

Вручение премий состоялось в Архангельской областной научной библиотеке. На награждении присутствовали представители федеральных и региональных СМИ.

Победители конкурса «Соловки в зеркале прессы-2004»:

Номинация «Журналист – лидер публикаций» – Татьяна Сухановская.

«Печатное издание – лидер публикаций» – газета «Правда Севера».

«Интернет-СМИ – лидер публикаций» – информационное агентство «Двина Информ».

«Лучшая публикация» – «Соловки стали ближе к большой земле», газета «КоммерсантЪ», автор Екатерина Любавина; «Родина СЛОНов», журнал «Эксперт Северо-Запада», автор Никита Елисеев.

Соловецкий музей-заповедник благодарит всех журналистов, все печатные, электронные и телерадиовещательные СМИ за публикации о Соловецком архипелаге и привлечение внимания к проблемам сохранения его наследия.