Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Жаль, что московские компании не обращают внимания на наш турпродукт»

08:07, 2 сентября 2008

Туристы все охотнее едут отдыхать в Самарскую область. У принимающих компаний, конечно, хватает проблем, однако они упрямо продолжают развивать свое направление – турпродукт того стоит. Мы беседуем с генеральным директором тольяттинского центра туристических программ «Пилигрим» Анной Тукмачевой (фото).

- Анна, едут ли россияне отдыхать в Самарскую область?

- По динамике продаж в нашей компании могу ответственно заявить, что турпоток в Самарскую область увеличился, причем довольно существенно. Если сравнивать с тем, что было года 3-4 назад, то в несколько раз. С начала этого года мы приняли около 5 тысяч человек, если считать с экскурсионными группами. Это процентов на 30 больше, чем за тот же период прошлого года.

- А как они у вас отдыхают?

- Я бы выделила четыре основных направления: круизы по Волге, отдых на Волге на турбазах и в пансионатах, санаторно-курортное лечение, экскурсионные туры, экскурсии и активный туризм.

- Круизы отправляются из Самары или из Тольятти?

- Возможны оба варианта, но больше, конечно, из Самары. Вообще Самара – один из наиболее насыщенных круизными судами город. Из Самары теплоходы отправляются вверх по Волге: Волжский Утес, Ульяновск, Болгары, Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Кострома, Москва, Пермь, Санкт-Петербург, Валаам – Кижи. И вниз: Винновка, Саратов, Волгоград, Астрахань, Ейск. Качество самарских круизов довольно высокое, потому и спросом они пользуется не только среди жителей области. Но нынешний сезон оказался для игроков круизного рынка как никогда тяжелым. Связано это и с большой конкуренцией, и с ежегодным удорожанием фрахта, а значит повышением стоимости путевок, и с незапланированным ростом цен на топливо. Наша компания не является фрахтователем, мы только «блочники», но в связи с ужесточением конкуренции май-июнь из-за недозагрузки рейсов пришлось работать без прибыли.

Если говорить о глобальных проблемах рынка речных круизов, то как никогда назрела необходимость строить круизные суда. Нужны соответствующие государственные программы, позволяющие размещать такие заказы на иностранных верфях без дополнительных налоговых обременений. Надо разрабатывать и поддерживать соответствующие лизинговые программы. И, конечно, надо системно развивать инфраструктуру речного судоходства: углублять русла рек, реконструировать и строить причальные стенки и береговые объекты.

В нашем регионе очень перспективно такое направление, как аренда яхт и прогулочных судов, этот вид отдыха пользуется все большим спросом. Но мешают ведомственные барьеры. Турбизнесу не удается наладить конструктивное сотрудничество с речным портом Тольятти. В прошлом сезоне под благовидным предлогом было отказано варенде офисных помещений на Речном вокзале всем туристическим компаниям. Работать на прием теплоходов стало труднее, пришлось снять с продажи и сборные речные экскурсионные прогулки по водохранилищу.

Сложные отношения складываются у турфирм с дирекцией национального парка «Самарская Лука». Турбизнес готов сотрудничать с парком, а вот оплачивать просто «кормление» - не готов. Сейчас пытаются «стрясти» с туристов деньги даже за проезд по федеральным трассам. И диалог пока не получается. А ведь Жигулевские горы и национальный парк «Самарская Лука» – самые красивые места на Волге, это надо использовать в благих целях.

- Тольятти явно повезло с природными ресурсами. Город стоит на Волге и буквально сморит на противоположный берег, где раскинулись Жигулевские горы.

- Мало того, город буквально погружен в лес, три его района разделены лесопарковой зоной шириной в 6-12 км. С советских времен в непосредственной близости от Тольятти расположилось множество турбаз. Еще несколько лет назад многие из них были заброшены, многие существовали в формате «удобства на улице». Но сейчас номерной фонд баз обновляется, строятся новые, и на очень достойном уровне. Туристов привлекает красота здешних мест, обилие лесов, которые смягчают летнюю жару, Волга в «шаговой доступности». Яркий пример тому – база отдыха «Энергетик», активно заявившая о себе в этом сезоне. Красивые срубы, сервис – достойный, территория прекрасно озеленена, даже украшена фонтанами. Одна из наших коллег, проведя на базе выходные, сказала: «Будто в Европе побывала – сервис и условия не хуже, только Жигули наши».Другой пример – более экономичная база «Ветерок»: цены соответствуют качеству, нареканий за сезон практически нет, и это притом, что работает практически со 100-процентной загрузкой в режиме «нон-стоп». Если раньше мы сотрудничали с пансионатами и домами отдыха «по запросу», то сейчас на самых популярных объектах мест на июль-август не хватает. Нам приходится брать жесткие блоки, гарантируя и июньские заезды. И надо отметить, что глубина продаж довольно высокая, в июле-августе спрос нередко превышал предложение – сезон этого года очень удачный, без провалов.

- И что, никаких проблем?

- Ну как же без них. Во-первых, это все те же ведомственные барьеры. Большинство санаториев и турбаз принадлежат крупному бизнесу - ВАЗ, Куйбышевазот и пр. Диалог с малым и средним бизнесом в лице турфирм выстраивается не так уж легко и быстро. Главный камень преткновения – агентское вознаграждение: очень часто и база отдыха стоит пустая, и договор комиссионный невозможно заключить… Абсурд.

Во-вторых, есть проблемы с оформлением земли под новое строительство. Частный бизнес готов вкладываться, но подавляющее большинство турбаз находятся в прибрежной зоне, где новое строительство запрещено. Стройку там называют «реконструкцией». Как решить этот вопрос – не знаю.

- Волжские санатории всегда пользовались популярностью у россиян. Этот спрос сохраняется?

- Санаторно-курортное лечение, пожалуй, наиболее цивилизованный и зрелый турпродукт на Волге, востребованный, качественный и перспективный. Особенной популярностью пользуются санатории с хорошими лечебными природными факторами: курорт Ундоры в Ульяновской области, Сергиевские минеральные воды, из многопрофильных – «Ставрополь» в Тольятти, «Волжский утес», «Русский бор». И замечательно, что 4 июля этого года подписано соглашение о сотрудничестве в сфере туризма трех регионов - Самарской, Ульяновской областей и Татарстана. Это должно положительно сказаться, в том числе, и на развитии лечебного туризма. Вообще, на этом направлении у нас большие планы. Сейчас выпускаем каталог по лечебному туризму, готовим несколько «рекламников» по санаториям, учим собственный персонал продавать лечебные туры, структурируем под лечебный туризм информацию на сайте.

Хотя, конечно, и здесь мешает ведомственная принадлежность. В первую очередь, нас беспокоит отношение некоторых санаториев все к тому же агентскому вознаграждению. Турфирмы много лет продавали, наработали клиентуру и довольно хорошо заполняли санаторий. Вдруг – отменяют комиссию. Что нам делать, «накручивать» стоимость путевки? Это нецивилизованно. Не продавать? Потом санаторий спохватится, а нам снова нарабатывать поток.

Есть еще одно направление, о котором я не упомянула - детские оздоровительные лагеря. В этой связи можно сказать только одно: спрос значительно превышает предложение.

- Перечисляя популярные виды отдыха на Волге, Вы объединили экскурсионные туры и активный туризм.

- Я не оговорилась. В отличие от Санкт-Петербурга и Москвы основной рекреационный ресурс на Волге - природный. Самарская Лука – удивительное место, где Волга делает петлю, образую некий полуостров. Но здесь не только уникальная природа - эндемики и реликтовые растения, совпадение ареалов обитания животных из разных климатических зон, штольни и пещеры. Эти места невероятно насыщены, если так можно выразиться, культурологически. Здесь живут легенды о Степане Разине. Здесь расположено село Ширяево, где Илья Репин писал знаменитых «Бурлаков на Волге». Интереснейший фольклор – сказки и предания Самарской Луки. А еще это общепризнанное уфологическое место с рассказами о фата моргане, летающими ведьмами, подводным мирным городом, подземными старцами, кораблями пришельцев и пр. Так что мы очень эффективно сочетаем в своих программах познавательный аспект и активный отдых.

Правда, есть у нас некое ощущение «мутной воды» - в смысле организации внутренней инфраструктуры парка. Он был образован в 1984 году, но почему-то до сих пор не налажено обустройство маршрутов, объектов отдыха, уборка территории и т.д. При этом с турфирм на эти цели периодически пытаются собрать деньги, и как-то не очень официально. Департамент развития туризма Самарской области пытается изменить ситуацию, но пока его предложения бьются о всевозможные препоны.

- А если говорить о чисто экскурсионных маршрутах?

- Я бы сказала о городской экскурсионке – здесь Тольятти мог бы занять определенную нишу. У туристов вызывает интерес Технический музей, где на площади в 34 га размещена многочисленная техника, реконструкция железнодорожного депо XIX века и даже подлинная подводная лодка. Есть краеведческий, художественный музей, спортивный парк «Спин-Спорт». Однако это направление нуждается в продуманной политике: обустройстве городской среды, грамотно выстроенной имиджевой программе. Хотелось бы, чтобы были четко определены приоритетные зоны развития туризма, где были сформированы и законодательно закреплены концепции развития и застройки. Иначе, пока суд да дело, вся перспективная прибрежная зона будет занята жильем или другими «точечными» объектами – на этом туристический ресурс города и закончится…

- А что Вы можете сказать о модном сейчас направлении бизнес-туризма?

- Направление не только модное, но и перспективное. И ждет серьезной работы. Въезжающих с деловыми целями в регион много, много проводится корпоративных мероприятий. Наша компания в ближайшее время собирается предложить свой продукт в этом сегменте, а пока работаем под заказчика и под запрос. И довольно успешно. Хочется поставить это «на технологические рельсы».

Кстати, на мой взгляд, региональному турбизнесу для создания конкурентного продукта часто не хватает знаний, технологий, автоматизации процесса. А качественное образование – проблема, и не только в нашем регионе. Необходимо менять образовательные стандарты. Основная проблема - отрыв учебных заведений от практики, и не только учебных планов, но и преподавательского состава. Не хватает по-настоящему квалифицированных тренинг-центров для уже работающих специалистов: я, к сожалению, не знаю ни одного достойного в нашем регионе. Надеюсь, пока просто «не свела судьба».

- С какими московскими турфирмами вы работаете?

- По приему? Скорее, дружим – например, с компанией «Златые врата». Они очень выручают, когда к нам обращаются москвичи, чтобы купить путевки в «Волжский утес». Кстати, очень жаль, что московские компании не обращают особого внимания на наш турпродукт. У нас много прямых запросов от москвичей, и им, и нам было бы удобнее работать через агентов в Москве. Но основные наши агенты – фирмы из регионов, прежде всего Самарской, Оренбургской, Ульяновской областей, Татарстана, Мордовии.

- А иностранных туристов вы принимаете?

- О сколько-нибудь серьезном потоке иностранных туристов в Самарскую область говорить не приходится. Конечно, мы хотели бы попробовать себя в этом сегменте рынка. Есть соответствующие наработки - программы изучения русского языка как иностранного, экскурсионные программы, связанные с Волгой, круизные маршруты. Те немногочисленные иностранные туристы, с которыми мы работали, оставались очень довольны, отмечали приемлемые цены, достойную инфраструктуру и традиционное провинциальное гостеприимство. Да и местные органы власти готовы помогать - выпускать каталоги на иностранных языках, участвовать в зарубежных выставках. Но заниматься инкамингом надо, имея в арсенале референс-номер, а для этого придется оформить фингарантии на международный туризм. Для нашей компании обеспечение фингарантий не критично, но в ближайшие годы точно не окупится. Тем более, если размер финансового обеспечения в ближайшее время повысится. Так зачем? Работы и на внутреннем рынке «выше крыши».

Обсудить в telegram

вам может быть интересно