Каковы будут последствия курортного сбора для экономики туриндустрии
Вчера Госдума в третьем чтении приняла закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае», предполагающий взимать с туристов курортный сбор, с размерами которого каждый из участников должен определиться до 1 декабря этого года. Эксперимент в «пилотных» регионах продлится до конца 2022 года, а собирать средства с туристов начнут не ранее 1 мая 2018.
И уже много говорилось о том, насколько сбор будет посилен для туристов. Теперь попробуем посчитать, во что он обойдется бизнесу.
По оценке правительства, суммарный дополнительный объем поступлений в период с 2018 по 2022 год в Ставропольском крае превысит 2,02 млрд рублей, в Краснодарском – 8,3 млрд, в Крыму – 16,4 млрд рублей.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, прогнозируемые доходы от введения курортного сбора рассчитывались исходя из общего турпотока (за исключением льготных категорий граждан и с учетом 5-процентного ежегодного роста), среднего числа дней, проведенных гражданами на территории курортов (14 дней), ставки курортного сбора 50 рублей за сутки.
По данным ФНС за 2016 г., гостиницы Краснодарского края перечислили в консолидированный бюджет РФ налогов и сборов на сумму 3717,3 млн. руб. Сюда, правда, не входят налоги и сборы с санаторно-курортных организаций.
Доля мест в санаторно-курортных организациях от общего числа мест в коллективных средствах размещения (КСР) Краснодарского края в 2016 г. составляла 23,2%. Примем этот показатель за коэффициент соотношения налоговых платежей гостиниц и санаториев – и с высокой степенью вероятности получим общую сумму поступлений от санаториев и гостиниц края в бюджеты всех уровней – около 4,5 млрд руб. с учетом того, что доходы здравниц освобождены от НДС.
Судя по приведенным в пояснительной записке данным, в расчете на год Краснодарский край планирует получить от курортного сбора 1660 млн руб. Таким образом, фискальная нагрузка на курортный бизнес возрастет примерно на 37%.
Не слабо, если учесть, что одновременно увеличиваются налоги на землю и имущество при переходе на исчисление их от кадастровой стоимости. Но это если сумма сбора составит 50 рублей в сутки. Но по закону после 2018 г. сбор повысится до 100 рублей. И тогда речь уже пойдет о получении от курортного сбора 3,3 млрд, то есть о росте платежей в бюджет на три четверти по сравнению с нынешним уровнем!
Интересно, пытался ли кто-нибудь при подготовке проекта закона оценить последствия его для экономики курортной индустрии? Конечно, платить-то будут туристы – но в счет упущенной выгоды тех же санаториев и гостиниц, которые уже не смогут на соответствующие суммы поднять цены, поскольку они и так зашкаливают за верхнюю границу спроса. А издержки тем временем стремительно растут – из-за повышения тарифов, тех же налогов и цен на закупаемые товары и услуги.
По Крыму еще интересней. Гостиницы Крыма и Севастополя вместе заплатили в 2016 г. налогов и сборов на 1065,4 млн руб. Если считать с санаториями, платежи по факту составили порядка 1,3 млрд руб., а получать от курортного сбора, судя по приведенным выше данным из пояснительной записки, крымские власти собираются порядка 3,2 млрд в год.
Можно, конечно, вспомнить, что в 2004-м – последнем году действия предыдущего курортного сбора в России – весь Краснодарский край собрал аж 4 млн рублей, а затраты на администрирование превысили поступления. И что по новому закону сбор является неналоговым платежом, ответственность которого толком не прописана. То есть нетрудно понять, почему налоговики отказались взимать этот сбор и каково его будет собирать муниципалам.
Апологеты закона говорят, что он рамочный и дает регионам полный карт бланш – вводить сбор или нет, а если вводить, в каком размере. Но когда местные и региональные власти потом будут обращаться в Минфин за деньгами, им будут говорить: а что же вы курортный сбор плохо собираете?
Но проблема в том, что на курортный сбор современную инфраструктуру на курорте не создать. Курортам федерального значения поддержка центра нужна так же, как военно-промышленному комплексу, сельскому хозяйству, автопрому, госкорпорациям. И такая возможность сейчас есть. Достаточно включить в федеральную целевую программу развития въездного и внутреннего туризма на 2015-2025 гг. средства на доработку ключевых элементов инфраструктуры и обеспечить их эффективное использование.
Только в этом случае наши курорты станут по-настоящему конкурентоспособными и смогут без лишних рисков ввести курортный сбор.
Сергей Шпилько,
президент Российского союза туриндустрии
РОССИЯ
Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»