Интурмаркет с 1 октября

Правительству Саратовской области развивать туризм неинтересно

В июле с.г. правительство утвердило концепцию федеральной целевой программы «Развитие туризма в РФ на 2011-2016 годы». Программу предполагается профинансировать в объеме 96 млрд. рублей. Регионам, интересующимся туризмом, есть о чем задуматься. В связи с этим агентство «СаратовБизнесКонсалтинг» задается вопросом – может ли местная индустрия туризма хоть на что-то претендовать?

Прежде стоит рассмотреть, есть ли в саратовском регионе индустрия туризма? В принципе, кое-что есть. Во-первых, министерство спорта, физкультуры и туризма, во-вторых, областной закон «О туризме и туристской деятельности», в-третьих, областная целевая программа «Развитие туризма на 2007-2010 годы». То есть материальная и правовая база имеются. Что, в свою очередь, порождает следующий вопрос: а насколько все это имеет отношение собственно к развитию туристской деятельности в нашем регионе? На этот вопрос недавно попыталось ответить само отраслевое ведомство – через отчет об исполнении ОЦП «Развитие туризма на 2007-2010 годы».

Отчет, честно говоря, получился далеко не оптимистичным. Еще честнее – и без того куцая целевая программа в силу разных обстоятельств оказалась фактически брошенной на произвол судьбы. Ее даже профинансировать толком не смогли – за три года реализации на программные мероприятия было выделено 8,2 млн. руб. вместо запланированных 16,5 млн. Кстати, аналогичные программы в ряде регионов Приволжского федерального округа профинансированы следующим образом: Ульяновская область – 218 млн. руб., Самарская – 200 млн., Чувашия – 971 млн., Нижегородская область – 2,98 млрд. Разница слишком сильно бьет в глаза.

Но если соседи готовы вкладывать столь большие средства в туризм, то, очевидно, и отдача от него в экономике этих регионов немалая, и вообще в данном случае это вещи взаимосвязанные. В нашем же случае говорить о какой-либо отдаче, очевидно, не имеет смысла. То есть говорить даже не надо, стоит только посмотреть на некоторые осуществленные программные мероприятия. Много времени это не займет.

Во-первых, отраслевым министерством выпущен диск «Туризм в Саратовской области. Прогулки по Саратову» тиражом 126 экземпляров. Тираж, согласитесь, странный, но это, возможно, для того, чтобы не выкладывать диск в свободную продажу, что, как оказывается, тоже денег стоит. Во-вторых, издан одноразовый рекламно-информационный журнал «Встречи в Саратове» тиражом 1,5 тыс. экземпляров. В-третьих, в прошлом году был объявлен конкурс по теме «Лучший маршрут по Саратовской области», дальнейшая судьба которого, впрочем, неизвестна. В-четвертых, в позапрошлом году был разработан новый маршрут – в Вольск, включающий посещение двух вольских музеев и картинной галереи. Он был с помпой презентован, и на этом остановились. Ну и в-пятых, была предпринята попытка реанимировать туристическое прошлое Хвалынска через круиз Саратов – Хвалынск - Саратов, и под это Хвалынску было выделено 4 млн. на реставрацию городского пляжа. И это весь набор мероприятий, осуществленных за три года реализации программы.

Так что ответ на вопрос: «Есть ли туризм в Саратовской области?» просматривается сам собой. Равно как и вклад туриндустрии в региональную экономику. Короче, нет у нас ни того, ни другого. Зато специалистов в сфере турбизнеса готовят четыре саратовских вуза. Но в их услугах регион, к сожалению, не нуждается. Так что выпускники находят применение своим знаниям в основном в турфирмах, работающих на выездной туризм, не имеющий отношения ни к нашему региону, ни к его экономике.

Притом, что в области есть на что посмотреть и что показать, считаться нормальной такая ситуация не может. Поэтому время от времени на мероприятиях разного уровня она обсуждается, но опять же, к сожалению, без особых последствий. Так, не далее как в июле в облдуме был проведен круглый стол по теме «Развитие туризма. Перспективы и проблемы». В слушаниях участвовал и региональный министр спорта и туризма Владимир Пашкин. Он попытался рассказать о состоянии дел в сфере туризма. Но рассказывать особо было нечего. В регионе работает 11 туроператоров и около 150 турагентств, но работают они преимущественно на выезд, то есть укрепляют кошельками наших туристов экономику других стран. А вот внутрирегиональный туризм практически не развивается, и, по словам Владимира Пашкина, его потенциал задействован не более чем на 20%. Он, кстати, тоже нормальной такую ситуацию не считает. Но, поскольку министр он относительно новый, к нему можно отнестись щадящее и не перекладывать на него бездеятельность прежнего главы туристического ведомства. А вот последствия ее разгребать предстоит, похоже, именно ему. И не исключено, что отчет в этом он себе отдает. Иначе не говорил бы, что при наличии большого количества интересных мест в нашем регионе мы имеем нелегкую ситуацию упущенных возможностей. И это так – у нас одна только Волга могла бы «принимать» туристов со всего мира, но ведь, что интересно, и Волга в этом плане практически не задействована.

Как раз по теме «туризм и Волга» представители турбизнеса собирались на другое аналогичное думским слушаниям мероприятие, прошедшее ранее, в марте этого года. Точнее, тема была заявлена так: «Туристическая инфраструктура Саратова и Саратовской области», но река проходила по ней сквозной красной нитью. Что, в общем-то, понятно, поскольку «Волга» и «туризм» по идее и должны проходить в связке. Ведь, если подумать, Саратову в этом плане необычайно повезло, поскольку наличие на территории региона великой русской реки уже само по себе должно служить мощным толчком к развитию туризма. Но почему-то не служит. И, как считает активно выступавшая на этом круглом столе директор турагенства «Волга-наследие» Светлана Тимошок, главной причиной туристического застоя является практически полное отсутствие интереса к этой теме местных властей. Турбизнес в принципе не рассматривается в качестве одного из способов пополнения региональной казны. Собственно, на том мартовском круглом столе так и было сказано: «Правительству Сарптовской области на туристов, которые везут в область деньги, глубоко плевать». Но никто из правительства этого не слышал, потому что ни один чиновник на это мероприятие не пришел. Министр спорта и туризма, кстати, тоже не пришел.

А теперь, собственно, о Волге. Когда-то межрегиональный туризм в виде круизов по Волге широко практиковался. В настоящее время количество подобных туров резко сокращается, и с первого взгляда даже не сразу поймешь, какие причины здесь превалируют – субъективные или объективные. Скорее всего, и те, и другие. Например, как рассказывал председатель Совета директоров ОАО «Пассажирское речное пароходство» Александр Тимошок, в Саратове сейчас теплоходы на причалах долго не стоят – причаливают, быстро забирают пассажиров и плывут себе дальше. Главная причина в этом – установленная муниципалитетом высокая плата за стоянку, из расчета 1,6 тыс. за первый час, и далее в зависимости от метража судна. Так что у туристов, плывущих на туристическом теплоходе по Волге, возможности погулять по Саратову практически нет. Максимум на что они имеют время – погулять вокруг Троицкого собора, и быстренько назад, на теплоход, а то уйдет без них. Но городу-то выгодно, чтобы люди погуляли именно в городе, и именно в Саратове потратили свои деньги. А они будут тратить их в других городах, расположенных вверх и вниз по Волге, где плата за причал более щадящая или вообще отсутствует. В Ульяновске, кстати, несколько лет назад, так же как и в Саратове, ввели высокую плату за стоянку на причале. Теплоходы, с учетом этого обстоятельства, швартоваться в Ульяновске практически перестали. После чего ульяновские власти спохватились и плату за стоянку резко снизили, но теплоходы по привычке продолжают проходить мимо Ульяновска.

В Саратов пока заходят. Но, как уже говорилось, ненадолго. По подсчетам саратовского бюро путешествий, в прошлое лето в круизах по Волге приняли участие 82 тыс. человек. Но на осмотр Саратова у них времени практически не было. А если бы эти 82 тыс. туристов оставили в Саратове хотя бы по тысяче рублей, в город бы притекло 82 млн., с которых в бюджет были бы уплачены налоги, и, значит, бюджет бы существенно пополнился. Но, к сожалению, этого не произошло. Так что, как считают специалисты в сфере туризма, надо бесплатно давать теплоходам причальную стенку, это стимулировало бы их останавливаться в нашем городе надолго, может быть, даже и с ночевкой. А вообще-то были времена, когда теплоходы стояли в городе с 10 утра до 6 вечера. Сейчас же, откуда ни посмотришь на причал, он вечно пустой. Да и группы туристов встречаются в городе крайне редко. В общем, туризм не только не развивается, но и идет на спад. Нашим властям действительно неинтересно развитие туризма в регионе?

Судя по исполнению и финансированию ОЦП «Развитие туризма в Саратовской области», это весьма близко к истине. Напомним, из 16 запланированных миллионов программа была профинансирована вдвое меньшей суммой, то есть это очень смешное финансирование. Особенно если сравнить с аналогичной нижегородской туристической программой, на которую нижегородские власти не пожалели 2 млрд. 977 млн. рублей, и где из них 1,5 млрд. составили деньги нижегородского регионального бюджета, остальное проистекало из внебюджетных источников. Последнее обстоятельство указывает на то, что бизнес не чурается вкладываться в туризм, и это значит, что он действительно приносит неплохой доход. В нашем же саратовском случае о внебюджетном финансировании даже речи не идет, что в очередной раз указывает на то, что туристического бизнеса у нас в принципе нет. Как нет и туристической инфраструктуры. То есть нет ни развитой гостиничной сети, ни приемлемой сети общественного питания, а есть, как констатирует областной министр спорта и туризма, «ситуация упущенных возможностей». Но как упущенное наверстывать, пока, кажется, никому не ясно.

Июльский круглый стол по теме туризма в облдуме, о котором говорилось выше, был далеко не первым подобным мероприятием. Интерес к сфере туризма на законодательном уровне нет-нет, да и вспыхивает. Помнится, еще несколько лет назад депутаты добросовестно пытались нащупать в Саратовской области какие-нибудь свежие туристические маршруты. Весело так пытались, фантазировали, например, по поводу деревни Лох. Припоминали, с учетом школьных знаний по истории, какими тропами «гуляли» по здешним местам Емельян Пугачев и Степан Разин. Но, как это часто бывает, дальше фантазий дело не пошло. Это, в принципе, для нас нормально и привычно, но, с другой стороны, если фантазии не имеют тенденцию к воплощению, почему бы не воспользоваться хорошо забытыми старыми туристическими тропами? К примеру, когда-то и в Хвалынске, и в Вольске останавливались теплоходы, они стояли там часами, и туристы могли вдоволь нагуляться по этим старинным и очень интересным городам. Сейчас же там даже причалов нет. Напомним, в областной туристической программе реанимация хвалынского и вольского маршрутов была обозначена как подлежащие исполнению мероприятия, но ведь они так и осталось неисполненным. То же касается и множества других «благих намерений», до которых не доходят ни руки, ни деньги. Еще раз повторим: 8 млн. за 3 года на туризм – это даже не смешно, это просто нелепо. Это значит, что ни законодательной, ни исполнительной властям сфера туризма в принципе не нужна. Дело даже не в том, что представители власти, как правило, предпочитают отдыхать за пределами Саратова, да и вообще за пределами России, и лично для себя регион не рассматривают как туристический объект. Дело в том, что власти в принципе не рассматривают область как территорию, где могла бы развиваться туристическая сфера, приносящая доход в региональный и муниципальный бюджеты. Так что, скорее всего, пока местные власти не докажут свой интерес к туристической деятельности, регион не сможет рассчитывать на транши из федерального бюджета в рамках федеральной программы развития туризма. На реализацию которой, напомним, выделяется беспрецедентная сумма в 96 млрд. руб. Жаль, потому что при потенциальных возможностях-то нашего региона он, наверняка, мог бы на что-то рассчитывать. (sarbc.ru)