Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Андрей Ефимов: "Только приход федеральных операторов может стать толчком для качественного роста алтайского туризма"

07:31, 20 июня 2011

Мода отдыхать за рубежом с семьей или компанией поглотила наших граждан и стала поводом для создания множества новых фирм и фирмочек, предоставляющих туристические услуги по необъяснимо доступным ценам. Оценку основным тенденциям туристического рынка, в том числе регионального, в интервью алтайской газете «Ваше дело» дал финансовый директор барнаульского туроператора «Возрождение-Тревел» Андрей Ефимов (фото).

 

– Как вы относитесь к росту числа туристических фирм, не беспокоит ли вас эта тенденция?

– Нет. Во-первых, тенденция эта известна давно. Просто туристический рынок у нас еще не сформировался, а растущая популярность выездного туризма делает этот процесс перманентным. Но нам это не мешает, а, может, даже помогает. Мы считаем, что сегодня многочисленные фирмочки занимают нишу некачественного обслуживания клиентов. Чаще всего под их влияние попадают люди, которые собираются за границу впервые, те, кто не знает всех нюансов, связанных с безопасностью отдыха и проведением финансовых операций. Это люди неискушенные. И чем больше разочарований там, тем лучше здесь.

Со временем люди начинают разбираться и искать более надежные компании.

 

– Как в таком случае выживают и существуют мелкие компании?

– В Алтайском крае спрос на туруслуги увеличивается с каждым годом в разы, так что у них пока все нормально. Жизненный цикл таких проектов, как правило, два-три года. Причем большинство новых фирм открывают люди, которые в туристической компании. Была одна фирма, стало две, было две – стало четыре и так далее. У некоторых период жизнедеятельности с переходом в стагнацию затягивается на десятилетия. В Барнауле существует около полутора десятка фирм, которым на сегодняшний день от 10 до 15 лет, но они остались такими же, как и много лет назад. Просто их чуть больше знают. Они ничего не добились в туризме. Да, наверное, зарабатывают что-то, но, по сути, руководят ими не управленцы, а менеджеры по продажам в своих же фирмах. Туризм малодоходен, если не организован как профессиональный вид деятельности.

 

– Что может быть толчком для качественного роста алтайского туризма?

– Только приход крупных федеральных операторов и прямые продажи. Это, конечно, факт не в нашу пользу, но без него ничего не будет. Приход операторов с крупными прямыми продажами поставит на грань вымирания всех, кто окажется не готов к этому. Казалось бы, мы тоже должны были уйти с рынка, когда начался этот процесс на Алтае. Но не ушли. В 2006 году отправили не более 1 тысячи туристов в Турцию и 250 – в Таиланд. А в 2010 – 4,5 тысячи человек в Турцию и 1,3 тысячи в Таиланд.

За пять лет компания прошла непростой путь развития. Был период, когда мы целенаправленно увеличивали количество офисов продаж – до четырех в Барнауле и до двух в Новосибирске. Проработав в таком режиме год, поняли: в этом нет смысла. Лучше расширять головной офис, чем создавать сеть. Сейчас решаем вопрос о внедрении онлайн-продаж с использованием, как во всем мире, цивилизованных систем оплат. Таким образом сможем охватить большую территорию с учетом потребностей тех регионов, где будем представлены. Например, для Москвы – это Алтай, для Тюмени, Красноярска и прочих сибирских городов – операторские программы из Новосибирска на Хайнань и в Эмираты, в Таиланд и на Алтай. Мы уже территориально вышли за пределы Алтайского края, включившись в программу интернет-оформления.

 

– Если уж вы частично затронули тему доходности бизнеса, то, может быть, поделитесь секретом о размерах его рентабельности?

– Она не такая большая, как может кому-то показаться. Тур формируется из проживания и перемещения туриста. Можно привести в качестве примера 2009 год – самый пик кризиса. За счет чего мы увеличили объемы продаж? Дело в том, что прямые договоры с гостиницами позволили нам получить льготу – до 7 бесплатных ночей из 14, без ухудшения качества. И мы предложили это клиентам, а не забрали в качестве прибыли. Мы иногда до идиотизма торгуемся с директором турецкой фирмы за 5-10 долларов проживания в день, потому что для наших людей это все равно приятно. А 5-10 умножить на 10 дней – это уже получается 1500–3000 рублей.

Менеджеры крупных федеральных операторов будут смеяться над такими цифрами. Да, по федеральным меркам наша компания небольшая, но по сибирским – достаточно крупная. Мы в первую десятку точно входим.

 

– А чем интересен просто агентский турбизнес?

– Он существует просто как другой путь развития. Агент имеет определенный процент и порой отдает клиентам в качестве скидки до 95% своей комиссии. Это приводит к тому, что агентству на чем-то приходится экономить. На компьютерной технике, зарплате сотрудников, внешнем виде офиса, развитии персонала. В некоторых агентствах Барнаула интернет включается на час в день. А у некоторых доступа к международной связи вообще нет, ни «Скайпа», ни IP-телефонии.

 

– Вы много говорите о важности хороших менеджеров. Что вызывает сложности при наборе сотрудников?

– Основная сложность в том, что подавляющее большинство соискателей на вакансию в туристической компании приходит с одним желанием – отдыхать. Это в целом отражает ситуацию в отрасли. Туризм изначально рассматривается как уникальная отрасль – красивая, доступная, которая дает возможность легко заработать или отдохнуть в разных местах планеты. Даже студенты профильных факультетов на собеседованиях показывают, что настроены на работу не так, как нужно нам.

На самом деле туризм предполагает такую же непростую работу, как и в любом другом бизнесе. Цель у соискателей должна быть совершенно другой – получить навыки и совершенствоваться в рамках профессии: быть лучшим менеджером по продажам или лучшим гидом, или знатоком какого-нибудь направления. На таких людей всегда очень высокий спрос.

 

– Откуда нам ожидать притока туристов на Алтай – из Европы или Азии?

– По большому счету – ни откуда. Особенно с таким качеством продукта. Обратите внимание, что количество баз увеличивается, а число туристов уменьшается. Даже летом можно свободно найти места в Горном Алтае – интерес к этим местам снижается. Важный момент – массовые неорганизованные застройки вокруг Катуни, не имеющие общей концепции. По берегу все застроено, за счет этого природная красота – то, ради чего едет турист в Горный Алтай, – почти исчезла. Первозданность, особенно на правом берегу Катуни, потеряна. Конечно, есть и плюс – берег не завален мусором от «диких» туристов, все убирается. Но к нам едут туристы с определенными требованиями к отдыху. Смешно звучит, но сегодня лишь четыре базы из полутысячи соответствуют пожеланиям наших клиентов из европейской части. Им нужен вкусный, свежий завтрак, чистый номер, чистые простыни, чистые полотенца, фен в номере и улыбки администратора или официанта в ресторане.

 

– Кажется, что это так просто.

– На первый взгляд. Но 10 лет назад никому не было важно, есть ли горячая вода в Горном Алтае и где она – в номере или нет. Сегодня процент благоустроенных номеров значительно вырос. Казалось бы, плюс. Но многие теперь не хотят ехать на Алтай повторно, потому что столкнулись с некачественным сервисом. Гостеприимство у нас на низком уровне, этим мы отталкиваем туристов. А надо всего лишь сделать так, чтобы им хотелось здесь отдыхать еще раз. Ведь количество повторных поездок в Турцию доходит до 50%, а в Таиланд – до 45%.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно