Тревелпорт

Круизные операторы объединились в ассоциацию, чтобы вместе бороться с недобросовестными продавцами

Операторы по морским круизам объявили вчера на пресс-конференции в «Интерфаксе» о создании Ассоциации круизных операторов (АКО). Как объяснил президент АКО и глава круизного центра «Нептун» Валентин Елисеев, цель нового объединения – популяризация и компетентное продвижение морских круизов, борьба с недобросовестными продавцами, из-за которых страдают и туристы, и надежные туроператоры.

Помимо «Нептуна» в новую ассоциацию вошли компании «Виа Марис», «ВИП круиз», «Инфлот» и «Магазин круизов». Поскольку все они входят в РСТ, АКО будет работать под эгидой союза.

Г-н Елисеев подчеркнул, что ассоциация открыта для всех добросовестных и ответственных продавцов круизов. По словам генерального директора компании «ВИП круиз» Гайка Лазаряна, уже разработан и наполняется контентом сайт ассоциации acorf.ru, где будет размещаться вся актуальная информация о ее деятельности.

Как заметил Валентин Елисеев, в последнее время проблема защиты туристов от недобросовестных продавцов круизов становится все более актуальной. И рассказал, как летом 2014 года некая компания Royal Caravella предложила круиз по Черному моря из Сочи – без виз и загранпаспорта. У специалистов возник вопрос: Royal Caravella не входит в реестр туроператоров, зарегистрирована в американском штате Делавер. Единственный контакт владельца – мобильный украинский телефон и электронный адрес на бесплатном почтовом сервере. Постепенно выяснилось, что нет подтверждения о заключении контракта на фрахт, факта полной оплаты фрахта, а в расписании захода судов в порт Сочи до конца 2014, лайнер под названием Gemini, который рекламировала компания, не значится.

«Все выглядело очень похожим на аферу, – сказал г-н Елисеев. – С точки зрения потребителя я бы насторожился. Однако туристы не обязаны знать такие нюансы, они просто верят рекламе. Более того, этого не знают и многие агенты. В итоге круизы не состоялись, хотя часть туристов заплатили деньги».

О другом случае обмана туристов рассказала исполнительный директор АКО и директор по маркетингу компании «Виа Марис» Елена Карманова. Весной 2014 года в Петербурге по круизным операторам ходила дама, забронировавшая в интернете у непонятной иностранной компании из Кот д’Ивуара круиз для 90 человек на лайнере Costa Magica. Она просила оформить для своих туристов шенгенскую визу, но туроператоры отказывались, так как было непонятно, у кого куплен круиз, а обозначенные в явно липовом подтверждении даты не совпадали с реальным расписанием этого лайнера. В результате продавец пропал, а туристы потеряли деньги. Еще один россиянин, по словам г-жи Кармановой, забронировал в онлайне круиз из Токио и не смог оформить для него визу, так как консульство потребовало оригинал приглашения от японского туроператора.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина заметила, что в последнее время в РСТ все чаще и чаще обращаются пассажиры круизов, столкнувшиеся с проблемами при попытке получить услугу. Как правило, эти проблемы связаны с визами. «Чтобы отправиться в средиземноморский круиз, чаще всего нужна шенгенская виза как минимум с двумя въездами. Тем не менее, туристы, которые появляются на борту с однократной визой – не редкость, несмотря на то, что консульства все чаще дают многократные длинные визы. Туристам в этом случае отказывают в посадке на борт. Но если круиз куплен у туроператора, он может решить проблему. Если же круиз куплен самостоятельно, задача нерешаемая», – подчеркнула г-жа Тюрина. Елена Карманова добавила, что в такой ситуации туроператор может обратиться в офис круизной компании, чтобы, например, сократить для этого клиента маршрут так, чтобы ему не понадобился второй въезд на шенгенскую территорию, либо пересадить его на другой лайнер, который не покидает шенгенскую зону.

По оценке членов АКО, суммарная емкость российского круизного рынка на сегодня составляет 50-60 тысяч человек в год. При этом 80-85% туристов бронируются у специализированных операторов, представляющих международные круизные компании. 10-15% идут на различные сайты в интернете. И 5% попадают к агентам, часто зарубежным, которые пытаются тем или иным способом «обхитрить» круизные компании, предлагая более дешевые круизы в обход правил.

Нередко встречается и другая проблема: туристы покупают круизы на различных интернет-площадках по тарифам более низким, чем у официальных российских агентов круизных компаний. Как рассказала Жанна Шайхуллина из «ВИП круиз», низкие тарифы – совсем не обязательно заведомый обман, они действительно существуют. Но предназначены, например, для жителей определенного штата США или специальных категорий пассажиров – пенсионеров, пожарных и т.д. При посадке турист должен подтвердить, что он относится к одной из этих категорий. Если не сможет, то ему предложат доплатить разницу между его спецтарифом и максимальной стоимостью круиза, которая может составить несколько тысяч долларов, а иначе не пустят на борт.

Валентин Елисеев также рассказал, что сегодня рынок морских круизов в нашей стране в целом сформировался и находится в более-менее устойчивом состоянии. Спрос на круизы лет 10 вплоть до 2011 г. бурно рос, процентов на 20-30% ежегодно. В 2012 г. немного откатился назад, наконец, стабилизировался и держится в этом состоянии, даже несмотря на влияние внешних и внутренних негативных факторов. 2013 год показал небольшой рост. Первое полугодие 2014 года спрос сохранялся на том же уровне, но вторая половина года, видимо, вернет продажи к цифрам двухгодичной давности. Глубина продаж в среднем составляет три месяца, но в последнее время несколько сократилась.

Самое популярное круизное направление круглый год – Средиземноморье. Летом второе и третье места занимают Северная и Западная Европа. Зимой – Карибы и Персидский залив, страны Юго-Восточной Азии.

 

Ирина Сафронова, специально для RATA-news