Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Сергей Стребков: «Там, где никто ничего не требует, не будет и сервиса»

08:06, 2 июня 2022

Весенняя чартерная программа «Интуриста» в Дагестан показала хорошие результаты. Загрузка бортов составила не менее 95%. В дополнение к этому туроператор вплотную занялся изучением потенциала рынка в Чечне. В конце мая были подписаны соглашения о развитии туризма с обеими республиками и Ростуризмом. По итогам поездки на Северный Кавказ директор департамента по внутреннему туризму туроператора «Интурист» Сергей Стребков рассказал RATA-news, когда ждать чартеры в Чечню, какой отдых на Каспийском море и что такое кавказское гостеприимство.


Сергей, почему «Интурист» не продлил на лето чартерную программу в Дагестан и не особо торопится ставить чартеры в Чечню?

– В Дагестане и Чечне мы работаем по одной схеме. Прилетаем, смотрим экскурсионный потенциал, делаем для себя выводы. Продукт по Дагестану мы запустили год назад, итогом этой работы стала чартерная программа на май. Мы придерживаемся мнения, что субсидированная чартерная программа должна увеличивать продолжительность сезона. На майские праздники она показала себя хорошо, но летом загрузка будет высокой даже без чартеров. Мы вернемся к этому вопросу во второй половине сентября и подумаем о программе на октябрь, когда начнется спад сезона. Не исключено, что чартерная программа по Дагестану будет продлена и на зиму. Это отчасти зависит от цен, которые дадут перевозчики. Благодаря поддержке Ростуризма и субсидированию таких рейсов, мы сможем предложить рынку продукт по привлекательной цене. Регионы Северного Кавказа будут интересны и востребованы даже зимой, поскольку климат в это время года также довольно комфортный. Это дает возможность развивать активные маршруты уже в другом, зимнем, ландшафте. К Чечне у нас точно такой же подход. Убежден, что древние сторожевые селения, горные озера, «грозненское море», ущелья и водопады там восхищают так же, как и в Дагестане.

Можно ли рассматривать пляжный отдых на Каспийском море как самостоятельное направление или это только дополнение к активным турам?

– Конечно, это самостоятельное направление, даже несмотря на то, что в Дагестане пока только 3% обустроенных пляжей. Приведу в пример Абхазию, куда люди массово едут уже много лет, хотя пляжи там в основном дикие, а городские практически не оборудованы. Там нет каких-то особых развлечений, а основной точкой притяжения является природа. При этом Абхазия сейчас в тренде, и это уже не самый дешевый продукт. В этом году там вводят пять новых отелей, которые претендуют на аудиторию высокого уровня. Абхазские гостиницы теперь не сильно отличаются по стоимости от комфортного размещения в Сочи, а некоторые начали использовать систему «все включено».

Каспийское море довольно мелкое, оно быстро прогревается. Это оптимальный вариант для отдыха с детьми. Сезон на Каспии также продолжается с мая по сентябрь. Если вы обратили внимание, то в новом отеле Azimut на берегу Каспия в Махачкале уже много семей с детьми. Экскурсионный и пляжный потенциал в Дагестане очень высок, и если в республику будут заходить сетевые инвесторы, как, например, Azimut, это существенно расширит возможности пляжного отдыха. Отмечу, что отельной базы там пока не хватает.

Кажутся ли вам проблемой те ограничения и культурные особенности, с которыми столкнется турист на Северном Кавказе?

– Мне понравилось, что местные жители в Чечне, к примеру, вообще не курят. На улицах Грозного чисто и красиво, приезжим самим не захочется портить эту атмосферу. Судя по обратной связи от туристов, побывавших в Дагестане, их смутила только недоступность алкоголя в период празднования Рамадана. Все магазины и отельные бары были закрыты. Пожалуй, это единственная претензия, которую мы зафиксировали. Причем жесткие ограничения продолжались лишь неделю, поскольку в Дагестане даже в Рамадан есть специализированные магазины, которые работают в штатном режиме. В Чечне их меньше, работают они только в определенные часы, алкоголь продают только туристам.

Насколько устраивает туристов местный сервис?

– У нас не было негативных отзывов о сервисе. Мне кажется, на Северном Кавказе отношение к туристу куда более лояльное, чем на нашем юге. Здесь отношение в отелях, магазинах, на улицах очень доброжелательное. Знаю, что существует стереотип, будто на Кавказе можно столкнуться с недружелюбным отношением, но на самом деле все наоборот.

Глава Ростуризма Зарина Догузова анонсировала инвестпроекты, которые получат господдержку в виде льготных кредитов в Дагестане. Речь идет о санатории «Каспий» и отеле «Кислород». Насколько эти объекты подходят вашим туристам?

– Учитывая пандемию, санаторно-курортное лечение в России в последнее время пользуется устойчивым спросом, и этот тренд будет продолжаться в ближайшую пятилетку. Люди поняли, что о здоровье нужно заботиться, поддерживать иммунитет. Сейчас весь санкур Кавминвод, Алтайского края просто забит. И спрос на него есть круглый год, турпоток постоянный. Сочи, к примеру, выигрывает только за счет того, что у них есть и лыжи, и санкур. Если бы у них был только санкур, то мы говорили бы о том, что им требуется увеличение емкости номерного фонда, потому что санаториев там остается все меньше и меньше. Их вытесняют спа- и wellness-центры для более обеспеченной аудитории.

Пока в Дагестане мало объектов размещения именно санаторно-курортного типа, но мы будем обязательно продвигать этот вид отдыха, тем более, что на него есть спрос. Реконструкция санатория «Каспий» в Дагестане позволит создать круглогодичный продукт. Мы уже обсуждали с министром туризма республики эту тему и пришли к мнению, что ее нельзя оставлять без внимания. В Дагестане есть минеральные воды, сероводород, другие ресурсы, которые можно использовать.

Как вы считаете нужны ли новые отели непосредственно в горах или удобно просто брать экскурсии из Махачкалы и Дербента?

– Думаю, что в горах вполне достаточно того, что есть сейчас. Чтобы избежать утомительных радиальных маршрутов, стоит делать тур с экскурсионкой в Махачкале на два дня с размещением в классифицированных объектах. Затем едем в Гуниб с одной ночевкой, там есть небольшие гостевые дома. Единственная проблема, что эти дома пока не классифицированы. Мы должны отвечать за качество продукта, поэтому хотелось бы работать исключительно с сертифицированными объектами размещения. Гостевой дом может даже не получить звезд, но мы должны быть уверены, что контролирующие органы изучили этот объект размещения. Мы и сами также обязательно смотрим, насколько клиент будет удовлетворен качеством услуг.

Легко ли министерства туризма в Дагестане и Чечне идут на контакт с туроператорами?

– Мы чувствуем, что им нужно сотрудничество с нами, это не для галочки. Они готовы собирать круглые столы с отельерами и местными туроператорами, гидами, решать какие-то проблемы. В Дагестане не до конца обустроены экскурсионные площадки, все находится в стадии становления, пока еще недостаточно хороших удобств, но радует, что коллеги работают над этим. Первый раз мы были там в марте, обратили внимание на какие-то моменты, которые необходимо исправить, а уже спустя два с лишним месяца ситуация изменилась – министерство туризма поработало над замечаниями. Это взаимонаправленное движение, поэтому успех здесь достижим. В Краснодарском крае и Крыму по некоторым объектам до сих пор нельзя говорить ни о радушии, ни об особом качестве обслуживания. Тем не менее, Черноморское побережье смогло это побороть там, куда пришел новый сервис, связанный с проведением Олимпиады. В регионе появились серьезные инвесторы, которые требуют неукоснительного соблюдения норм заявленного уровня сервиса. Там, где никто ничего не требует, не будет и сервиса.

Наталья Рудакова, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно