Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Qatar Airways продолжит экспансию в следующие пять лет

05:52, 20 декабря 2017

Первый прямой авиарейс Qatar Airways по маршруту Доха – Санкт-Петербург вчера совершил посадку в аэропорту «Пулково».

За 20 лет флот Qatar Airways вырос более чем в 25 раз, в 2017 финансовом году, закончившемся 31 марта, компания перевезла 32 млн человек. С 2011 г. в списке лучших авиакомпаний мира, составляемом ведущим агентством по оценке качества услуг в авиационной отрасли Skytrax, Qatar Airways занимает только первые или вторые места. В 2017 г. исследовательское агентство CAPA Centre for Aviation признало аль-Бакера лидером года в авиации.

Но в начале июня этого года по бизнесу Qatar Airways был нанесен серьезный удар: шесть арабских стран – Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Бахрейн, Йемен и Ливия – обвинили Катар в финансировании иранских террористических группировок, разорвали с ним дипломатические отношения и ввели транспортную блокаду. Авиасообщение между Катаром и этими странами было прервано, а Саудовская Аравия и Бахрейн входили в число важнейших рынков для Qatar Airways. Катарская авиакомпания потеряла 12% маршрутной сети и впервые за 20 лет не покажет рост; трафик аэропорта Хамада, по прогнозам аналитиков, упадет примерно на 2 млн человек.

Эта блокада ускорила появление в маршрутной сети Qatar Airways новых направлений, в том числе ежедневного рейса Доха – Санкт-Петербург. На борту Boeing B787 Dreamliner, прибывшего в «Пулково», присутствовал исполнительный директор группы компаний Qatar Airways, Акбар аль-Бакер. Накануне в интервью «Ведомостям» г-н аль-Бакер раскрыл секреты успеха авиакомпании и объяснил, почему вслед за Москвой Qatar Airways открыла рейсы в Петербург. Публикуем материал в сокращенном виде.

– Под вашим руководством Qatar Airways за 20 лет превратилась из маленького регионального перевозчика в глобальную авиакомпанию. В чем секрет?

– Мы подняли планку сервиса в перелетах. Были одними из первых, кто предложил раскладывающиеся до горизонтального состояния кресла в первом классе. Все остальные последовали за нами. Мы первая авиакомпания в мире, внедрившая полностью раскладывающиеся кресла в бизнес-классе, и все последовали за нами. Мы первыми в мире предложили лаунджи в бизнес-классе – в 2005 г. на наших самолетах Аirbus 340. И, конечно, все поступили так же. В этом году мы первыми в отрасли представили в бизнес-классе двуспальную кровать и возможность из нескольких соседних мест создать отдельные апартаменты, огородив пространство от остального салона. Мы на самом деле шли на шаг впереди. Наши продукты востребованы элитными пассажирами.

 

– Qatar Airways работает прибыльно?

– Мы были прибыльными несколько раз в нашей короткой истории. Но прибыльность авиакомпаний циклична, зависит от стоимости топлива, состояния мировой экономики. Сейчас наши результаты будут не такими, как хотелось бы, из-за нелегальной блокады со стороны наших соседей.

 

– Кто пассажиры ваших российских рейсов? Кто преобладает – россияне, путешествующие в Катар, или катарцы, летящие в Россию?

– Наши ключевые рынки для российского трафика – Китай, Индия, Сингапур, Гонконг, Катар и Кувейт.

 

– Если бы не блокада, из-за которой закрылась часть направлений Qatar Airways, вы начали бы полеты в Санкт-Петербург?

– Санкт-Петербург на самом деле уже какое-то время рассматривался как целевое направление, так как наши рейсы в Москву очень востребованы. Флот, который высвободился из-за блокады, позволил ускорить открытие этого направления.

 

– Как блокада ударила по вашим операционным показателям?

– Наш трафик не уменьшится по сравнению с прошлым годом, но и роста не будет. Мы потеряли 19 направлений, или 12%, нашей маршрутной сети.

 

– Уже успели заместить закрытые направления?

– В этом году откроем 26 новых направлений, хотя в предыдущие годы открывали в среднем по 15. Закрытые направления уже частично замещены, в этом году был сделан акцент в том числе на Восточную Европу – начаты полеты в Скопье, Прагу, Киев, Сараево, теперь Санкт-Петербург, количество частот в Москву выросло с 14 до 21 в неделю, в Варшаву – с 7 до 14 в неделю.

 

– В финансовом году, завершающемся 31 марта, ожидаете прибыль или убыток?

– Из-за блокады мы отчитаемся об убытке, такие обстоятельства не можем контролировать ни мы, ни любые другие авиакомпании. Невозможно сработать с прибылью в таких аномальных условиях. Возвращение наших рыночных позиций займет 2–3 года.

 

– А если блокаду снимут раньше?

– Если снимут, то, возможно, раньше. Но мы никогда больше не будем опираться на эти страны в нашей экспансии, которую продолжим в следующие пять лет.

 

– Сейчас флот Qatar Airways состоит из 190 пассажирских, 22 грузовых судов и 15 бизнес-джетов. Каким он будет через пять лет?

– Флот должен состоять минимум из 275 судов. И надо иметь в виду, что мы не только расширяем флот, а также делаем стратегические инвестиции в отрасль: Qatar Airways принадлежат 10% крупнейшей южноамериканской авиакомпании LATAM, свыше 20% IAG (владеет перевозчиками British Airways, Aer Lingus, Iberia и Vueling), 9,9% гонконгской Cathay Pacific, 49% второго итальянского перевозчика Meridiana.

 

– Другой перевозчик Персидского залива – Etihad – несколько лет владел Alitalia, потерял сотни миллионов евро: Alitalia в этом году обанкротилась. Нет рисков повторить эту историю?

– Я не считаю, что только потому, что Alitalia обанкротилась, Meridiana не сможет зарабатывать. Это новая авиакомпания, она сможет все сделать правильно и сможет учиться на ошибках Alitalia. В Италии недостаточно развитая международная сеть полетов, Meridiana заполнит этот вакуум.

 

– Возможно, что однажды вы купите пакет в российском перевозчике?

– Если будет возможность, если такая авиакомпания гарантирует хорошую прибыльность на инвестиции – да, почему нет?

 

– Есть кто-нибудь на примете? Например, ваш партнер по альянсу One World и кодшеринговым соглашениям S7 Group – сильный игрок, качественный актив.

– Это может быть даже «Аэрофлот». Почему нет?

 

– Не уверен, что российское правительство продаст пакет «Аэрофлота» иностранной авиакомпании.

– Все авиакомпании, где мы акционеры, когда-то были государственными. Но сейчас у них частные владельцы.

 

– Вы также являетесь гендиректором открытого в 2014 г. международного аэропорта Хамад, хаба Qatar Airways. Какова была ваша роль в его строительстве?

– Я был очень вовлечен в сам процесс строительства и дизайн аэропорта. Мы как авиакомпания очень хорошо знаем, что необходимо пассажирам. И именно это видение воплотили в Хамад. Аэропорту только три года, и все три года он признавался одним из лучших в мире. Хамад дает Qatar Airways очень эффективный, современнейший дом. Мы привлекаем больше пассажиров из-за высоких стандартов сервиса в аэропорту. Все больше людей хочет совершать пересадку в Хамаде.

 

– Qatar Airways управляет аэропортом. Нет конфликтов у аэропорта с другими авиакомпаниями? В России аэропорты, аффилированные с одной из авиакомпаний, – самые недружественные к другим участникам рынка, на этой почве не прекращаются конфликты.

– Мы управляем аэропортом так, чтобы он был всеобщей точкой притяжения для страны, а не для Qatar Airways. У нас есть регулятор, который следит, чтобы для всех перевозчиков поддерживался единый стандарт аэропортовых услуг.

 

– Американские перевозчики постоянно обвиняют авиакомпании Персидского залива, в том числе Qatar Airways, в нечестной конкуренции. Они утверждают, что перевозчики Залива субсидируются своими странами, оценивая объем помощи примерно в $3 млрд ежегодно.

– Мы субсидий не получаем. Эти обвинения возникают, так как мы навязываем американским авиакомпаниям очень серьезную конкуренцию. Они путают инвестиции в авиакомпанию с субсидиями. Если вы владеете бизнесом и ему необходимы средства для роста, вы их даете.

 

– Какие инвестиции получает Qatar Airways?

– Мы получаем средства в акционерный капитал для роста (в 2017 финансовом году правительство Катара выкупило допэмиссию авиакомпании на $489 млн. – «Ведомости»), для покупки самолетов (Qatar Airways самолеты покупает и через несколько лет эксплуатации в дальнейшем через дочернюю лизинговую компанию сдает в лизинг. – «Ведомости»). Но это не происходит каждый день, и это не субсидии на покрытие убытков. Вы один раз инвестировали в бизнес, и дальше он работает сам. Но нужны деньги, чтобы его запустить.

Но американские авиакомпании получают по закону, который называется глава 11 [американского Кодекса о банкротстве], вот это на самом деле субсидии. Если вы плохо управляли авиакомпанией [в США], довели ее до несостоятельности, то для покрытия убытков вы идете банкротиться по главе 11. Это означает, что деньги, которые вы должны, можете не возвращать, а начинать с новой страницы. И это все по закону. По главе 11 авиакомпании получают правительственные гарантии [под кредиты на продолжение деятельности], их пенсионные обязательства принимает на себя государство. Я считаю это субсидией. Кто-то помогает вам, потому что вы плохо управляли авиакомпанией. Когда речь заходит о нас, а мы управляем Qatar Airways хорошо и правительство дает нам средства для развития, они называют это субсидией.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно