Калуга

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Выступая с анализом ситуации на мировом рынке туриндустрии в рамках доклада 73-й сессии Исполнительного совета Всемирной туристской организации, прошедшей в индийском городе Хайдарабаде (RATA-news от 19 июля 2004), генеральный секретарь ВТО Франческо Франжиалли отметил три момента.

Исследования, проведенные ВТО, показывают, что в нынешний неспокойный период происходят сдвиги в поведении потребителей и трансформируются отраслевые структуры. В частности, на рынке появляются новые «он-лайновые» агентства по продаже туров, низкобюджетные авиакомпании, способствующие демократизации авиаперевозок, происходят реструктуризации и слияния, внедряются новые технологии, модернизируется политика маркетинга, налаживается сотрудничество между государственным и частным секторами. Эта новая фраза перестройки вновь приведет к укреплению и оздоровлению структур мировой туриндустрии, считает г-н Франжиалли.

Однако отрасли придется ответить на новый вызов в виде нетарифных барьеров для путешествий: увеличении числа различных предостережений туристов, введении ограничительной политики выдачи виз или ужесточении мер безопасности на вокзалах и в аэропортах. Подобные меры в случае чрезмерной их обременительности могут отбить желание отправиться в путь или же побудить к изменению маршрута.

Наконец, ясно, что намечающийся новый этап роста будет характеризоваться не только возросшей, но и глобальной конкуренцией. В условиях глобализированного рынка, когда в витрине турагентства или на экране компьютера помещаются сопоставимые предложения (неделя на Карибском море, Индийском океане и Тихом океане) или несходные, но конкурирующие (лыжный тур или зимний круиз), клиент может жонглировать взаимозаменяемыми вариантами, таким образом спокойно затягивая свой выбор или меняя маршрут в последний момент. Рынок становится как никогда неустойчивым. Прогнозирование рыночных изменений усложняется.

Наступит ли намечающийся этап роста в 2004 году? Вероятно. Во всяком случае, сегодня имеется несомненный повод для такого убеждения. Он связан с тем, что снижение темпов экономического роста в последние три года вкупе с опасениями совершать поездки, особенно воздушным транспортом, не убили тяги к путешествиям, даже если потребителю становится труднее ее удовлетворять.

Оживление экономики и наличие неудовлетворенного мощного спроса на путешествия, который должен проявиться, как только возникнут благоприятные обстоятельства, являются двумя основаниями, позволяющими с уверенностью взирать на текущий год. Последние квартальные прогнозы МВФ подтверждают вероятное ускорение экономического роста в 2004 году (4,6% на мировом уровне против 3,9% в 2003 году), которое затронет основные регионы происхождения туристов: зону евро (1,7% против 0,4% в 2003 году), США (4,6% против 3,1%) и Японию (3,4% против 2,7%).

Как отметил в докладе Франческо Франжиалли, нынешний непростой период имеет, по крайней мере, один положительный результат. Когда туриндустрия находится в благополучном состоянии, ее развитие воспринимается как нечто само собой разумеющееся, происходящее само по себе. И лишь когда наступают трудные времена, некоторые начинают осознавать значение туризма в плане роста, внешних поступлений и занятости.

23 декабря прошлого года это осознание вылилось в принятие Генеральной ассамблеей ВТО в Пекине решения о преобразовании ВТО в специализированное учреждение ООН. Отныне туризм воспринимается на равных с другими основными видами деятельности человечества, которые уже представлены в системе ООН - промышленностью, сельским хозяйством, образованием и культурой, здравоохранением и т.д.