Минтранс пообещал авиакомпаниям поддержку
Минтранс представил пакет мер по поддержке авиакомпаний, который должно утвердить правительство. Ведомство предлагает ввести полуторагодовой мораторий на пошлины на иностранные самолеты и запчасти, а авиакомпаниям перейти на прямые контракты с поставщиками топлива. Кроме того, Минтранс будет просить госбанки о выделении авиаперевозчикам кредитов госбанков под 14–16% годовых. Но механизмов реализации этих мер пока нет, беспокоятся перевозчики.
Меры по поддержке авиации обсуждались в пятницу на совещании у министра транспорта Игоря Левитина с участием пяти крупнейших авиаперевозчиков, нефтяных компаний и профильных ведомств, включая Минфин. Главным вопросом стало обеспечение текущей деятельности авиакомпаний: поставщики топлива отказываются заправлять их в долг и грозят прекратить поставки, а банки уже не выдают кредитов. По словам участника совещания, представители нефтяных компаний сказали, что под госгарантии согласны начать переговоры о возобновлении товарного кредита авиакомпаниям, но только при заправке по прямым контрактам, а не через топливно-заправочные компании (ТЗК). В сообщении Минтранса говорится, что «участники совещания согласились с предложением о целесообразности заключения долгосрочных прямых контрактов». Об этом же докладывал вчера президенту Дмитрию Медведеву вице-премьер Игорь Сечин, напомнивший об идее лишить ТЗК права перепродажи топлива и предложении создать сеть альтернативных ТЗК. Правда, обеим идеям уже почти год – их предлагал еще в прошлом декабре Минтранс.
Больше всего авиакомпании интересовало, получат ли они на льготных условиях кредиты в госбанках. На этот вопрос ответа пока нет. По словам участников совещания, Игорь Левитин говорил, что рекомендует госбанкам кредитовать авиаперевозчиков по ставке не более 14%. В сообщении Минтранса речь идет уже о ставке рефинансирования ЦБ+5%, то есть о 16%. «Можно представить, до какого уровня ставка вырастет к моменту выделения кредитов», – сказал участник совещания «Коммерсанту». Окончательное решение о выделении кредитов и о размере ставок будет приниматься самими банками. «Кредиты получат только крупнейшие», – честно предупреждает чиновник Минтранса. Больше всего порадовало перевозчиков предложение об отсрочке на 18 месяцев по уплате пошлин и НДС за иностранные воздушные суда и запчасти, а в среднесрочной перспективе – об отмене пошлин для лизинговых самолетов при заключении соглашения с Объединенной авиастроительной корпорацией на поставку российских аналогов. По словам участников совещания, представители Федеральной таможенной службы (ФТС) подтвердили, что не возражают, но предупредили, что оформление этих мер может занять до нескольких месяцев.
Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак уверен, что быстро снять пошлины можно – распоряжением правительства, которое может сказаться уже на следующей неделе: поставки из-за рубежа идут постоянно. Гендиректор UTAir Андрей Мартиросов напоминает, что речь идет о предложениях, обсуждавшихся с премьер-министром Владимиром Путиным еще в начале сентября: самолеты будут приобретаться лизинговой компанией-партнером ОАК, а затем передаваться авиакомпаниям. «Но схема с появлением в цепочке еще одного участника в виде ОАК пока не разработана», – отмечает г-н Мартиросов.
«Снятие пошлин – хоть и запоздалая, но необходимая мера», – резюмирует г-н Рыбак. А вот рекомендации Минтранса о кредитовании не будут иметь отношения к реальности, пока правительство распоряжением не обяжет госбанки кредитовать перевозчиков. «Минтранс – не кредитный комитет банков и не ЦБ, и нам неясно, как банки воспримут эти рекомендации», – соглашается Андрей Мартиросов. По его словам, банкиры пока тоже не имеют представления о механизме кредитования авиаперевозчиков в условиях кризиса. «Мы не раз были свидетелями, как бюрократы могут замотать любое государственное решение, в том числе и президентское», – предупреждает Борис Рыбак.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Виктория Шамликашвили
ITS, генеральный директор
«Петербург рискует потерять репутацию лучшего туристического города России»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»