Интурмаркет с 1 октября

Корпоративные клиенты меняют зарубежье на Россию, но не отказываются от поездок

В Москве прошел 11-й международный ANTOR MICE workshop, организованный Ассоциацией национальных туристических офисов в России (АНТОР). После прошлогоднего юбилейного воркшопа, на котором собрались представители 129 компаний из 35 стран, нынешнее мероприятие уже не смотрелось столь же масштабным. Но заинтересованные посетители были, и немало.

По мнению председателя АНТОР, главы московского офиса Департамента туризма и коммерческого маркетинга Дубая Сергея Канаева, сегодня рынок переживает период затишья: «Конечно, люди не перестанут выезжать на деловые и инсентив-мероприятия. Но создается впечатление, что сейчас все выжидают, как будут развиваться события, перераспределяют свои силы. В любом случае, весь туристический рынок, включая MICE-сегмент, оптимизирует свою деятельность».

Традиционный вдохновитель и организатор АНТОР MICE workshop, руководитель Мальтийского управления по туризму в России, СНГ и странах Балтии Энтони Каруана назвал сомнения потенциальных участников худшей проблемой, с которой ему пришлось столкнуться в процессе подготовки воркшопа. «Когда мы открыли продажу рабочих мест, люди, во-первых, удивлялись, что мы вообще собираемся его делать, во-вторых, интересовались: а если мы все же участвуем, но у вас ничего не получится, вы вернете нам деньги?», – рассказал он в беседе с корреспондентом RATA-news. Но заявки потихоньку поступали, желающих становилось все больше, только в первую неделю после новогодних праздников присоединились порядка 20 участников. Некоторые компании дотянули до того, что уже не успели подать заявку.

Всего зарегистрировалось около 70 DMC-компаний, турфирм, отелей, национальных турофисов – чуть более половины от прошлогоднего количества участников. «Это очень неплохой показатель, учитывая ситуацию на рынке. Есть изменения и по составу: к сожалению, иностранцы больше испугались перемен, чем московские и региональные компании, поэтому зарубежных представителей было значительно меньше, чем обычно, особенно турофисов», – говорит г-н Каруана. Он особо подчеркнул поддержку мероприятия со стороны столичного Комитета по туризму и гостиничному хозяйству. «Сергей Шпилько также поставил перед нами амбициозную задачу – привлечь к постоянному участию в наших рабочих встречах зарубежные MICE-фирмы, чтобы они приезжали посмотреть, какие возможности предлагает в этой сфере Москва. Задача трудная, но выполнимая, особенно при поддержке комитета».

Интересно, что многие участники, опрошенные RATA-news, неохотно говорили на тему кризиса и его последствий для российской MICE-отрасли, буквально отделываясь общими словами либо вовсе отказываясь от разговора. Но нашлись и желающие рассказать о ситуации на рынке корпоративного туризма.

Представитель в России и странах СНГ турецкой компании Inventum MICE Екатерина Дзюбинская озвучила одну из явных тенденций: как правило, теперь клиент заменяет евро-страны на долларовые направления либо вообще переключается на Россию. «Корпоранты также урезают бюджет за счет уменьшения количества участников тура и длительности поездки», – пояснила она. Экономят и посредством переноса тура на более низкий сезон. Значительно выросло количество поездок по России, все чаще запрашивают Сочи, Санкт-Петербург, Крым, иногда Дальний Восток. Бывает, что отменяют заявленные, но еще неоплаченные мероприятия. «Как-то в декабре, на фоне резкого скачка валют, клиент отказался даже от частично отплаченной поездки: даже несмотря на штраф рад был получить обратно хотя бы часть оставшихся средств», – рассказала г-жа Дзюбинская.

Директор компании Compass Consulting Дмитрий Смирнов также отметил падение спроса на MICE-выезды, подтвердив изменение географии поездок в сторону внутреннего рынка. Сейчас в MICE-агентства поступает все больше заявок на Сочи, Калининград, Петербург, востребованы новые хорошие объекты в Подмосковье. «Инсентив тоже претерпел изменения. Спрос сохранился на поощрительные поездки для малых групп от 15 до 40 человек. Под них еще запрашивают экзотические страны – Южную Америку, Таиланд, Макао и другие. А вот мероприятия под группы от 200 до 1000 человек востребованы гораздо меньше, бюджеты многих компаний таких объемов сейчас не выдерживают», – уверен г-н Смирнов. Прошедший год он оценил как неплохой, но без прироста по сравнению с 2013, по Таиланду он прошел даже с увеличением объемов на 10-15%. В начале года хорошо шла Греция, но позже резко притормозила в продажах.

В калининградской компании Baltma Tours считают, что местный MICE-рынок менее подвержен колебаниям, чем тот же московский, так как не проводит крупных корпоративных совещаний и прочих масштабных мероприятий. Большинство поездок рассчитано на 1-2 дня. «Но мы активно взаимодействуем с MICE-агентствами Москвы и Питера. Судя, например, по откликам московских коллег, география таких поездок крайне сузилась, бюджеты тоже – ведь теперь за те же услуги, что и год назад, приходится платить в два раза дороже», – обратил внимание исполнительный директор компании Михаил Друтман. С другой стороны, раньше в январе корпоранты Калининград как место для мероприятий даже не рассматривали, а сейчас собрались две большие группы из Москвы. Г-н Друтман уверен, что в целом подобных мероприятий не стало меньше, просто теперь народ выбирается скорее не в Италию или Монако, а в Турцию или хотя бы Подмосковье. «Обычно в Калининград приезжали на пять дней, заказывали экскурсии и гала-ужин, теперь берут только два дня, целиком посвящая их работе», – продолжает Михаил Друтман. По его компании год прошел несколько хуже 2013-го, который был лучшим за все время существования Baltma Tours.

Существенную переориентацию корпоративных клиентов на внутренний рынок отмечает и директор по маркетингу и продажам курорта «Роза Хутор» Ольга Филипенкова. «Хотя многие компании при этом сокращают общее количество мероприятий, но не отказываются от них полностью. Не наблюдаем пока и значительного сокращения бюджетов. Курорт востребован», – сказала она. И действительно – к столу «Розы Хутор» на воркшопе постоянно подходили посетители.

В отличие от сочинского курорта работающие на выезд операторы столкнулись с сильным снижением турпотока по любым видам туров. Генеральный директор компании «Альцес» Игорь Чуканов ощущает спад числа клиентов в Польшу по итогам 2014 года в два раза и, в первую очередь, по инсентив-программам. В то же время спрос на деловые поездки, посещение выставок сохранился. «Но и здесь с бюджетом поступают очень аккуратно: берут отели ниже классом, отправляют меньше сотрудников», – пояснил он. Г-н Чуканов считает главным в это кризисное время сохранить налаженные годами связи с иностранными партнерами. К тому же Польша все равно остается привлекательным MICE-направлением для россиян, предлагая комфортную атмосферу, близкую дорогу, выигрывает она и по ценам в злотых. «Со второй половины января запросы возобновились, но реальных бронировок почти нет, упала и глубина продаж», – уточнил Игорь Чуканов.

«Уже видна тенденция к выбору для проведения мероприятий безвизовых направлений, популярными становятся Турция, Израиль, Латинская Америка, Индия. Запрашивают и страны СНГ, например, Грузию. По другим – чувствуется спад, резкое падение на 30% пошло с сентября. Особенно снизились объемы по Португалии, Мальте, Хорватии, а вот Италия хоть и упала, но все равно остается востребованной», – поделилась менеджер по маркетингу компании DestiCo Елена Тузинец.

Специалист по продажам компании Tumlare Corporation Серджио Бедини говорил о чуть менее существенном спаде – около 20%, на первое место среди влияющих на продажи факторов он поставил замену направления. Теперь российские корпоративные клиенты скорее выбирают бюджетные страны, например, Египет и Турцию, нежели скандинавские государства, на которых специализируется компания. «Финляндия в целом пострадала больше, чем Скандинавия, но по ней и объемы были крупными, вот сокращение и заметнее. Клиенты просят сделать поездку проще, сокращают ассортимент экскурсий, уменьшают количество ночей. И все же мы надеемся, что конфликт с Европой скоро закончится, тогда все быстро наладится», – заключил г-н Бедини.

По мнению директора представительства Польской туристической организации Анджея Сераковски, «друзья познаются в беде». Он нисколько не сомневался в необходимости принимать участие в АНТОР MICE воркшопе, так как уверен, что именно в тяжелое для экономики время такие мероприятия крайне важны: надо разговаривать с партнерами, вместе искать выход, где возможно – снижать цены. «На открытии воркшопа Сергей Шпилько сказал, что нынешний кризис, с одной стороны, это большая нагрузка на туристический рынок, немногие ее выдержат. Но те, кто выдержат, получат дополнительные шансы на развитие. Подписываюсь под каждым словом», – подчеркнул г-н Сераковски.

 

Наталья Панферова, RATA-news