Численность российских граждан, выехавших за границу в 2004 г. с целью туризма
№ 2004 |
Страна |
2004 |
2003 |
2002 |
1 |
Турция |
1445815 |
1038593 |
690098 |
2 |
Китай |
941032 |
687521 |
617130 |
3 |
Египет |
586375 |
368405 |
239712 |
4 |
Финляндия |
377067 |
327246 |
406236 |
6 |
Польша |
322030 |
422003 |
635451 |
7 |
Германия |
255954 |
278094 |
208977 |
8 |
Испания |
190891 |
168360 |
227870 |
9 |
ОАЭ |
175187 |
145796 |
172558 |
10 |
Италия |
156093 |
118981 |
149710 |
11 |
Франция |
138459 |
112149 |
87363 |
12 |
Чехия |
104783 |
51420 |
46484 |
13 |
Кипр |
104559 |
107290 |
139251 |
14 |
Греция |
100309 |
91404 |
89713 |
15 |
Болгария |
90949 |
73133 |
55485 |
16 |
Тунис |
87777 |
60130 |
22298 |
17 |
Таиланд |
80489 |
54803 |
40341 |
18 |
Великобритания |
66892 |
51551 |
38996 |
19 |
Хорватия |
50861 |
33493 |
44310 |
20 |
Австрия |
43829 |
28811 |
24170 |
21 |
Швейцария |
42352 |
44608 |
65684 |
22 |
Литва |
33131 |
35586 |
128887 |
23 |
Индия |
28342 |
12535 |
4231 |
24 |
Южная Корея |
24113 |
16463 |
16723 |
25 |
Израиль |
23641 |
26559 |
46469 |
26 |
Япония |
23041 |
17558 |
17170 |
27 |
Нидерланды |
22839 |
16348 |
16070 |
28 |
Швеция |
20612 |
14017 |
9623 |
29 |
Латвия |
19334 |
18963 |
25895 |
30 |
США |
19142 |
12860 |
12875 |
31 |
Дания |
17359 |
11909 |
12262 |
32 |
Венгрия |
17060 |
12772 |
10792 |
33 |
Сербия и Черногория |
16969 |
12880 |
18288 |
34 |
Мальта |
16333 |
14492 |
30541 |
35 |
Эстония |
16065 |
32981 |
6584 |
36 |
Норвегия |
14964 |
17064 |
13967 |
37 |
Мальдивы |
12914 |
2213 |
1276 |
Всего выехало с целью туризма |
6557116 |
5678447 |
5051305 | |
Общий выезд |
24506946 |
20571903 |
20428365 |
Как видно из таблицы, резких взлетов и падений на дальнем зарубежье было немного, что подтверждает тезис о стабильности рынка. Судя по всему, ценовые и чартерные войны между операторами играют на руку потребительскому спросу. Мы уже много раз говорили о несовершенстве российской статистики в области туризма, однако надо отметить, что на этот раз данные Федеральной пограничной службы во многом совпадают с ощущениями участников рынка.
Лидером роста в прошлом году стали Мальдивы, прибавившие почти 500%. Генеральный директор группы «Путешествуй!» Илона Кузьмина прибавку по своей компании оценивает в 300%. По мнению г-жи Кузьминой, успех связан с тем, что Мальдивы всегда были в передовиках по числу репиторов – повторных клиентов, которые сыграли ключевую роль в раскрутке островов. А из-за объемов продаж Мальдивы при сравнении с другими островными курортами - Сейшелами, Маврикием, Таити и другими - явно выигрывают в цене, оставаясь при этом немассовым направлением. По словам Илоны Кузьминой, из-за декабрьского цунами спрос на Мальдивы упал на 40-50%, но, судя по нынешнему состоянию продаж, к середине лета поток должен восстановиться. Во всяком случае, огромный интерес к этому направлению проявляют турагентства: рекламные группы закрываются задолго до даты вылета.
Индия тоже прибавила значительно – более 125%, в основном, из-за курорта Гоа. Однако по сравнению со скачком в 300% темпы роста замедлились, что, наверное, нормально: резкое увеличение спроса долгим не бывает, к тому же объемы продаж могут ограничиваться емкостью рынка.
Чехия, по данным Росстата, подросла более чем на 100%, но туроператоры с этими цифрами не согласны. То есть, увеличение спроса на этом направлении они подтверждают, но только на 30-40% - и по объемом продаж, и по количеству вылетевших бортов, и по их загрузке. Как считает генеральный директор компании «Тревеллэнд» Елена Ермакова, спросу способствовала активная реклама Чехии, в том числе чешского пива. Большое значение имеет и то, что, по сравнению с другими европейскими странами, Чехия остается одной из самых дешевых - 300-350 евро за недельный турпакет. «И, конечно, очень важно, что консульство Чехии в Москве во второй половине 2004 года работало, как часы», - говорит Елена Ермакова.
Австрия дала прирост в 51% - прежде всего, за счет горнолыжных туров. По мнению коммерческого директора компании «Мондо турс» Любови Чистяковой, в прошлом году пики спроса проявлялись в конце февраля – начале марта и в ноябре-декабре. С этим согласен генеральный директор фирмы «Асент-тревел» Борис Бурыкин: Он считает, что Австрия перетягивает на себя тех лыжников, которые научились кататься в Андорре, Словакии, Болгарии и хотя испытать себя на более сложных трассах. Кроме того, на австрийском направлении работает довольно много активных фирм, из-за чего случается демпинг. «Это плохо для бизнеса, но хорошо для потребителей», - говорит г-н Бурыкин. Сходятся туроператоры во мнении и относительно летней Австрии. Если экскурсионка всегда продается неплохо, то отдых на озерах Каринтии так и не смог раскрутиться на российском рынке – наши соотечественники предпочитают море.
Тунис, прибавивший 46%, тоже «сбросил обороты»: в 2003 году страна показала рост почти на 270%. Генеральный директор компании «Капитал-тур» Инна Бельтюкова предположила, что предыдущий всплеск был вызван выходом на Тунис фирмы «Пегас туристик», а турецкие технологии всегда вызывают оживление на каком-либо направлении. А генеральный директор компании «ВКО-тревел» Эллада Пискова считает, что Тунис не провел в России рекламную кампанию, которую заявлял, и это снизило интерес к стране, которая пока еще недостаточно известна.
Спрос на Италию вырос на 31%. Генеральный директор компании «ПАК групп» Илья Иткин рост летних продаж по фирме оценил в 27%, а вместе с зимними – до 40%. Итальянское лето продвигается все активнее за счет расширяющегося ассортимента отелей на всех курортах. И, оценивая работу на этом направлении, туроператоры непременно говорят слова благодарности в адрес консульства Италии.
24,6-процентному росту спроса на Болгарию, по мнению генерального директора компании «Солвекс» Ирины Петровой, способствовало две причины. Во-первых - серьезное развитие туристической инфраструктуры в стране, в частности, активное строительство гостиниц и на морских, и на горных курортах, что увеличивает емкость рынка. Во-вторых – открытие консульств Болгарии в Екатеринбурге и Новосибирске, что дало дополнительный импульс в продвижении этого направление на региональном рынке. Рост болгарских продаж по «Солвексу» Ирина Петрова оценила в 28%.
Франция выросла на 23,6%, и пока, по мнению туроператоров, по-прежнему, прибавляет за счет туров в Париж и индивидуальных программ. Горнолыжная составляющая в структуре спроса стала меньше – из-за несоответствия цены и качества. Как считает Любовь Чистякова, склоны во французских Альпах великолепные, лучшие в Европе, но отели безумно дорогие. В результате стандартный лыжный тур во Францию получается в два раза дороже, чем в Австрию и Италию при одинаковых условиях размещения. В частности, в 2004 году отмечен резкий спад на курорт Куршевель – мода прошла.
В прошлом году, наконец-то, перестали падать и даже прибавили Финляндия (+15,2%) и Испания (+13,5%). Илья Иткин считает, что спрос на Финляндию вернулся, потому что на российском рынке не так уж много предложений по семейному зимнему отдыху. Тем более что цены на этом направлении в последнее время не росли, а круг почитателей Финляндии давно сформировался. Вернулся спрос и на Испанию - как говорит Эллада Пискова, синусоида пошла вверх. Способствовало этому, в частности, внедрение системы «все включено» во многих испанских отелях 3-4* – между прочим, в ответ на пожелания именно российских туристов. Более того, гостиницы в Испании взяли на вооружение и другие факторы турецкого опыта – например, большую территорию отелей, серьезные анимационные программы и т.д., и при этом последние несколько лет практически не повышали цены. Также операторы по Испании отмечают улучшение работы консульства в Москве после приезда нового консула осенью прошлого года.
Из тех направлений, спрос на которые снизился, отметим Германию - минус 11%. По большому счету, туроператоры снижения своих продаж не ощутили, но, тем не менее, отмечают трудности оформления визы. По некоторым оценкам, примерно 20-25% пожелавших посетить Германию отказываются от этой идеи из-за необходимости ехать в Москву на собеседование.
Совсем немного – 5,4% - сбавила, по данным Росстата, Швейцария, но даже с этим малозначимым показателям участники рынка не согласны. Любовь Чистякова, напротив, отмечает, что интерес к стране растет, соответственно швейцарские фирмы начали активно искать партнеров в России. Тем более что визу можно получить за 1-2 дня, и никаких проблем с набором документов. В основном, едут индивидуалы в экскурсионные туры – горнолыжный отдых в Швейцарии в три раза дороже, чем, например, в Австрии.
Глава представительства Швейцарской национальной туристической корпорации в России Мария Макарова, комментируя цифры Росстата, отметила, что российская методика обработки данных пограничных служб немного отличается от швейцарской. В Швейцарии все въезжающие считаются в какой-то степени туристами, ведь они живут в гостиницах, питаются в ресторанах или кафе, совершают покупки в магазинах и т.д. Например, российские бизнесмены, приезжающие в эту страну по делам, непременно остаются на несколько дней, чтобы отдохнуть. Поэтому Швейцарская национальная туристическая корпорация в своей статистике не выделяет отдельно туристические и деловые поездки. «Наш статистический отдел еще не подвел итоги 2004 года, но по оценкам швейцарских и российских экспертов количество туристов из России как раз увеличилось на 3-4 % по сравнению с 2003 годом, - говорит Мария Макарова. - А количество ночевок - для нас это наиболее важный показатель - выросло на 5-7%. То есть россияне стали не только больше ездить в Швейцарию, но и остаются на более долгий срок».
В заключение отметим Эстонию, которая удивляет нас второй год подряд. В 2003 году страна сделал резкий рывок вперед, прибавив сразу 400%. А в 2004 выезд туда снизился в два раза. Директор компании «Интерцентр Альфа» Наталья Федорова объясняет это несколькими причинами. Спрос может сдерживаться соотношением евро к доллару: эстонская крона традиционно была привязана к немецкой марке, и сейчас в стране все цены указываются в евро. Вообще эстонские курорты минимум в два раза дороже соседних прибалтийских. Кроме того, у России и Эстонии слабое транспортное сообщение: Из Москвы ходит только один поезд, а их Петербурга состав на Таллинн вообще отменили. Самолет же резко повышает стоимость тура. Эстонская виза, после того как отменили срочную, оформляется семь дней, что тоже не способствует интересу к этому направлению. И, наконец, есть еще причина: в летнем турпотоке в Эстонию доля россиян невелика, и все гостиницы продаются, прежде всего, скандинавским операторам.