Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Артур Мурадян: «На спрос жалуются те туроператоры, которые гонятся за объемами»

06:12, 2 июня 2014

Эмиратская принимающая компания Al Khalidiah Tourism купила одного из старейших российских туроператоров, «Спейс Трэвел», в октябре 2012 года. Недавно «Спейс» стал членом Российского союза туриндустрии. О новой жизни турфирмы, о конкуренции между «массовиками» и «индивидуалами» и о планах на будущее RATA-news рассказал генеральный директор компании Артур Мурадян (фото).

- Вы довольны своим приобретением?

- Да, это было удачное решение и хорошее время для сделки – финансовая ситуация была еще спокойная и стабильная. Создать туроператора с нуля было бы сложнее. Стоимость всякой туркомпании – это goodwill, рыночная репутация. Мы купили фирму с хорошей репутацией у агентов, перестроили бизнес-модель, в остальном – покажет время. Пока нам удалось вернуть свою долю рынка, благодаря чему капитализация «Спейса» выросла вдвое-втрое. Увеличились оборот, выручка, прибыль, количество офисов, численность персонала.

 

- Но сейчас выездной туризм переживает не лучшие времена. Вы продолжаете расти?

- Как ни странно, да. Абсолютно мертвыми, как, наверное, у любого оператора, были вторая половина января и февраль. А март мы закончили лучше, чем в прошлом году. Причем это было связано не только с нашим основным направлением ОАЭ, но и с другими странами. У операторов, которые концентрируются на Эмиратах, картина другая. Отрезанными оказались не только январь-февраль, но и март, и даже апрель. Дубайские хотельеры, особенно представители «пятерок», жаловались, что Россия не дала достаточной загрузки на майские праздники. Хотя здесь проблема была и с перевозкой: Emirates сняла один дневной рейс в связи с ремонтом посадочной полосы. Туроператорам это дискомфорта не принесло, так как блоки у всех на ночном рейсе. А хотельеры недополучили более трех тысяч туристов, которым просто не на чем было лететь.

По другим направлениям. Видим колоссальный рост Вьетнама, это связано с тем, что мы используем перевозку «Вьетнамских авиалиний», которые субсидирует государство. Это позволяет авиакомпании чувствовать себя уверенно, несмотря на наличие конкурирующих чартерных рейсов. В целом май прошел на удивление неплохо. Сыграло роль и то, что мы вовремя добавили в ассортимент Грецию, Черногорию, Болгарию, курортную Чехию. Здесь продажи идут хорошо.

 

- Странно, многие туроператоры по этим направлениям как раз жалуются на спрос.

- Жалуются те, кто вложил большие деньги. А мы берем билеты у партнеров, за объемами не гонимся. Все же мы больше принимающий, чем отправляющий туроператор. Наши объемы отправки несравнимы с тем, сколько принимает Al Khalidiah. «Интаер», «Лабиринт», «Южный крест», «Пакс» – все это наши партнеры. Два года мы обслуживали туристов «Пегаса». И это я говорю только о «поточных» операторах, а компаний, делающих одно-два бронирования, намного больше. Благодаря этим связям к нам лучше отношение в плане кооперации, чем в среднем на рынке. Поэтому по лету у нас нет трудностей.

Плюс кредо «Спейса»: мы не работаем с партнерами в долг. Никаких длинных денег, кредитов и прочей «сладкой жизни». Известно, чем это заканчивается. У нас риск очень умеренный. В Мароккко, например, не ставим чартеры, как это делают некоторые большие туроператоры, стабильно теряя деньги. Мы подписали блок на рейсе Royal Air Maroc. Марокко – не чартерное направление. Там короткий пляжный сезон, своеобразная отельная база и большие расстояния между городами, что увеличивает стоимость экскурсий. К слову, наши туристы, наконец, заинтересовались и другими регионами, помимо курортного Агадира, стали брать познавательные туры и нестандартные программы с размещением в риадах. В 2013 году поток туристов у нас вырос примерно на 14% по сравнению с 2012 г., а в 2014-м планируем усилить свое присутствие на направлении и увеличить объем продаж еще на 30%.

 

- Вам повезло, что ваши основные направления выставляют цены не в евро.

- Да, а также в том, что подъем курса не произошел летом, иначе отток был бы гораздо больше. По Европе он ударил очень сильно. Ближний Восток и Азия не так затронуты, хотя, как я уже говорил, февраль был провальный у всех. Тогда казалось, что надо прекратить субсидировать авиакомпании и разумно сократить объемы, но мы этим вариантом не воспользовались. И оказалось, что сделали правильно. Сейчас, летом, мы очень комфортно работаем по Ближнему Востоку и Юго-Восточной Азии с Air Arabia, Etihad, Emirates, «Вьетнамскими авиалиниями».

 

- Чартеров у вас нет?

- Только Черногория сейчас. Это новое для нас направление, причем продается оно хорошо.

 

- Странно, оттуда ведь даже «Библио Глобус» в прошлом году ушел.

- А мы пришли с тем партнером, который выжил – «Р-Турс». Вот в Турции не нашли партнера, с которым могли бы выйти на направление, хотя рынок привлекательный. С Египтом также не работаем, несмотря на имидж туроператора по арабским странам. В Египте все-таки постоянно какая-то нестабильность, не хочется создавать себе трудности, если что-то произойдет. Зато у нас есть Катар, Оман, Иордания.

 

- ОАЭ – ваше основное направление, но летом на нем обычно спад.

- Думаю, летом спрос на этот продукт будет повышенный. Цены отели серьезно опускают. На деньги, которые ты платишь за пять звезд в Турции, можно слетать в Jumeirah Beach и получить сервис, который перекроет все турецкие отели вместе взятые. По спросу у нас лидирует Дубай, стабильна Шарджа. Абу-Даби растет за счет активного продвижения, прекрасных эвентов, таких как «Формула-1», и интересных объектов – парк Ferrari World, аквапарк Yas Waterworld. Единственное, чего там не хватает – пляжных отелей. А Рас-эль-Хайма создает отличную гостиничную инфраструктуру. Здесь столько плюсов! Обширная береговая полоса, небольшая удаленность от Дубая, плюс отели начали вводить систему all inclusive, благодаря чему туда полетел народ из регионов.

 

- Вы проводили акции по раннему бронированию?

- Конечно. Не в том объеме, как массовые туроператоры, но достаточном, чтобы значительно увеличить глубину продаж. Раннее бронирование, по-прежнему, актуально и для агентов, и для туристов. Мы поддерживаем спецпредложения отелей и авиакомпаний, а также поощряем стремление клиентов бронировать заблаговременно, когда можно выбирать из лучшего. У нас нет стремления быстрее получить дешевые деньги и приучать агента, что туры будут дешевыми – это лукавство. Мы сохраняем приоритеты – специализацию на качественном продукте высокой и средней ценовой категории. Хотя, конечно, добавили в ассортимент более демократичные отели.

 

- А как оставаться дорогим, если все демпингуют?

- Этот вопрос можно задать практически любому туроператору… В тот же Дубай цены на перевозку у всех одинаковые, цены отелей тоже почти одинаковые. Дальше вопрос – за счет чего можно снизить стоимость пакета? Приведу пример. Есть «Пятерочка» и есть «Азбука вкуса». Почему люди покупают в «Азбуке», хотя там бывают безумные цены? Ну не идти же в «Пятерочку», если нужен дорогой алкоголь. Аналогия понятна? Мы говорим агентам: 2* вы можете взять где угодно, на 3* цена у всех одинаковая. Но если нужна «четверка» или «пятерка», звоните в компанию с хорошей репутацией, специализирующейся на обслуживании клиентов определенного уровня, например в «Спейс Трэвел». Мы вкладываемся в обучение сотрудников, получаем всю свежую информацию об отелях, знаем все нюансы и тонкости продукта. По телефону подробно проконсультируем, составим программу. Мы берем качеством. Как и другие нишевые туроператоры. Мы лучше знаем продукт, чем массовые компании, которые формируют огромное предложение без учета нишевой конъюнктуры. В кризис качество продукта будет особенно важно для состоятельных клиентов.

 

- У «Библио Глобуса» тоже есть «пятерки».

- Но бронируют ли агентства у них дорогие отели? Если посмотреть у массового туроператора линейку гостиниц, то объем продаж «пятерок» будет ничтожно мал. Почему? Да потому, что сбой в работе на поточных двух звездах не опасен, а на пяти – недопустим, дорогой клиент уже никогда не вернется. Есть агентства, у которых несколько обеспеченных клиентов делают годовую выручку. А агентства не дураки, чтобы терять деньги. Не хочу сказать, что политика массовых туроператоров неверна. Она верна для них. Но для нас – не годится.

 

- Сколько в вашем объеме продаж отелей высокой категории?

- «Двушек» нет вообще, «трешек» процентов 15, «четверок» процентов 40, остальное – 5*. Но от страны к стране меняется ситуация. Большую часть «трешек» генерирует Вьетнам, так как «четверок» там практически нет, а «пятерок» единицы.

 

- Крупных туроператоров вы конкурентами не считаете. А интернет?

- По Эмиратам отелей в онлайне много, но предложения того же Booking.com значительно дороже, чем наши. Гостиницы пока понимают, что, если они не могут получить гарантированный стабильный поток из поисковиков, нет смысла задешево отдавать им номера. Пока они рассматривают системы онлайн-бронирования как дополнительный источник клиентов, не основной. Плюс у самостоятельных туристов нередко возникают сложности с визой, перевозкой. Так что, пока отели не готовы опираться на системы онлайн-бронирования, мы защищены. Кроме того, большая часть даже регулярной перевозки не выставляется в открытую продажу, не говоря уже о чартерах. А розничные билеты намного дороже любого операторского тарифа. Другое дело, что онлайн-ресурсы прилагают значительные усилия, чтобы привлекать новых клиентов, и интернет-бронирование становится все доступнее.

 

- С какой целью вы вступили в РСТ?

- Чтобы активнее участвовать в общественной туристической жизни. Есть ощущение, что грядут перемены, новые политико-рыночные веяния, и мы посчитали, что надо находиться вместе с теми, кто всегда защищал интересы турбизнеса. Мы видим, что работа в РСТ ведется активнее, чем в других некоммерческих объединениях.

 

- А какие грядущие перемены вы имеете в виду?

- Например, относительно взносов в «Турпомощь». Хотим, чтобы их брали по-честному. Сейчас что «Спейс», что, к примеру, «Пегас» платят одинаковые 100 тысяч, хотя обороты компаний несопоставимы. Должен применяться механизм нормального расчета платежа. Я заместитель председателя ревизионной комиссии «Турпомощи». Та сумма, которая сейчас собрана в компенсационном фонде, с одной стороны, внушительна. А с другой – возьмите месячный оборот любого оператора из топ-пятерки и станет понятно, что этих денег не хватит, если хотя бы два из них одновременно объявят дефолт.

Кроме того, считаю, что определенную ответственность отраслевой закон должен возложить на турагентства. Это несправедливо, что за все отвечает туроператор. Нужно разделить ответственность между участниками рынка, опираясь на законы о защите прав потребителей и об основах туристской деятельности, определившись с понятиями в части разрешения споров. Потребительский закон трактует все в пользу клиента, особенно в случае несостоявшейся поездки. Если мы терпим убыток в результате решения клиента или форс-мажора, должно быть правило возврата денег. При поддержке РСТ мы намерены активно участвовать в законотворческой деятельности.

 

- Скажите несколько слов о своих дальнейших планах.

- До Нового года несколько туроператоров обратили на нас внимание, предложив продать компанию. Но пока желания такого у нас нет. Моя стратегия: активный «жизненный цикл» компании – пять лет, дальше будет примерно понятно, куда двинулся туризм, возможно, к тому времени и мы переориентируемся. Я открыл компанию S3-team – это стартап на базе нашего IT-департамента, который стал отдельным юридическим лицом со своими кадрами. Он занимается IT-обслуживанием в сфере туризма.

Мы посмотрим, куда идет турбизнес, и останемся в том сегменте, который будет для нас оптимальным. Это будут либо вип-, либо индивидуальные туры. Есть же страны, где все индивидуально. Например, Иордания. Туда чартеры нельзя ставить, и там у нас есть шанс.

***

 

Справка

Артур Мурадян родился в Армении, в Ленинакане. В 1996 году переехал с родителями в ОАЭ, где его отец через несколько лет стал основателем одной из крупнейших принимающих компаний в стране Al Khalidiah Tourism. Закончил внешнеэкономический факультет Академии внешней торговли. Во время учебы полгода проработал в компании «Арт-Тур», где много почерпнул для нынешней работы. После окончания института был менеджером в автомобильной спортивной команде «Роснефти», затем несколько лет работал в аудиторских компаниях «большой четверки» Deloitte Touche и Ernst&Young. Оттуда ушел в «Газпромнефть». В феврале 2013 вместе с частью своей команды пришел работать в «Спейс Трэвел».

 

Юлия Батырь, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно