Таиланд
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

№5241

Марина Розанова: «Наши «заграничные» клиенты мотивируют санатории становиться лучше»

Многие их тех, кто привык ездить на оздоровительные курорты Карловых Вар, Венгрии, Австрии, из-за пандемии были вынуждены обратить внимание на отечественный санкур. Это дало новый толчок развитию санаториев, считает коммерческий директор компании «Профкурорт» Марина Розанова. В интервью RATA-news она рассказала, какие еще возможности сложный год открыл для санаторно-курортного комплекса.


- Сколько санаториев сейчас в портфеле «Профкурорта»?

- «Профкурорт» позиционирует себя как туроператор по оздоровительному отдыху и санаторно-курортному лечению в структуре Федерации независимых профсоюзов России. В этом комплексе 374 здравницы – санатории, пансионаты, дома отдыха, оздоровительные детские лагеря, расположенные в 65 регионах страны. Больше всего профсоюзных санаториев расположено в Кавминводах и в Сочи. Остальные рассредоточены по всей территории России.

Мы заняли узкую нишу санаторно-курортного оздоровления и от других туроператоров отличаемся тем, что располагаем базой собственных объектов. Сами можем разрабатывать программы, заниматься ценообразованием и продавать этот продукт централизованно через «Профкурорт».

- Какие регионы продаются лучше всего?

- Наша статистика здесь мало отличается от данных по внутреннему рынку в целом. Наибольший объем продаж приходится на Краснодарский край и Кавминводы. Так было и до кризиса, а сейчас эти тренды даже усилились.

Также стоит учитывать, что в Кавминводах у нас действует 26 объектов на 8 тысяч мест. Почти столько же мест в Сочи – благодаря санаторию «Адлеркурорт». Исходя из таких объемов, упомянутые два региона можно назвать основными.

- А какие санатории самые популярные в этих регионах?

- В Сочи – «Адлеркурорт» и «Металлург». В Кавминводах – базовый санаторий «Виктория» и «Целебный Ключ» в Ессентуках, «Родник» и имени М.Ю. Лермонтова в Пятигорске, «Нарзан» и «Москва» в Кисловодске, имени 30-летия Победы и «Эльбрус» в Железноводске.

- Какие из регионов, которые не считаются курортными, хорошо себя показывают с точки зрения уровня санкура?

- Высоким спросом пользуются курорты «Хилово» в Псковской области, «Краинка» в Тульской области, санатории «Красный холм» в Ярославской, «Серебряный Плёс» в Костромской, «Красная Пахра» в Московской, «Чувашия» – в Чувашии, «Ливадия» и «Бакирово» в Татарстане.

- Увеличивалась ли доля коммерческих продаж по сравнению с госзаказом в ваших санаториях?

- Именно такая задача перед компанией и стояла все последние годы. Все KPI у нас связаны с увеличением коммерческих продаж, поэтому мы давно начали автоматизацию и другие изменения. В итоге в Кавминводах, например, из 26 объектов осталось всего четыре, которые продают так называемые некоммерческие путевки, по госзаказу. Это санатории с большой коечной емкостью, которые нуждаются в ремонте. Отмечу, что, отказавшись от госзаказа, мы сохранили прежнюю загрузку. Это путь длиною в 13 лет.

Мы бы с удовольствием принимали отдыхающих за счет государства, но на это выделяется 1200-1300 рублей на человека в сутки. За такие деньги пролечить, покормить и обслужить клиента невозможно. Себестоимость может зависеть от региона, сезона и загрузки, но средняя цена должна быть примерно 2500 рублей. К примеру, сутки в санатории «Родник» в Пятигорске, где хорошо развита лечебная база и есть вип-корпуса, будут стоить от 2200 до 6000 рублей.

У нас сохраняются продажи через профсоюзы, где реализуют льготные путевки, но их мы также считаем коммерческими. Существует скидка 20% для членов профсоюза. Это надежный и стабильный канал, на него приходится 30% всех наших продаж, а остальное – коммерческие в чистом виде.

- Менялось ли отношение турбизнеса к санкуру в последние годы?

- С точки зрения продаж – не сказала бы. У любого крупного туроператора по России санкур в объеме продаж занимает примерно 14%. А если сравнивать разные варианты отдыха в России, то у санкура будет самый высокий средний чек. Мы вообще отказались от другого ассортимента в пользу санаториев. И у нас есть путевки на 17-21 день, только за такое время можно пройти полноценный курс лечения. Мы постоянно подчеркиваем, что максимально эффективно пролечиться за неделю-две просто невозможно.

- Как санатории реагировали на требования Роспотребнадзора в связи с пандемией?

- Роспотребнадзору пришлось оперативно реагировать на все происходящее, а ведь такая ситуация впервые. Мы все время были на связи, и к нам прислушивались. Не было случаев, чтобы у надзорного органа появился повод наказать санаторий.

После карантина некоторые объекты открылись чуть раньше, другие чуть позже – чтобы немного сэкономить. Мы и сейчас продолжаем жить в условиях экономии, в результате не отремонтировали то, что планировали, отложили это на год. Санатории должны соблюдать требования Роспотребнадзора, а это дорогое удовольствие. Пришлось поднимать цены в среднем на 5%. Те, кто цены не поднял – рискуют.

- Как в целом пандемия повлияла на продажи?

- Наша целевая аудитория – люди старше 50 лет. Они не всегда хорошо ладят с технологиями, порой поручают покупку путевки детям. Но те из них, кто раньше приходил в офис, нашли способ приобрести и оплатить путевку удаленно. Считаю это достижением. Объем прямых продаж у нас в период пандемии не снизился.

Мы пережили много трудных периодов, но такого, как в прошлом году, еще не было. Но я убеждена, что кризис дает новые возможности. Посмотрите, почти никто не может выехать на оздоровительные курорты Карловых Вар, Венгрии, Австрии и т.д. И многие, как только появилась возможность, отправились путешествовать по стране. Они выбирали более высокий уровень отдыха, полагая, что за рубежом сервис в целом лучше, чем в России. На этом фоне у нас хорошо загрузились все сочинские здравницы, которые прошли реконструкцию накануне Олимпиады. Эти объекты были востребованы летом, продаются они и сейчас.

Из-за пандемии многие не могут получить плановое лечение в стационарах по месту жительства, откладываются операции. Им особенно трудно в пандемию, нужна особая поддержка организма, которую как раз и могут дать наши санатории. Медицинские специалисты понимают ситуацию и индивидуально подбирают программы санаторно-курортного лечения каждому гостю.

Для тех, кто перенес Covid-19, подготовлены программы восстановления и укрепления иммунитета. Известны случаи, когда на фоне коронавируса хронические заболевания обостряются, требуется длительное восстановление. В таких ситуациях наши санатории тоже могут оказать серьезную поддержку.

Новые «заграничные» клиенты мотивируют санатории, заставляют соответствовать требованиям этой целевой аудитории. Мне совсем не хочется, чтобы мы повторили тот же путь, что и Крым после его открытия для массового российского туриста, когда в итоге было много негативных отзывов о качестве отдыха. Если нас критикуют, то нужно делать правильные выводы и улучшать обслуживание.

У туристов появились новые потребности – они хотят поддержать организм после болезни. Они поехали на наши курорты и увидели улучшения, которые там произошли. К примеру, люди, которые давно не были в Кисловодске, потрясены, насколько изменился город, каким стал парк, променады. Не говоря уже об изменениях в Сочи после Олимпиады. Там теперь даже таксисты могут приятно удивить сервисом.

- Насколько активно сами санатории участвуют в продвижении своих услуг?

- И «Профкурорт», и наши санатории не были такими уж прогрессивными с точки зрения видеоконференций и в целом онлайн-мероприятий, а в период пандемии жизнь всех нас заставила это освоить. Так мы смогли провести для агентов первый «рекламный тур на диване», где можно было пообщаться с главными врачами, начмедами, менеджерами по продажам и маркетингу санаториев в разных городах. Здравницы с большим желанием принимали в этом участие. Турагенты узнали много нового и хотят еще больше информации о медицинской составляющей санаторного отдыха, поэтому мы сейчас готовим цикл таких встреч.

На нас наконец-то обратило внимание и государство. Программа туристического кэшбэка очень помогла. Вторая ее часть дала более ощутимый эффект, нежели первая, поскольку условия уже не требовали наличие турпакета. В нашем случае еще и профсоюзные организации успели подключиться к работе. Получилось, что государство добавило к нашей скидке еще 20%. Таких путевок мы продали достаточно много.

Далее, поездки в санатории стали продавать туроператоры, которые прежде этим не занимались. Кто-то их опасается, но работать нужно со всеми, почему бы не попробовать. Кризис пройдет, а эти люди только увеличат свою стоимость на рынке труда, если освоят санкур – сложный, но безумно интересный продукт.

- Получается, вы активно готовитесь к жизни после кризиса…

- Думаю, что кризис закончится, и готовиться к новым условиям нужно уже сейчас. Ведь что произойдет? Те, кто не мог выехать за рубеж, туда и рванут – но не все. Кто-то все-таки поедет в наши санатории, и им нужно перестроиться под запросы таких гостей. С другой стороны, иностранцы тоже были заперты в пандемию. Почему бы не предложить им новый продукт, полечиться в Сочи или Кавминводах? Я мечтаю, чтобы туристы из-за границы поехали к нам, сейчас их доля в санкуре очень мала. Многие наши санатории вполне могут соответствовать высоким требованиям. Кому-то придется подтянуться в сервисе, но методики санаторно-курортного лечения у нас все же лучшие в мире!

- С каким количеством турагентств сотрудничает «Профкурорт»? Заинтересованы ли вы в увеличении таких партнеров? Какую комиссию готовы давать?

- Сегодня у «Профкурорта» около 3000 агентов в сфере туризма и около 2000 профсоюзных организаций. Мы постоянно работаем над расширением этих каналов продаж и привлекаем новых партнеров. «Игра» с агентским вознаграждением никогда не была для нас решающей. Со своими конкурентами-туроператорами мы предпочитаем соревноваться в клиентоориентированности, сервисе, автоматизации бизнес-процессов. Узкая специализация на санаторно-курортном лечении позволила нам привлечь на работу профессионалов, которые способны обеспечить агентам поддержку в продажах специфического продукта.

Мы хотим, чтобы первая мысль, которая возникает у сотрудника агентства, когда к нему обращается человек за санаторно-курортным лечением, была о «Профкурорте». Минимальное агентское вознаграждение составляет 10%. По каждому санаторию оно устанавливается индивидуально для каждого партнера. Действует система повышения агентского вознаграждения в зависимости от объемов продаж и условий сотрудничества. Максимальная комиссия для держателей жестких блоков в наших санаториях – 20%.

- Каким вам видится 2021 год с точки зрения продаж? Можно ли делать прогнозы?

- В августе прошлого года мы планировали, что первый квартал 2021-го в Кавминводах будет на уровне сезона-2019, но мы пока не дотянули до этих показателей. Наша целевая аудитория побаивается ехать, у людей нет денег. Тем не менее, по Сочи запланировали рост или как минимум показатели на уровне 2019 года. Новогодние праздники продавались хорошо, несмотря на ограничения, но надо смотреть, как рынок поведет себя дальше. Хочется верить, что к весне мы все же выйдем на какое-то плато, не будет роста заболеваемости, а к лету она пойдет на спад, что положительно отразится на спросе.

Наталья Рудакова, RATA-news

Ростуризм разместил для обсуждения правила выделения субсидий на программу кэшбэка

На официальном портале правительства РФ размещен для обсуждения проект правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидий акционерному обществу «Национальная система платежных карт» на стимулирование турпоездок по России через программу кэшбэка.

Документ разработан в рамках подготовки к третьему этапу программы возврата средств за приобретенные туры по России, который, как предполагается, стартует в феврале.

Правила, в основном, предусматривают прежние условия акции. Минимальный период проживания для участия в программе составит не менее двух ночей. Приобрести турпакет можно только у туроператоров, которые входят в единый федеральный реестр. Санатории смогут предложить свои услуги, только если они имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Турист должен приобрести путешествие в период действия программы, который определит Ростуризм. Оплатить его можно только через карту «Мир», зарегистрированную в программе лояльности. Срок возврата средств на карту не должен превышать пяти дней. Выплата осуществляется в размере 20% стоимости поездки, но не более 20 тыс. рублей за одну услугу на одну карту.

Но есть важное дополнение, которого не было в предыдущих этапах: Ростуризм сможет продлить период распродажи туров с кэшбэком, если выделенные на него субсидии не превысят бюджетных лимитов: «В случае, если совокупный размер выплаты за период оплаты не превышает объем лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства по туризму в соответствии с пунктом 7 настоящих правил, оно вправе установить очередной период оплаты», – говорится в документе.

Также Ростуризм будет вправе сократить период оплаты, если объем выплат на возмещения части затрат туриста достигнет выделенного ведомств лимита.

Как мы уже сообщали, Ростуризм на прошлой неделе разослал туроператорам, отельерам и санаториям предложения по участию в третьем этапе распродажи туров с кэшбэком.

«Думать нечего – надо участвовать»

Третий этап программы кэшбэка организуется в правильные сроки, полагает турбизнес и рассчитывают, что эта акция подстегнет продажи.

Согласно письму, разосланному Ростуризмом туроператорам, в рамках третьего этапа будут продаваться турпакеты, круизы и размещение в отелях вплоть до 20 июня 2021 года. Основные условия акции остаются прежними: продолжительность поездки не менее двух ночей, а размер возврата средств 20% от стоимости тура, но не более 20 тыс. рублей за одну операцию по одной карте. Оплатить путешествие необходимо картой «Мир», на нее же придет кэшбэк. Минимальная стоимость путешествия не ограничена.

Ни дата начала третьего этапа, ни окно продаж не известны. Однако в своем письме Ростуризм рекомендовал туроператорам подготовить предложения, в том числе, на 23 февраля, соответственно, как полагают на рынке, акция должна начаться до этого праздника. Это, по словам туроператоров, именно то время, когда бизнесу особенно нужна поддержка. Вот что они рассказали RATA-news.

Илья Кострикин, компания «Магазин путешествий», Москва: «Мы обязательно будем участвовать, это хороший стимул для продаж экскурсионных туров. Жаль только, что акция не охватывает однодневные программы. Они всегда востребованы, у нас их очень много, и кэшбэк здесь бы точно не помешал. Пока акция заточена именно на проживание. Мы обращались в Ростуризм с предложением включить и однодневные программы, и были уверены, что в ведомстве найдут решение этого вопроса, но ответа не дождались. Акция хорошая в принципе, но с обратной связью проблемы есть – ни до кого в Ростуризме не дозвониться, не достучаться, нам все время отвечают разные люди. Причем, дело не в однодневных турах, долго решаются даже чисто технические, рабочие вопросы. Нам, например, говорят, что не получили отчетность по второму кэшбэку, а мы ее еще полтора месяца назад отправили».

Елена Тимошина, компания «Калининградское бюро путешествий»: «Наши туры хорошо продаются розницей. И вроде как у нас нет необходимости участвовать в этой акции. Но, с другой стороны, она уже третья по счету, будут и следующие, значит, в любом случае механизм кэшбэка надо осваивать. Это новый технологический уровень, и мы не хотим отставать от рынка. То есть сначала мы себе сказали «нет», но окончательное решение по участию в кэшбэке все-таки пока не вынесли».

Андрей Михайловский, компания «Инфофлот», Москва: «Это будет наше первое полноценное участие в кэшбэке как круизного центра. В первом не участвовали агентства, а мы занимаемся в основном агентской деятельностью, во второй круизные компании вообще «не взяли», хотя они просили об этом Ростуризм. Эффект мы почувствовали уже в первом этапе, а сейчас, думаю, эта акция подогреет майский спрос. Она охватывает туры от двух ночей, то есть сюда попадают все круизы выходного дня. Наверняка, будут востребованы и другие программы. Получить 20% с тура – хороший стимул для туриста».

Анатолий Гаркушин, компания «Пантеон», Москва: «Мы бы очень хотели участвовать, нам акция представляется перспективной, но не знаю, успеем ли заключить договоры с отелями. Россией мы занимаемся не так давно, и позиция отелей сильно удивляет. Некоторые из них очень странно трактуют сотрудничество с туроператором. По их словам, цена на сайте отеля должна быть ниже, чем у оператора, и это якобы стандартная практика на российском рынке. Тогда непонятно, зачем туроператору вообще с ними взаимодействовать».

Елена Илькун, бюро путешествий «Казань»: Надеемся, что будем участвовать, но на все 100% пока сказать не могу. У нас в прошлую акцию был перенос сроков, сейчас мы документы отправили, но из Ростуризма нет ответа, что они получены, хотя уже прошел месяц. То есть у нас нет подтверждения. Система закрыта, на звонки в Ростуризме отвечают разные люди, которые, судя по всему, ничего не решают. Очевидно, что программа несовершенна, ее надо достраивать и обязательно отлаживать обратную связь.

Но сама акция очень нужная. Так что думать нечего – надо участвовать! Впервые появилась программа, которая дает реальную поддержку бизнесу. У нас отдача от предыдущих акций хорошая. В Татарстане многие компании просто не выставляли дорогие туры, спроса не было, а благодаря кэшбэку продажи пошли. Сейчас хорошо продаются «Три столицы», а также так называемая большая татарская кругосветка.

Дмитрий Богданов, санаторий «Знание», Сочи: «Прошедшими акциями мы довольны, поэтому в третьей обязательно будем участвовать. Полностью поддерживаю идею. По техническим вопросам есть ряд нареканий – мы их решаем в рабочем порядке с профильными сотрудниками. Чего точно не хватает, так это информационного сопровождения на федеральных каналах! А если акция стартует в феврале, рекламу точно уже надо начинать».

Светлана Ставцева, RATA-news

Перепадет ли иностранным туристам российская вакцина

Российская туриндустрия разрабатывает проект «вакцинного туризма», в рамках которого иностранцы смогут приезжать в Россию, чтобы сделать прививку от коронавируса. Больше всего запросов об организации подобных туров приходит из Юго-Восточной и Южной Азии, а также из Латинской Америки, где вакцины по-прежнему нет или отсутствует разнообразие препаратов, сообщили «Известия со ссылкой на генерального директора компании «Интурист» Виктора Тополкараева.

Решить эту проблему туроператор надеется при помощи организации специальных чартерных рейсов, которыми в Россию смогут прилетать целые группы иностранцев от 100 человек. «Мы изучаем транспортную логистику по доставке иностранцев, заинтересованных в вакцинации, ведем переговоры с медицинскими учреждениями, готовыми провести вакцинацию и предоставить дальнейшее качественное сопровождение организованным группам иностранных граждан, работаем с отельными объектами, заинтересованными в долгосрочном размещении групп на не менее чем 25 ночей для прохождения двух этапов прививки», – рассказал Виктор Тополкараев.

Сроки запуска программы пока не известны, уточнили в «Интуристе»: в первую очередь предстоит урегулировать все правовые вопросы и получить разрешение правительства. «Необходимо провести работу по определению правового статуса таких туристов и возможности проведения вакцинации иностранным гражданам», – пояснил Виктор Тополкараев.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина считает, что в нынешних реалиях сделать это практически невозможно. «Вакцины сейчас не хватает даже самим россиянам. Это только в Москве можно привиться без проблем, а есть регионы, где препаратов вообще нет. О каких иностранцах можно говорить? Более того, гражданам России предоставляют вакцину только после предъявления паспорта и полиса ОМС. А тем, кто приедет из других стран, что нужно будет показать? Да и сам факт приезда зарубежных туристов сейчас выглядит странным, так как границы в большинстве своем остаются закрытыми», – сказала г-жа Тюрина «Газете.Ru».

У главы компании «Свой ТС» Сергея Войтовича свои аргументы. «Авиабилеты сейчас дорогие, поскольку международных рейсов мало. Прививку делают в два этапа с промежутком в 21 день, значит отель нужен на 25-30 дней. Плюс переводчик, питание, виза, страховка. Итого – страшно сказать. То есть из бедных стран точно не поедут. А богатые решат проблему и без нас», – пояснил он RATA-news.

Прямого законодательного ограничения на вакцинацию иностранных туристов сейчас нет, сказали «Газете.Ru» в компании COREX Logistics, которая занимается доставкой препаратов со сложной логистикой в регионы России. Основные проблемы возникают с тем, чтобы внести их данные в систему.

«Обязательным условием для вакцинации в любого рода клиниках является внесение информации в ЕМИАС – Единую медицинскую информационно-аналитическую систему. Сейчас полноценной коммерческой вакцинации не существует, в том числе из-за текущего дефицита вакцины. В дальнейшем полноценная коммерческая вакцинация может открыться, однако прогнозы тут давать сложно из-за увеличивающихся контрактов на поставку вакцины за рубеж», – сказал директор по качеству COREX Logistics Виталий Шахназаров.

Необходимость обеспечения вакциной, прежде всего, россиян подчеркнули и в Госдуме. Заместитель председателя комитета по охране здоровья Николай Говорин считает, что после того, как все граждане РФ получат возможность сделать прививку, «вакцинный туризм» станет отличной идеей: «Ни в коем случае не должно получиться так, что мы платно предоставляем вакцину иностранным гражданам, а россияне не имеют возможности ее получить. Когда вакцинация будет осуществляться на таком уровне, что каждый желающий сможет ее получить, тогда можно задуматься об осуществлении «вакцинного» туризма. Тем более что в других странах действительно существуют очень серьезные проблемы с вакциной – в той же Прибалтике ближайшая возможность поставить прививку уже выпадает только на август-сентябрь. Понятное дело, что эти люди с удовольствием приедут к нам, чтобы приобрести вакцину раньше».

«Фокс-Экспресс»: курьерская доставка – быстро, надежно, безопасно

Качественная, быстрая и безопасная доставка документов и посылок по России – такова главная функция компании «Фокс-Экспресс», созданной в 2011 году. Перевозка осуществляется по принципу «от двери до двери».

Компания располагает собственными логистическими сетями. Головной офис находится в Москве, а в крупных российских городах работают 13 филиалов.

Сотрудничество с «Фокс-Экспресс» будет интересно и выгодно, в частности, отелям и гостиничным сетям. По их просьбе компания доставит по нужному адресу архивы, рекламные материалы, листовки, сувенирную продукцию. Воспользоваться услугами «Фокс-Экспресс» смогут и постояльцы гостиниц. Например, те, у кого запланировано посещение нескольких городов, а какие-то документы надо срочно доставить в офис. Или нет смысла везде возить все взятые с собой вещи, часть можно отправить домой. Некоторые отправляют чемодан и дальше едут налегке. И, конечно, курьерская компания заберет в отеле и доставит гостю забытые в номере вещи. Такие услуги многое скажут об уровне сервиса гостиницы.

Компания станет надежным помощником и для турфирм. Взаимодействие с «Фокс-Экспресс» снимает для них непростые организационные вопросы доставки каталогов, рекламных материалов и той же сувенирки. Так же, как и для пиар- и рекламных агентств, которым постоянно приходится решать проблемы перемещения из города в город не только маркетинговых документов, но и разнообразных, не очень удобных в транспортировке штендеров, ролл-апов, вывесок и прочего необходимого оборудования.

Многолетний опыт выработал у сотрудников «Фокс-Экспресс» способность быстро реагировать на обстоятельства клиента и решать задачи, максимально учитывая его интересы. Приоритетными для себя компания считает безопасность, конфиденциальность, оперативность и гибкость. Грузы специальным образом дополнительно упаковываются, их сопровождение осуществляется на всем пути следования с обязательным GPS-контролем водителей и курьеров.

Ценовая политика компании весьма пластична: отсутствует предоплата, допускаются отсрочка платежа или оплата посылки третьей стороной. Расходные материалы – конверты, пакеты, упаковка – предоставляются бесплатно.

У клиентов есть возможность заказать дополнительные сервисы, например, sms-оповещение, можно оформить на сайте компании многофункциональный личный кабинет, застраховать отправление, договориться о ежедневном заборе чего-либо в согласованное время. И с каждым клиентом работает персональный менеджер.

Презентация компании здесь.

fox-express.ru

Петра Хедорфер: «Будущее туризма – это баланс между экономикой и экологией»

Пандемия Covid-19 ускорила глобальные социальные и технологические изменения, в том числе и в туризме. Глава правления Национального туристического офиса Германии (DZT) Петра Хедорфер считает, что после завершения эпидемии определяющими для мирового туризма станут принципы устойчивого развития, напрямую связанные с балансом между экономикой, экологией и социальной ответственностью.

По данным UNWTO, все последнее десятилетие сектор туризма показывал неуклонный рост, обеспечивая социально-экономическое развитие и позитивную динамику в сфере занятости. «Однако такой подъем создал серьезные проблемы для экологической стабильности путешествий, потребления природных ресурсов и воздействия на изменение климата, – заявила г-жа Хедорфер. – Решить эти вопросы можно за счет ответственного восстановления туризма, которое будет зависеть от способности отрасли грамотно уравновесить потребности планеты, каждого отдельного человека и благосостояние общества в целом».

Глава DZT напомнила, что Германия занимает пятую строчку рейтинга SDG-Index («принципы устойчивого развития», принятые ООН на конференции по климату 2015 года в Париже) среди 166 стран. Именно Германия считается той страной, которая будет действовать наиболее эффективно против угрозы изменения климата в течение следующих пяти лет.


Уже сегодня, например, немецкий железнодорожный концерн Deutsche Bahn использует на внутренних маршрутах исключительно экологически чистую электроэнергию. Вместе с подразделением Siemens Mobility разрабатываются поезда на водородных топливных элементах, которые в перспективе заменят дизельные локомотивы, все еще курсирующие на некоторых маршрутах. Автобусный сектор Германии с уровнем выброса парниковых газов в 31 грамм на пассажирокилометр, уже сейчас претендует на звание самого чистого вида транспорта в сфере туризма.

Вспышка пандемии изменила и поведение путешественников. Как заметила Петра Хедорфер, недавнее исследование IPK, проведенное по заказу НТО Германии, показало их возросшую социально-экологическую ответственность и повышение интереса к отдыху на природе. Такой способ проведения отпуска является приоритетным для 55% респондентов. В последние годы примерно каждая пятая ночевка иностранных гостей была зарегистрирована в сельских регионах. Городской туризм также способен расти за счет комбинации активного отдыха вдали от городской суеты и, благодаря отличной транспортной инфраструктуре, коротких ознакомительных поездок в города.


Пандемия реформировала и многие бизнес-модели, которые ранее считались незыблемыми. Вынужденное замедление глобальных процессов создает пространство для инноваций и давно назревших фундаментальных перемен. Это относится и к сфере туризма. «Есть уверенность, что наша сфера деятельности возродится в новом качестве, – сказала г-жа Хедорфер. – И золотым ключиком к решению актуальных проблем станет устойчивое развитие».

Глава Национального туристического офиса Германии в России Алла Беликова поддержала коллегу: «В возросшем значении устойчивого развития в туризме мы видим новые возможности. На протяжении последних десяти лет стратегия внедрения принципов сбалансированного экологического развития обсуждалась и оформлялась на всех оперативных уровнях во всех подразделениях НТО Германии». Г-жа Беликова заявила также, что наблюдает возросший интерес к этой теме и в сегодняшней России. Она обратила внимание, что в рамках тематической кампании Feel Good у Германии есть немало предложений, соответствующих идеям устойчивого развития. «Мы готовы делиться наработанным опытом с российской стороной», – подчеркнула Алла Беликова.